Чистописание в I классе


 

В I классе работа по каллиграфии практически начинается одновременно с процессом обучения письму. По мере изучения букв дети знакомятся с их рукописным начертанием, со способами их соединений в словах. Работают над соблюдением при письме: а) одинакового наклона букв и их элементов; б) параллельности штрихов; в) одинаковой высоты букв; г) одинакового расстояния между словами на строке и др.

В течение всего периода обучения грамоте учащиеся пишут в рабочих прописях с постоянной зрительной опорой в виде об­разцов букв с указателями начала и дальнейшего направле­ния движения руки, слов, предложений.

Несмотря на то, что первоначальный период обучения письму шестилетних учеников значительно дольше (7,5 месяца), чем се­милетних (по системе I—III классов — 3,5 месяца), в формирова­нии графического навыка у них удается достичь меньших резуль­татов. Обычно у них нет точности в воспроизведении формы многих букв, особенно заглавных, нет уверенности, четкости в проведении горизонтальных и вертикальных линий, чаще наблю­даются явления дрожания пальцев при начертании прямых палочек, штрихов, далеко не всеми соблюдаются требования, предъявляемые к письму.

Наличие отмеченных недочетов обусловлено, с одной стороны, недостаточной развитостью механизма руки шестилетнего ребенка, с другой — недостатком времени, отводимого для работы над формой букв в период обучения грамоте.

В послебукварный период меняются и условия письма. Учащиеся начинают работать в обычных тетрадях для I класса. \\ тетрадях отсутствуют опоры-образцы, к которым дети привыкли при письме в прописях. Учащиеся больше начинают работать С упражнениями учебника «Письмо», данными печатным шриф­том, при выполнении которых им приходится одновременно решать несколько задач: заменить печатную букву соответствующей рукописной, точно воспроизвести ее форму, правильно соединить с другими буквами в составе слов, рационально расположить слова на строке, выполнить задания, данные к упражнениям, и др.

С целью совершенствования техники письма учащихся программой и учебным планом предусматривается проведение в I и II классах специальных уроков чистописания.

Учитывая, что специальных занятий по чистописанию в I клас­се немного, они прежде всего должны быть направлены на отработку форм тех букв, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения. Как показывает практика, это строчные буквы ш, м, т, к, а, в, ч, з, д, б; прописные П, Т, Н, К, В, 3, Д.

С I класса учитель должен приучать школьников к связному (безотрывному) написанию как отдельных букв, так и 2—3 букв, выполняющихся естественными движениями рук, типа:

 

и др. Их можно давать под несколько ускоренный счет.

Исходя из задач уроков чистописания в I классе, примерная их тематика может быть следующей:

1 -й урок — письмо строчных и заглавных букв и, ш, л, м, И, Ш, Л, М; буквосочетаний с повторяющимся элементом — прямой чертой с закруглением внизу: ши, им, ли, шли и т. и.

2-й урок — письмо строчных букв щ, ч, к; заглавных К, Н.

3-й урок — письмо строчных букв п, г, т, р; заглавных П, Т.

4-й урок — письмо строчных букв е, а, д; заглавной бук­вы Д.

5-й урок — письмо строчных букв в, з; заглавных В, З, Е.

Содержание уроков чистописания по видам работ в основном такое же, как в период обучения грамоте: работа над буквами, буквосочетаниями, словами, предложениями, но основное внима­ние уделяется формированию графического навыка. Отсюда более тщательная работа над формами группы букв, включающих элементы, выполняемые одинаковыми движениями руки, над трудными соединениями этих букв, закрепление осваиваемых букв в разных позициях в слове при их письме как отдельно, так и в составе предложений. С целью развития легкости движе­ний руки, необходимых для начертания букв той или иной группы, в урок включаются также специальные подготовительные упраж­нения для руки, которые проводятся как в воздухе, так и в тетради в виде изображения бордюров, узоров, росчерков. В отличие от подобных упражнений в прописях бордюры имеют вид более ритмизованного орнамента и выполняются самостоятельно не путем копирования (обведения), а путем воспроизведения с опо­рой на сличаемый образец.

Например:

Упражнения типа росчерков, включенные в образцы-прописи, как правило, предлагаются детям для обведения тупым концом ручки по контурам росчерка.

