Недостойные наследники
Из числа наследников, которые могут быть призваны к наследованию, закон исключает так называемых недостойных наследников*(68) (ст. 1117 ГК РФ).
Такие лица подразделяются на две категории:
1) лица, не имеющие права наследовать (п. 1 ст. 1117);
2) лица, которые могут быть отстранены от наследования судом (п. 2 ст. 1117).
В свою очередь, лица, не имеющие права наследовать, представлены в ГК РФ двумя группами субъектов.
В первую группу включены лица, которые своими действиями способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц*(69) к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1117).
Ко второй группе отнесены родители, лишенные родительских прав и не восстановленные в этих правах ко времени открытия наследства (абз. 2 п. 1 ст. 1117).
Лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 1117, утрачивают право наследования как по закону, так и по завещанию. Однако для отказа им в призвании к наследованию необходимо установить наличие следующих условий:
во-первых, действия должны быть противоправными, а не обязательно лишь противозаконными, как указывалось в прежнем законодательстве (см. ст. 531 ГК 1964 г.);
во-вторых, действия должны быть умышленными. Если же действия совершены по неосторожности (в том числе и причинение смерти по неосторожности), то они не могут рассматриваться в качестве оснований применения данной статьи. Правила о недостойных наследниках не должны применяться и тогда, когда оценка вины наследника исключается (поведение малолетних, а также поведение лиц, признанных судом недееспособными);
в-третьих, действия должны быть направленными либо против самого наследодателя или кого-нибудь из его наследников, либо против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании (например, путем подделки, уничтожения или хищения завещания либо принуждения к составлению или отмене завещания). При этом наступление соответствующих последствий не является обязательным, поскольку важна лишь направленность действий. Так, достаточным основанием для утраты права наследования следует считать покушение на убийство наследодателя либо кого-нибудь из его наследников.
Не имеют значения и мотивы соответствующего поведения. Если умышленное убийство гражданина совершено "потенциальным наследником" на почве личной неприязни, без намерения завладеть его имуществом, то преступник тем не менее лишается возможности наследовать имущество убитого, поскольку своими действиями способствовал призванию себя к наследованию*(70).
Обстоятельства, которые служат основанием для признания лица недостойным, должны быть подтверждены в судебном порядке, однако это не означает, что необходимо вынесение какого-то специального решения суда о признании наследника недостойным. Достаточным будет наличие вступившего в законную силу приговора суда о признании гражданина виновным в совершении умышленного преступления.
Утрата названными лицами права наследования не всегда является бесповоротной. Если наследодатель после совершенных недостойными наследниками действий (например, покушения нa убийство) простит их, составив в их пользу завещание, указанные лица вправе наследовать это (завещанное) имущество.
Вместе с тем не будет являться прощением со стороны наследодателя и не должно вести к призванию недостойных наследников к наследованию применение в отношении них акта амнистии. Состояние "недостойности" в данной ситуации сохраняет свою силу, поскольку соответствующие действия имели место. При этом существенным является следующее обстоятельство. Если акт амнистии был применен на стадии досудебного рассмотрения дела о совершенном преступлении (т.е. без судебного решения и без установления умысла в содеянном), то для отстранения недостойного наследника от наследования необходимо соответствующее решение суда. В противном случае (без судебного решения) формальных оснований препятствовать такому наследнику не существует.
Родители, лишенные родительских прав и не восстановленные в этих правах ко времени открытия наследства, не наследуют только по закону.
Вместе с тем в случае призвания их к наследованию по завещанию они не пользуются льготами, которые полагались бы им в случае призвания их по закону как родителей (например, более низкая ставка налога с имущества, переходящего в порядке наследования), и не учитываются как наследники по закону при развитии наследственных правоотношений, лишаясь, в частности, возможности претендовать на обязательную долю (о порядке определения и наследовании обязательной доли нетрудоспособными родителями см. ст. 1149 ГК РФ).
