Проблема иностранцев и переселенцев
Германия оказалась в фокусе миграционных процессов, форсируемых глобализацией. По числу проживающих в ней иностранцев ФРГ занимает третье место в Европе после Люксембурга и Швеции. В ФРГ в 2004 г. проживало около 8 млн иностранцев. Демографы считают, что при сохранении этой тенденции в 2015 г. в Германии некоренное население будет составлять 19 % от всех жителей страны. В составе иностранцев есть выходцы со всех континентов мира, но 80 % из них являются европейцами, а самую многочисленную группу составляют турки, их по разным данным от 2,5 до 3 млн человек. Почти 70 % всех иммигрантов проживают в четырех западных землях: Северный Рейн-Вестфалия, Баден-Вюртемберг, Бавария, Гессен. В новых землях доля иностранцев невелика: лишь в Бранденбурге и Саксонии она достигла 2 %.
В отличие от предшествующих десятилетий, специфика состоит в том, что значительную массу иностранцев составляют беженцы. Это люди, подвергшиеся преследованию на родине по политическим или религиозным мотивам, лица, бежавшие из мест военных и этнических конфликтов. В их состав входит группа «экономических беженцев», покинувших регионы с крайне низким уровнем жизни. Многие из них проникают в ФРГ нелегально. В 1990-е гг. более половины беженцев составляли жители Турции, бывшей Югославии и Румынии. Конец 1980-х — начало 1990-х гг. были отмечены также массовым притоком переселенцев из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, в которых из-за политической и экономической реконструкции возникли политическая нестабильность и бедность.
Наличие столь массовой группы некоренного населения порождает в ФРГ множество социально-политических, правовых, культурных проблем, и урегулирование их превратилось в целое направление внутренней политики. Однако выработка оптимальной политики в отношении иностранцев затрудняется противоречивой оценкой их роли в германском обществе. Постарение и замедление прироста коренного населения не только вызывает перенапряжение социальной системы, но в ближайшие два десятилетия, по прогнозам демографов, вызовет недостаток рабочей силы. Иностранцы же являются преимущественно людьми молодого и среднего возраста. Так, в 1995 г. 79 % въехавших в Германию были моложе 45 лет, они, как правило, берутся за любую работу, трудятся в двух-трех местах и пополняют взносами социальные фонды страны, помогая тем самым обеспечить высокий уровень жизни немцев-пенсионеров.
Большинство гастарбайтеров, как их часто по традиции продолжают называть, заняты в таких малопрестижных для коренных немцев сферах, как гостиничный сервис, опека инвалидов, престарелых, тяжелобольных, службах по санации общественных мест. Они трудятся также в отраслях, требующих применения тяжелого физического труда либо сопряженных с риском для здоровья: в литейном производстве, горном, строительном деле, сельском хозяйстве, транспорте, на предприятиях атомной промышленности. В 1997-1998 гг. процент безработных от числа занятых составил 10-11 %, среди иностранцев — 23-24 %. Наряду с некоторыми преимуществами, которые дает применение рабочей силы иностранцев и переселенцев, наличие большого числа безработных среди них отягощает институты социального государства ФРГ, углубляет кризис. Лишь 6,5 % иностранцев имеют собственные квартиры или дома, а 90 % арендуют жилье. У коренных жителей это соотношение равно 55 и 43 %.
Для представителей молодого поколения иностранцев острой проблемой является получение качественного образования и квалификации. Хотя их положение улучшилось в сравнении с 1980-ми гг., но в 1997 г. 19,4 % юношей и девушек иностранного происхождения не окончили даже общеобразовательную школу, высшее образование имели лишь 9 % молодых людей (из коренного населения 25,5 %). В 1999 г. около половины молодых иностранцев 20-25 лет обратились к поискам работы, не имея какого-либо профобразования. У иностранцев нередко возникают проблемы межкультурного взаимодействия с коренным населением и другими этносами. Среди них отмечается более высокий уровень криминогенности.
Несмотря на трудности, части иностранцев в 90-е гг. удалось изменить свое положение в лучшую сторону. Это были, прежде всего, те, кто длительное время прожил в ФРГ, адаптировался в ней, получил гражданство, приобрел образование и современную квалификацию. Число имеющих самостоятельное дело увеличилось среди них с 121 тыс. в 1987 г. до 250 тыс. в 1998 г.