Для иллюстрации отбора материала приведем фрагмент 3-го урока «Буквы п, г, т, р; П, Т», относящийся к работе над строчными буквами п, г. Подготовительные упражнения для руки можно провести следующие:

1) в воздухе — «человечек идет по холмам и горам» — выполняются пальцами движения, имитирующие ходьбу (попеременное выдвижение вперед указательного и среднего пальцев правой руки) по «горам» (выполнение волнообразных движений типа:

кистью, предплечьем с некоторым приподниманием локтя);

2) в тетради — выполнение ритмизованной цепочки:

 

3) затем строится работа над буквами — сначала буквой п затем г (последняя труднее выполняется — часто теряется правильный наклон, появляется изгиб прямой, а буква п как бы задает нужные ориентиры):

При работе над буквосочетаниями отбираются такие, которые требуют разного типа соединений: а) верхнего — пи, гр и т. п. (обращается внимание на доведение соединительного штриха до верхней линии рабочей строки: и повторное проведе­ние прямой черты следующей буквы по верхней части этого штриха: , так же как при письме букв и, ш,

л, м); б) нижнего — пл, по, гм, га (в этом случае соединитель­ный штрих, наоборот, короче, чем при письме отдельной буквы); в) среднего — ог.

Все буквосочетания закрепляются в словах или сочетаниях слов типа гуси гогочут га-га и пр.

Как правило, при работе над формой нескольких букв преду­сматривается их общее закрепление в ходе письма в составе слов предложения, которое подбирается с учетом максимального использования в его составе изученных букв в разных соедине­ниях. Так, например, при работе над формами букв и, ш, л, м, И, Ш, Л, М можно предложить для списывания с образца предложение: Инна, Миша и Лина — малыши.

При подборе учебного материала учитываются также возмож­ности его использования для повторения изученных сведений о языке (написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; обозначение мягких согласных с помощью мягкого знака и гласных е, ё, ю, я, и, написание большой буквы в именах, в начале предложе­ния, точки в конце предложения и пр.), а также для развития речи учащихся. Поэтому тематика и содержание предложений должны быть близки жизненному опыту первоклассников.

При проведении уроков важно, учитывая возрастные особен­ности детей, обеспечить в течение всего урока интерес их к записываемому материалу, внимание и работоспособность, пре­дупреждать перегрузку мышечного аппарата руки шестилетнего ученика.

В этих целях учитель проводит систематическую работу с детьми по выполнению правил посадки, положения тетради, ру­ки как в начале, так и в течение всего урока, особенно перед записью материала. Это могут быть и требования учителя, предъ­являемые к коллективу всего класса, и индивидуальная помощь тому или иному ученику в принятии правильной рабочей позы, и проведение специальных контролирующих упражнений и др.

Наряду с этим учитель планирует не менее 3 физкультмину­ток, проводимых обычно после записи 2—3 строк в тетради (в сумме), всего за урок в среднем записывается 5—6 строк. Естественно, что в ходе работы над каждыми 2—3 строками учитель чередует письмо с устными видами упражнений (анализ' буквы, сличение написанного с образцом, нахождение лучших букв, недочетов, объяснение их причин, показ на доске и пр.).

Физкультминутки могут проводиться по-разному: стоя, сидя, в движении; молча, с речевкой, под музыку и др.

Упражнения подбираются с учетом их максимального воздей­ствия на группы мышц шеи, спины, груди, рук. В состав упраж­нений для физкультминуток (а также в начале урока, перед выполнением письменных заданий) включаются специальные подготовительные упражнения для всех звеньев руки — пальцев, кисти, предплечья, локтя, плечевой части. Это могут быть такие упражнения, как сгибание и разгибание пальцев руки, имитация пальцами игры на пианино, вращения волчка, юлы, соления пищи, ходьбы человечка, стука дождя по крыше, вращательные движения кистей рук, рисование и окрашивание фигур в возду­хе, имитация руками (включая предплечья) различных действий 96 человека (колем дрова, пилим бревно, стреляем из лука, сры­ваем с дерева яблоки и т. п.).

Привлекает внимание учащихся к записываемому материалу, снимает усталость, повышает работоспособность и использова­ние в уроке игр, игровых ситуаций, игровых и занимательных заданий.