К числу лиц, которые могут быть отстранены от наследования судом, относятся граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (п. 2 ст. 1117 ГК РФ). Состав обязанных лиц определяется, в частности, Семейным кодексом РФ, в соответствии с которым такими лицами являются, например:
- родители в отношении своих несовершеннолетних детей (ст. 80);
- трудоспособные совершеннолетние дети в отношении своих нетрудоспособных нуждающихся родителей (ст. 87);
- супруги по отношению друг к другу (ст. 89);
- трудоспособные совершеннолетние братья и сестры в отношении своих нуждающихся несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер (ст. 93);
- дедушки и бабушки в отношении своих нуждающихся несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных внуков (ст. 94);
- трудоспособные совершеннолетние внуки в отношении своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек (ст. 95);
- трудоспособные совершеннолетние пасынки и падчерицы в отношении нетрудоспособных нуждающихся отчима и мачехи (ст. 97).
Если лицо не выполняло обязанностей по содержанию наследодателя, которые существовали исключительно в силу заключенного между ними договора (например, договора пожизненного содержания с иждивением), то это обстоятельство не может служить основанием отстранения лица от наследования. Вместе с тем к таким договорам не следует относить соглашения об уплате алиментов, поскольку соответствующие соглашения лишь оформляют условия реализации обязанностей, установленных законом.
Лица, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя, равно как и родители, лишенные родительских прав, не могут стать наследниками только по закону. Однако принципиальное отличие в статусах указанных субъектов состоит в том, что лица, уклонявшиеся от содержания наследодателя, отстраняются от наследования не в силу закона, а лишь решением суда, вынесенным по требованию заинтересованных лиц (наследников, сособственников наследодателя и др.)*(71).
При этом под уклонением от указанных обязанностей в судебной практике принято считать не только прямой отказ от уплаты средств на содержание, но и сокрытие лицом своего действительного заработка, смену работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному документу, уклонение с той же целью от приносящей заработок деятельности и другие действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты средств на содержание.
Злостный характер уклонения определяется в каждом случае с учетом продолжительности и причин неуплаты. О злостном уклонении от уплаты алиментов могут свидетельствовать, в частности:
- уклонение от уплаты, несмотря на соответствующие предупреждения;
- розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения;
- повторное совершение преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ (ст. 122 УК РСФСР), в отношении того же получателя алиментов (см.: постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 г. N 46 "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 122 УК РСФСР" (в ред. от 21 декабря 1993 г. N 11)*(72).
Для подтверждения злостного уклонения суд принимает во внимание такие доказательства, как, например, приговор суда либо материалы гражданского дела о взыскании алиментов, свидетельские показания, а также письменные документы и иные доказательства.
Возвращаясь к общим правилам о недостойных наследниках, необходимо отметить, что подтверждение недостойности может произойти на разных этапах развития наследственных правоотношений, в том числе и после того, как недостойные наследники уже получили имущество из состава наследства. В подобных случаях такие лица обязаны возвратить все неосновательно полученное имущество в соответствии с правилами гл. 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения".
Особого внимания заслуживает норма гражданского законодательства, в соответствии с которой правила о недостойных наследниках в полной мере распространяются на случаи наследования так называемой обязательной доли (п. 4 ст. 1117 ГК РФ)*(73).
При этом следует учитывать, что поскольку наследование "обязательной доли" есть наследование по закону и отстранение подобных наследников также происходит по закону, то появление нового завещания после установления обстоятельств, указывающих на недостойность таких наследников, не может реанимировать правила об обязательной доле. Объем наследства, подлежащего передаче таким преемникам, будет определяться исключительно по воле завещателя (независимо от размера обязательной доли), поскольку единственным основанием наследования для указанных лиц является завещание умершего. Однако возможные приращения наследственных долей к долям таких наследников (в том числе и при отказах в их пользу) исключаться не должны.
Правила о недостойных наследниках применяются и к отказополучателям по завещательному отказу (см. ст. 1137 ГК РФ). Если к моменту установления факта недостойного поведения отказополучателя наследник исполнил возложенную на него обязанность, такой отказополучатель обязан исходя из предмета завещательного отказа либо возвратить все неосновательно полученное им из состава наследства по правилам гл. 60 ГК РФ, либо, если предметом завещательного отказа было выполнение определенной работы или оказание определенной услуги, возместить наследнику, исполнившему завещательный отказ, стоимость выполненной работы или оказанной услуги. При этом стоимость выполненной работы или оказанной услуги может быть определена по аналогии с правилами гл. 60 ГK PФ.
Состояние недостойности влияет на правовое положение не только самих недостойных наследников, но и их потомков (см. п. 3 ст. 1146 ГК РФ о наследовании по праву представления). По этой причине, в частности, не наследуют по праву представления потомки граждан, признанных недостойными в соответствии с п. 1 ст. 1117 ГК РФ.
