Социальный институт
Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются, и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.
Так, например, банки, как элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт.
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство.
Р. Миллс, понимает институт как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образующим институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие.Социальный институт представляет собой:
– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
– формальную и неформальную организацию;
– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
– обособленный комплекс социальных действий.
Институционализация(Т. Парсонс) – закрепление во времени отношения между участниками действий таким образом, что их поведение сохраняется независимо от того, кто конкретно участвует во взаимодействии. Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
(1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
(2) формирование общих целей;
(3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
(4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
(5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
(6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
(7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.
Герхард Лепски систематизировал потребности институционализации: (1) в коммуникации (язык, транспорт) (2) в производстве продуктов и услуг (3) в распределении благ (4) в безопасности граждан (5) в поддержании системы неравенства (6) в контроле за поведением общества (решения, мораль).
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Признаки главных институтов общества
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1 Установки и образцы поведения | ||||
Привязанность, Лояльность, Ответственность, Уважение | Послушание, Лояльность, Субординация | Производительность, Экономность, Производство прибыли | Любовь к знанию, Посещаемость | Почтительность, Лояльность, Поклонение |
2 Символические культурные признаки | ||||
Обручальное кольцо Брачный ритуал | Флаг, Печать, Герб, Национальный гимн | Фабричная марка, Патентный знак | Школьная эмблема, Школьные песни | Крест, Иконы, Святыни, Гимн |
3 Утилитарные культурные черты | ||||
Дом, Квартира, Мебель | Общественные здания, Общественные работы, Бланки и формы | Магазин, фабрика, Оборудование, Бланк и формы | Классы, Библиотеки, Стадионы | Церковные здания, Церковный реквизит, Литература |
4 Кодекс устный и письменный | ||||
Семейные запреты и допущения | Конституция, Законы | Контракты, Лицензии | Правила учащихся | Вера, Церковные запреты |
5. Идеология | ||||
Романтическая любовь, Совместимость, Индивидуализм | Государственное право, Демократия, Национализм | Монополии, Свободная торговля, Право на труд | Академическая свобода, Прогрессивное образование, Равенство при обучении | Православие, Баптизм, Протестантизм |
– культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ;
– кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля;
– идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом.
Институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.
Стратификация
Создателем современной теории стратификации считается Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Стратификация – распределение общественных групп в иерархическом порядке.
Под соц. стратификациейпонимается процесс и результат дифференциации общества на различные соц. группы, отличающиеся по своему общественному статусу. Под соц. статусом понимается совокупность прав и обязанностей и ответственности, власти и влияния, которой обладает личность (чаще всего профессия, доход, собственность, участие во власти, образование).
Как правило, три понятия - неравенство, равенство и справедливость - анализируются в тесной связи друг с другом. Категория социального равенства является социологическим понятием. Ее легко операционализировать с помощью такого показателя, как душевой или семейный доход. Напротив, категорию социальной справедливости следует рассматривать как морально-политическую. Она не поддается количественному измерению и точному описанию.
Равенство имеет три значения:
1. равенство перед законом, легальное (формальное) равенство - выражается в равенстве всех граждан перед законом (это относительно новое понимание равенства, появившееся в Западной Европе в ХVII-ХVIII веках);
2. равенство возможностей - каждый имеет одинаковые шансы добиться в жизни всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам и способностям (с этим связана проблема социальной мобильности, неосуществившихся желаний, неудачного стечения обстоятельств, помешавших реализоваться, недооценки заслуг и непризнания, неравного жизненного старта);
3. равенство результатов - каждый должен иметь одинаковые стартовые возможности независимо от таланта, усилий и способностей (идеальным воплощением такого равенства является социализм).
Все общества, за исключением простейшего охотников и собирателей, характеризуются всеми тремя типами неравенства, выделенными М. Вебером в понимании власти: неравенство вознаграждения, неравенство статусов, неравенство доступа к политической власти.
Оказывается, богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот (закон Энгеля: чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания;закон Райта (1875) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходе). Необходимое следствие разделения труда (уже потом – государственности, централизации власти и т.п.)
Парсонс выделил три критерия соц. стратификации:
– качество, т.е. предписание личности определенной характеристики, позиции;
– исполнение, т.е. оценка деятельности данной личности сравнительно с деятельностью других;
– обладание материальными ценностями или духовными, талантом.