В 1990-1993 гг. в ФРГ развернулась кампания массированных нападок на проживающих в ФРГ иностранцев. Ее начали правые издания «Бильд-Цайтунг», «Вельт ам Зонтаг» и др., которые писали о том, что помощь иностранцам обходится германским налогоплательщикам в 3 млрд марок в год и истощает социальные фонды страны, что надо ужесточить иммиграционное законодательство и даже отменить право на убежище. Социологи выявили наличие предубеждений против иностранцев у половины населения ФРГ, у части населения отмечался рост враждебности к иностранцам и готовность к насилию по отношению к ним. Особо высокий уровень агрессии был отмечен в восточных землях. Хотя доля иностранцев в составе населения новых земель составляла в 1991 г. всего 1,1 % (на Западе — 7,3 %), число нападений на них здесь было в два раза выше, чем на Западе. Главной причиной нетерпимости жителей новых земель к переселенцам явилась боязнь, что на «чужаков» будут использованы средства, предназначенные для реформ в их регионе. Весной 1991 г. почти ежедневно происходили блокады и поджоги мест проживания, нападения и избиения иностранцев, которые нередко приводили к тяжелым телесным повреждениям и даже смертям. Агрессивную позицию по отношению к иностранцам в этот период занимали 10-15 % населения страны, главным источником враждебности являются социальные мотивы, ведь в ФРГ переселяются не просто чужие, а бедные чужие.
Законодательство в отношении иностранцев в 1990-е гг. неоднократно изменялось. Власти ФРГ стремились, в первую очередь, создать условия для более полной интеграции в общество тех иностранцев и их детей, которые на законных основаниях прожили в Германии более 20 лет и внесли вклад в ее развитие. В 1992 г. бундестаг принял закон о «поздних переселенцах», который выделил группы иностранцев, получивших приоритеты при въезде в ФРГ. К ним отнесены жители германского рейха, находившиеся на его территории до 31 декабря 1937 г., лица немецкого происхождения, проживавшие в Судетской области, Данциге, Восточной Пруссии. В категорию «поздних переселенцев» входят также этнические немцы, в том числе бывшие граждане СССР, подвергшиеся в 1941-1945 гг. депортации и другим преследованиям из-за своего происхождения. В группу «поздних переселенцев» были включены и граждане ГДР, бежавшие в ФРГ до 1990 г., а также евреи, пострадавшие в период Третьего рейха.
В целом статус «поздних переселенцев» дает право на гражданство по прибытии в Германию и на помощь из ее социальных фондов. Для них создана сеть языковых курсов и программ профессиональной адаптации. До 1995 г. 50 % въехавших в ФРГ являлись «поздними переселенцами». Лишь из республик бывшего СССР в Германию переселились 1,3 млн человек. Наряду с российскими немцами значительную часть из них составили лица еврейского происхождения, как правило, получившие даже некоторые преимущества перед другими группами «поздних переселенцев».
Новый закон о гражданстве, принятый в 2000 г., облегчает получение статуса гражданства взрослыми иностранцами, особенно европейцами. С 15 до 8 лет снижен срок проживания в стране, дающий статус гражданина ФРГ. Дети иностранцев, родившиеся в ФРГ, получают гражданство сразу. Закон обязывает соискателей гражданства знать немецкий язык, быть в состоянии содержать себя и членов семьи. Правительство Г. Шредера в связи с массовой безработицей в стране и ростом недовольства у населения притоком иностранцев, ограничивает импорт рабочей силы.
С 1 января 2005 г. вступил в силу новый «Закон об иммиграции». Вместо прежней запутанной системы с ее пятью видами разрешений на проживание в Германии вводится лишь два вида разрешений: на временное и на постоянное проживание. На постоянное проживание имеют право лица, прибывающие в Германию с целью получения образования, трудовой деятельности в ФРГ, воссоединения семьи, а также по причинам гуманитарного характера. По новому закону квалифицированные иммигранты (ученые, компьютерные специалисты и др.) впредь смогут жить и работать в ФРГ неограниченное время, более надежным станет статус пребывания в ФРГ беженцев, которые подвергались на родине гонениям.
И наоборот, ужесточаются меры и расширяются возможности для депортации из Германии нежелательных иностранцев, подозреваемых в террористической деятельности (особенно тех, которых заподозрили в связях с исламскими террористами), а также проповедующих в Германии идеи расовой или религиозной нетерпимости.
Вводятся совершенно новые положения, которых раньше не было в разрозненном законодательстве по иммиграции. Это положения для тех, кому необходим статус «иммигранта», но реальных оснований нет. Для этого необходимо инвестировать в Германию минимум 1 млн евро и создать здесь, по меньшей мере, 10 рабочих мест.
В области интеграции иностранцев акцент делается на создание языковых и интеграционных курсов для иммигрантов. Поздние переселенцы и члены их семей, намеревающиеся въехать в Германию, должны будут предварительно доказать, что владеют основами немецкого языка, а в самой Германии посещать языковые и интеграционные курсы. Однако их посещение будет носить обязательный, а не добровольный характер.
Благодаря новому иммиграционному закону, впервые официально признается, что Германия — это страна иммиграции, но этот процесс не будет активно расширяться, как это первоначально планировалось, а наоборот, будет строго регулироваться и ограничиваться.