Например, для группировки букв, имеющих в своем составе общий элемент — прямую черту с закруглением внизу: , можно предложить детям на время стать «рыболовами». Тот рыбак окажется удачливей, кто больше и быстрее выловит букв на крючок и с крючком — элементом. Если предварительно выбор (ловлю) осуществлять с печатными буквами, то в игре одновременно можно проверить, насколько быстро дети могут мысленно переводить печатный образ буквы в письменный, что очень важно для процесса письма.

Во время анализа строения буквы или для проверки степени запоминания рукописной формы буквы (на выбор учителя) можно создать следующую игровую ситуацию: на доске учитель рисует «окно находок» и помещает в него элемент какой-либо буквы, например: и т. д. Дети должны указать букву (назвать, написать), которая могла потерять этот элемент.

В целях развития каллиграфической зоркости и умения испра­вить неточности написания буквы, слова и др. можно периодичес­ки открывать в классе «лечебницу Айболита», который всегда правильно поставит диагноз и даст рецепт для лечения (в роли «доктора» могут побывать разные ученики).

Для развития у ученика стремления к четкому красивому написанию буквы, слова, предложения можно обращаться к приему, который часто использовался в период обучения грамоте: «Научи Буратино писать букву ...», «Объясни Незнайке, как писать слово ...», «Самое красивое предложение подарим нашей гостье — лисичке, кукле Кате» и т. п. Можно по итогам урока чистописания выбирать «Мальвин» (по очереди) и организовы­вать «школу Мальвины» (ученица, выбранная Мальвиной, имеет право как учитель посмотреть тетради, дать совет, наконец, попробовать записать свой материал на доске).

Элементы игры и игровые ситуации можно проводить и в целях привлечения внимания к тому материалу, который подле­жит записи на том или ином этапе урока.

Для уроков чистописания в I классе большое значение имеет использование различных средств наглядности: прописы­вание образцов в тетрадях, показ на доске, демонстрация образ­цов букв письменного шрифта на карточках (из альбома Ф. Г. Голованова «Демонстрационные карточки печатных и письменных букв», М., 1985), на большом плакате алфавита

заглавных и строчных букв, показ образцов различных соедине­ний букв на таблице, работа с плакатом «Правильно сиди при письме» и др.

Одним из главных демонстрационных приемов в I классе явля­ется показ учителем на доске. Учитель обращает внимание не только на точность воспроизведения того или иного элемента, но и на последовательность движений руки при написании буквы, соединений, слова, предложения. Параллельно предупреж­даются все возможные ошибки фонетико-графического, орфогра­фического характера.

При работе с прописями ведущим приемом становится списы­вание с образцов. Поэтому и одной из задач учителя является обучение первоклассников приемам правильного списывания и точного сличения с образцами. Этому они учились в период обу­чения грамоте, работая с рабочими прописями. Сейчас эти важные умения формируются в несколько новых условиях, акцент в большей степени делается на точность воспроизведе­ния формы буквы, слова и др. по отношению к исходному образцу.

Вся подготовительная работа перед списыванием прово­дится в соответствии с общепринятой методикой (уточняется смысл, состав, правописание, анализируются графические труд­ности) .

После записи каждой буквы, каждого слова ученик сличает их с изображением в прописях, находит допущенные неточ­ности, устанавливает причины их появления и при написании следующих букв, слова старается не допустить прежних недо­четов.

На этом этапе важно, чтобы ученики не спешили закон­чить строку. Учитель после записи 3—4 букв, одного слова органи­зует коллективную проверку, сопровождая ее устным оценочным комментарием. Необходимо, чтобы любое улучшение качества письма каждого ребенка было замечено и отмечено учителем. В целях воспитания у учащихся стремления писать лучше, чище, красивее многие учителя, кроме словесных оценок, часто исполь­зуют в практике работы такие приемы, как показ лучших работ, тетрадей, прикрепление звездочек, флажков за хорошо выполненные работы и т. п.

Таким образом, урок чистописання в I классе должен отве­чать многим гигиеническим и дидактико-методическим требова­ниям и в первую очередь должен быть направлен на формирова­ние каллиграфических навыков письма учащихся.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 7391;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.