Особенности фотографирования при низкой освещенности
Эффективность использования фотоснимков в уголовном судопроизводстве во многом зависит от их качества. На качество изображения влияют условия съемки, в том числе и освещенность объекта.
Съемка при недостаточном освещении ведет не только к получению недодержанных негативов. На снимках ухудшается резкость элементов обстановки из-за недостаточной глубины резко передаваемого пространства, поскольку фотографировать приходится с максимально возможными диафрагмами. Повысить качество снимков при недостатке освещения позволяют фотографирование с длительными выдержками, использование дополнительных осветительных приборов, повышение светочувствительности фотоматериала увеличением времени проявления и химическим усилением.
Фотографирование с произвольными выдержками. Этот способ съемки при недостаточном освещении является наиболее простым и эффективным. Используя аккумулирующую способность фотоматериала, он дает вполне приемлемые результаты, если освещение относительно равномерно по глубине фотографируемого пространства. При разных условиях освещения и минимальных значениях диафрагм (11–16) оптимальную плотность изображения получают с выдержками от 1 до 30 с.
Перед съемкой фотокамеру устанавливают на штативе. Объектив фокусируют по сюжетно важным деталям или по гиперфокальному расстоянию. Скорость работы затвора устанавливают в положение «В». Работой затвора управляют дистанционно-спусковым тросиком. Отсчет выдержек ведут по секундомеру.
Съемка с минимальными значениями диафрагм дает максимальную резкость изображения по всей глубине фотографируемого пространства. При снижении освещенности ухудшается контраст передаваемых деталей. Особенно неразличимы детали, находящиеся на удаленных и затемненных участках помещения.
Фотографирование с дополнительными источниками света. Применение дополнительных источников света повышает освещенность, позволяет создавать оптимальный светотеневой баланс на деталях объекта, делает работу фотографа более независимой от времени суток и состояния погоды.
Освещенность зависит от мощности светового потока осветителей, их количества, распределения по глубине пространства и, главное, от площади фотографируемого участка. Близко расположенные предметы освещены достаточно хорошо, а с увеличением расстояния до точки съемки их освещенность уменьшается по закону обратных квадратов. Поэтому для больших площадей (коридоров, участков местности) дополнительные источники света дают невысокое увеличение освещенности. При скорости срабатывания затвора 1/30 с возможно уменьшить значения диафрагм лишь на 2–3 деления, что не обеспечивает необходимой глубины резко передаваемого пространства. При съемке чаще используют два осветителя «Свет-500» («Свет-1000»), устанавливая их на уровне точки съемки. Один из них используется как источник основного направленного света, а другой – выравнивающего.
Фотографирование с импульсными источниками света. Импульсные источники света являются более эффективным средством повышения освещенности. При максимальной энергии светового импульса они позволяют фотографировать объекты, расположенные на расстоянии до 20–25 м. С оптимальной плотностью и контрастом передаются только элементы обстановки, расположенные в пределах 10–15 м. Более удаленные от точки съемки предметы воспроизводятся с недодержкой. На снимках они имеют большую плотность, их детали совершенно неразличимы. С увеличением расстояния до точки фокусирования падает и глубина резко передаваемого пространства, поскольку приходится фотографировать при максимальных значениях диафрагм. Эти недостатки устраняют применением ламп с большей энергией светового импульса, выносных осветителей совместно с фотопленками высокой чувствительности, позволяющими вести съемку при меньших значениях диафрагм. Однако и в этом случае глубина резко изображаемого пространства не всегда оптимальна, а на участках предметов с полированными поверхностями возможно появление бликов.
С произвольными выдержками можно фотографировать обширные участки местности в условиях абсолютной темноты, устанавливая несколько импульсных источников света по глубине пространства через 7–10 м.
Повышение светочувствительности фотоматериалов. Возможности съемки при недостатке освещения можно расширить, увеличивая светочувствительность применяемых фотоматериалов.
При съемке используют черно-белые фото- и кинопленки отечественного и зарубежного производства. Это, например, негативные черно-белые фотопленки типа ФН и кинопленки типа НК. По своим фотографическим параметрам они позволяют вести съемку в разных условиях освещения.
Низкочувствительные фото- и кинопленки (ФН-32, НК-1) предназначены для съемки при высокой освещенности, обычно в ясную солнечную погоду. Вследствие малой зернистости и высокой разрешающей способности они позволяют получать фотоснимки высокого качества при больших увеличениях.
Для фото- и кинопленок средней чувствительности (ФН-64, КН-2) область применения более широкая. Они рассчитаны на условия средней освещенности и применяются для съемки на местности в дневное время или при пасмурной погоде, а также в хорошо освещенном помещении. При проекционной печати возможно увеличение изображения до 10х.
Фото- и кинопленки высокой и наивысшей чувствительности (ФН-125, ФН-250, НК-3, НК-ВЧ) предназначены для съемки при малых освещенностях или с очень короткими выдержками. Они дают изображения повышенной зернистости и контраста.
Выбор той или иной пленки определяют предполагаемые условия съемки.
При низкой освещенности фотографировать можно и на фотоматериалы низкой и средней чувствительности, повышая их чувствительность гиперсенсибилизацией и латенсификацией. Повышение светочувствительности достигается в результате взаимодействия химически активных веществ – сенсибилизаторов с галогенидами серебра, при котором в микрокристаллах образуются дополнительные центры светочувствительности. Гиперсенсибилизацию фотоматериалов проводят непосредственно перед съемкой, а латенсификацию после съемки.
В практике фотографии используются специальные проявители, повышающие светочувствительность фотоматериала. К их числу относятся проявители «Микрофен» и др. Они обладают выравнивающими свойствами, повышая плотность в слабоосвещенных (теневых) участках изображения. Проявитель «Микрофен» составляют из двух запасных растворов:
Раствор 1: Сульфит натрия (безводный) 100 г
Гидрохинон 5 г
Вода (30–45°С) 550 мл
Раствор 2: Бура кристаллическая 5 г
Борная кислота 3,5 г
Бромистый калий 1 г
Фенидон (метилфенидон) 0,2 г
Вода (50–60°С) 350 мл
Второй раствор после охлаждения до 40°С медленно при непрерывном помешивании вливают в первый. Рабочий раствор дополняют холодной водой до одного литра. В одном бачке рекомендуется проявлять 3–4 пленки.
Светочувствительность повышают и увеличением времени проявления.
Зависимость изменения светочувствительности фотоматериала от времени проявления выражают так называемые кривые кинетики проявления (см. гл. 7 § 4). Они показывают, что с увеличением продолжительности проявления светочувствительность и коэффициент контрастности фотографических материалов возрастают и достигают при определенном времени своего максимального значения. При дальнейшем увеличении времени проявления их значения уменьшаются за счет резкого повышения плотности вуали. По графику кинетики проявления можно определять светочувствительность, получаемую при заданном времени проявления, и время проявления, необходимое для получения заданного при съемке значения светочувствительности. Для этой цели нередко используют и табличные данные, например, табл. 7.
Повышение чувствительности фотоматериалов химическим усилением. Химическое усиление вполне приемлемо для исправления качества недодержанных негативов. Однако процесс усиления дает оптимальные результаты лишь для плотностей в пределах линейного участка характеристической кривой. Он не может увеличить плотности почернений ниже порогового их значения, а сильно экспонированные участки изображения уплотняются настолько, что печатать с них практически невозможно.
Таблица 7
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 509;