Правый экстремизм
В единой Германии сохранились активно действующие праворадикальные и неонацистские организации. В начале 1990-х гг. было зарегистрировано 76 таких организаций с 42 тыс. членов и 6 тыс. боевиков. В праворадикальном лагере самой известной остается Республиканская партия (РП), которая наиболее влиятельна в Баварии и Баден-Вюртемберге. Число ее приверженцев оценивается в 15 тыс. человек. Среди них преобладают мужчины до 30 лет с низким образовательным уровнем, выходцы из крестьян, рабочих, мелких предпринимателей и государственных служащих. Партия имеет сплоченное, идейно убежденное ядро, которое увлекает за собой аморфную массу сторонников. К правому радикализму обращаются люди, испытывающие острое недовольство существующей политической системой ФРГ, политикой правительства, неуверенность в будущем, проникнутые националистическими предрассудками.
Лидеры Республиканской партии официально отмежевались от кровавых преступлений нацистов, подчеркивают приверженность Основному закону ФРГ, уважение к правам человека, нацеленность на решение социальных и экологических задач. В то же время «сверхценностью» провозглашается «нация». В Аугсбургской программе (1993) республиканцы выступили в защиту «этнической целостности» немцев, против «европеизации», «американизации», «исламизации», «мультикультуры» и пр. Партия воспитывает ненависть к переселенцам, требует поставить заслон их массовому притоку в ФРГ. Республиканцы обвиняют иностранцев в росте преступности, безработицы, истощении социальной системы и призывают к их изгнанию. Во внешнеполитическом разделе программы РП ставится под сомнение граница по Одеру-Нейсе, вновь высказываются претензии на восстановление Германии в границах 1937 г. Партия хотя и признает необходимость интеграции Европы, но выступает против договора о создании Европейского союза 1992 г., утверждая, что он наносит ущерб национальному суверенитету. Республиканцы ратуют за отказ Германии от международных обязательств и участия в конфликтах за пределами страны.
Противоречивым является развитие неонацистской Национал-демократической партии Германии (НДП). В 1990-е гг. ее представительство в ландтагах резко сократилось, до 5,2 тыс. упала численность (1999). Но НДП сохранила свой костяк и пытается использовать недовольство населения безработицей, экономическими трудностями, кризисом социальной системы, притоком иностранцев в ФРГ. Неонацисты особо активную работу развернули в Восточной Германии, где сохраняется экономический кризис, высок уровень безработицы среди местного населения, нарастают экстремистские настроения. Особое внимание они уделяют безработным, утратившим свой статус, молодежи новых земель и переселенцам из стран СНГ, испытывающим трудности в адаптации к жизни в ФРГ
Опросы 2000 г. выявили у 58 % восточногерманского населения недовольство существующей в ФРГ демократией. Распространение праворадикальных и националистических настроений у части жителей восточных земель ФРГ связано также с крахом социализма, принципов коллективизма и их традиционных представлений о цивилизации Запада. Как и некоторые группы «поздних переселенцев», они нередко склонны к упрощенным толкованиям, предрассудкам в отношении иностранцев. Лидеры неонацистов формируют из переселенцев негерманского происхождения образ «нового врага», убеждают своих сторонников, что иностранцы, наряду с властью, повинны в большинстве проблем этнических немцев. Часть жителей новых земель разделяет суждение правых о том, что правительство сначала должно решить их проблемы, а не тратить средства на иностранцев. За 1990-е гг. численность неонацистов в Восточной Германии выросла в два раза. В 1990-1993 гг. было зарегистрировано около 3 тыс. случаев насилия с их стороны. И в последующие годы применение насилия держалось на стабильно высоком уровне. В 1990-2000 гг. в столкновениях с правыми экстремистами погибло 138 человек.
Праворадикальные объединения широко используют Интернет, Они создали единую информационную сеть, распространяют диски с пропагандистскими материалами, указаниями по изготовлению взрывных устройств и по подготовке провокаций. В ответ на карательные меры государства правые экстремисты производят слияния, создают новые организации, уходят на нелегальное положение. Формированию массового движения препятствуют внутренние междоусобицы, распри в руководстве.
В 1990-гг. в ФРГ создан ряд организаций, деятельность которых направлена против правого экстремизма: «Акция мужества», «Союз во имя демократии и толерантности» и др. В конце 1992 г. в демонстрациях против антисемитизма, насилия, вражды к иностранцам участвовало около 3 млн человек. Неприятие насильственных действий террористического характера возросло после событий 11 сентября 2001 г. в США. Правительство главным средством борьбы с правым экстремизмом считает решение социальных проблем, обеспечение стабильного экономического роста, знакомство с культурой других народов.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 326;