Социальный статус человека можно измерить как комплексное число:
СС=Re(Богатство + Власть + Интеллект) + Im(Престижность)
Под богатством понимается собственность и доход. Власть чаще всего измеряют в количестве подчиненных, а интеллект - в годах обучения. Престижность есть искусственно созданная и контролируемая система приоритетов в отношении различных социальных феноменов (мода, реклама).
Чем выше место в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые управленческие решения. Чем выше качество принимаемого решения, тем выше должна быть ответственность. Чем выше ответственность за принимаемое решение, тем больше властных полномочий для проведения в жизнь данного решения должен иметь этот человек.
РОССИЯ Известно, что тот "культурный слой" (правильнее сказать, модернизированная часть общества), который был необходим для государственного строительства, восстановления и развития хозяйства после гражданской войны 1918-1921 гг., имел не классовую, а сословную природу. Чиновничество, офицерство, интеллигенция и даже торговцы в царской России были сословиями, сохранявшими свою довольно закрытую культуру. Отсутствие гражданского общества не позволяло построить государство и "снизу". Стихия Советов была приведена в дееспособную систему благодаря двум гениальным открытиям. Первое из них - "партия нового типа", которая представляла собой постоянно действующий поместный собор и рыцарский орден одновременно. Второе - "номенклатура", учрежденная в 1923 г., которая соединяла в масштабе страны кадры управления в единую подчиненную центральной власти систему. Но затем произошло то, что М. Вебер называет "институционализацией харизмы" - героические "рыцарские" сословия устоялись и обустроились. Таким мы и помним советское общество 80-х годов.
Теория элит
Основоположниками теории являются В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941) и Р. Михельс (1876-1936). В. Парето называл элитой совокупность индивидов, которые «свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Согласно Парето, элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Элита существует в любом обществе и при любом политическом строе. Моска развивал представление о том, что «во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей - класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым:»
Р. Миллс открыл «железный закон олигархии», управляющий всеми социальными организациями. По мнению американского политолога Р. Миллса, правящая элита - это единая сплоченная группа, монополизирующая сферу господства. Миллс утверждал, что во властвующую элиту входят главы крупнейших корпораций, политические лидеры и военное руководство. Наконец, внизу пирамиды находятся те, кто составляет «массовое общество» - политически аморфное и безвластное большинство населения страны.
Гвидо Дорсо, развивая идеи Миллса, предположил, что общество можно разделить всего лишь на две части - правящий класс (политические, интеллектуальные и экономические лидеры) и управляемые классы, составляющие большинство населения. Как только первый замыкается сам в себе и служит собственной выгоде, в среде вторых возрастают степень социальной напряженности и готовность к революции.
Мобильность
Соц. мобильность – перемещение личности или соц. группы из одного соц. страта в другой, изменение места соц. субъекта в соц. структуре. Мобильность - это изменение отдельным индивидом или целой группой места в социальном пространстве, которое включает экономическое, политическое или профессиональное подпространства.
Горизонтальная/вертикальная; индивидуальная/групповая; межпоколенная/внутрипоколенная. Диапазон, скорость, объем и направление мобильности.
Наиболее подробно П. Сорокин проанализировал экономическую стратификацию, изменение которой во времени описывал с помощью термина «флуктуации». Во всех обществах уровень благосостояния и дохода (критерии экономической стратификации) меняется во времени. Если неравенство в обществе очень сильное, доходы богатых намного превышают доходы бедняков, то профиль пирамиды высокий, и наоборот. Таким образом, с течением времени происходит то уменьшение, то увеличение высоты экономической пирамиды. Это явление и называется флуктуацией. Если уровень экономического неравенства достигает «точки кипения», общество ожидают социальная революция, восстания, смена правящей верхушки, иными словами, очень неспокойный период жизнедеятельности.
Вертикальная соц. мобильность связана с повышением или понижением соц. статуса (повышение в должности - восходящая или нисходящая). Горизонтальная соц. мобильность означает перемещение людей в рамках одного и того же соц. уровня (с одной зарплаты на такую же в другое учреждение).
В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации (индустриальное общество – открытого типа, например, в отличие от сословного).
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3433;