Вторая форма позитивизма
В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской "метафизики" – возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Термин "эмпириокритицизм" был введен Р. Авенариусом (1843-1896) и означал "критику опыта". Представители этого направления обратили внимание на факт относительности научного знания и сделали вывод о том, что наука не дает подлинной картины реальности, а доставляет лишь "символы", знаки, отметки для практики. В центр внимания выносятся такие проблемы, которые последователи Конта считали слишком "метафизическими": природа познания, опыта, проблема субъекта и объекта, характер категорий "вещь", "субстанция", природа основных "элементов” действительности, взаимоотношение физического и психического и т.д. К анализу таких проблем философию подталкивало само развитие науки. Поэтому наблюдается постепенное сближение науки и философии, от чего так упорно открещивались первые позитивисты.
Эмпириокритики считали, что задача философии состоит не в построении "синтетической" системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Вторая историческая форма позитивизма, таким образом, отличается от первой не только пониманием характера общих проблем, подлежащих философскому рассмотрению, но и определением самого предмета философии.
В то же время есть и внутреннее сходство этих форм. Оно заключается в стремлении лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей философской проблематики. Анализируя традиционные философские проблемы, эмпириокритики переформулировали их таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность всех предлагаемых в философии решений. Так,Э. Мах (1838-1916) ввел понятия "элементов мира" (физические и психические ощущения), с помощью которых он пытался преодолеть разрыв между материализмом и идеализмом, но еще более запутал этот вопрос, приняв установку субъективно-идеалистической философии Д. Юма и Д. Беркли. Все существующее объявлялось им ощущением. Он исходил из верного положения о том, что ощущения есть начальный этап человеческого познания. Но Мах называл этот этап и окончательным источником познания. Там, где Беркли прямо апеллировал к богу как к источнику ощущений, Мах ввел тезис об их "нейтральности".
Эмпириокритики уделяли философской проблематике гораздо больше внимания, чем позитивисты XIX в., и в то же время они усилили "антиметафизическую" (антиматериалистическую) направленность позитивизма. Эмпириокритицизм характеризуется расширением эмпиризма и феноменализма и более последовательным проведением идеала "описательной" науки. Эмпириокритики негативно отнеслись к переориентации научного естествознания конца XIX в. в сторону практики и фундаментальных исследований. Конт, Спенсер, Милль хотя и требовали, чтобы наука избавилась от "метафизики", но при этом они внесли положительный вклад в познание в виде обобщения результатов научного исследования. Эмпириокритики видели основное назначение философии как теории познания в очищении науки от всех "метафизических фикций".
При многих погрешностях в рассуждениях заслуга эмпириокритиков состоит в том, что они сосредоточились на проблеме связи абстрактных понятий теории с эмпирическими данными. Эмпириокритицизм возник на переломном этапе развития науки и естественно, что был поставлен вопрос о том, насколько обоснованы в опытных данных возводимые наукой логические построения. Работы Маха "Механика", "Познание и заблуждение" и Авенариуса "Критика чистого опыта" сыграли важную роль в критике механистических воззрений, господствовавших в науке. Так, в них подвергались сомнению ньютоновская концепция причинности, классические представления об "абсолютности" пространства и времени. Однако методологические рекомендации, предлагаемые в них, резко противостояли тенденциям развития естествознания. Вместо конкретных исследований эмпириокритики предлагали феноменологический метод описания, скольжения по поверхности явлений. Произвести теоретический синтез с помощью данного метода, избегая мировоззренческих позиций, не представлялось возможным.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1990;