Наследство
Наследство (наследственное имущество) представляет собой имущество умершего гражданина, которое переходит к другим лицам в порядке наследственного правопреемства.
Оставаясь после смерти своего владельца в состоянии ожидания преемства, наследство рассматривается в рамках наследственного права как особый, самостоятельный объект гражданских прав, представляя собой определенное единое целое (имущественный комплекс).
Вместе с тем при переходе этого имущественного комплекса от наследодателя к наследникам решающее значение имеют юридические свойства отдельных объектов наследства.
Согласно ГК РФ (ч. 1 ст. 1112) состав наследственного имущества ограничивается четырьмя видами объектов:
а) вещи;
б) имущественные права;
в) имущественные обязанности;
г) иное имущество.
Вещи (телесные блага) включаются в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право (право собственности, право пожизненного наследуемого владения и др.). Необходимость существования права на вещь подтверждается указанием на то, что в состав наследства могут входить лишь принадлежавшие наследодателю вещи. Такая принадлежность устанавливается в праве посредством правонаделения и может быть подтверждена соответствующими правоустанавливающими документами (свидетельствами о праве собственности, судебными решениями, свидетельствами о праве на наследство, договорами о приобретении вещи в собственность и др.).
Отсутствие права на вещь у наследодателя не может привести к появлению права у наследника. Суд, в частности, не может удовлетворить требования наследников о признании за ними права собственности (в порядке правопреемства) на самовольно возведенные наследодателем строения и помещения. В лучшем случае речь в подобных ситуациях может идти о правах на "удачно сложенные строительные материалы"*(74).
Наряду с правами на вещи в состав наследства могут входить иные имущественные права, и прежде всего права обязательственные (права арендатора недвижимого имущества - п. 2 ст. 617 ГК РФ; права заимодавца по договору займа и т.п.), корпоративные (например, права акционера на участие в управлении обществом; права участника общества с ограниченной ответственностью в случаях, когда переход таких прав не исключается в учредительных документах общества, - п. 6 ст. 93 ГК РФ), а также права исключительные (например, право использования фирменного наименования или знака обслуживания).
Долги (имущественные обязанности) наследодателя образуют особую группу объектов в составе наследства. Наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя хотя и солидарно, но в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (ст. 1175)*(75).
В состав долгов наследодателя, переходящих по наследству, входят разнообразные имущественные обязанности гражданско-правового характера (долг по договору либо иной сделке, долг из обязательства по возмещению вреда, а также другие долги). Вместе с тем в их число входят и некоторые иные имущественные обязанности (например, обязанности по уплате "поимущественных налогов" - пп. 3 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Иное имущество, упоминание о котором содержится в ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, представляет собой объекты, отличные от вещей, имущественных прав и обязанностей. Среди них следует назвать имущественные комплексы, неоднородные по своему составу, но выступающие в гражданском обороте как самостоятельные объекты (например, предприятия - ст. 132 ГК РФ).
Кроме того, по справедливому замечанию А.А. Рубанова, в силу эластичности понятия наследства в российском праве*(76) в его составе могут оказаться и нетипичные для отечественного оборота объекты. Речь идет о неизвестных российскому правопорядку объектах из состава так называемых заграничных имуществ.
Состав наследства определяется на день открытия наследства.
Имущественные права могут быть включены в состав наследства, а наследники могут стать правопреемниками таких благ лишь в том случае, если эти права принадлежали умершему до указанного момента. Если же то или иное имущественное право возникает в связи со смертью лица, наследственного правопреемства не происходит.
Не входят в состав наследства имущественные права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, права одаряемого по договору дарения в будущем (если в договоре не предусмотрено иное), обязанность выполнения работы по авторскому договору заказа и др.).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ не допускается наследование и в иных (не связанных с личностью наследодателя) случаях (см., например: ст. 596 - о доле в праве на получение ренты по договору пожизненной ренты; ст. 701 - о правах ссудополучателя по договору безвозмездного пользования).
Не допускается в порядке наследования переход отдельных видов имущества и в случаях, указанных в иных законах. Так, в соответствии со ст. 1.2 Закона РФ "О недрах" (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ*(78)) не могут быть предметом наследования участки недр.
Не подлежит включению в состав наследства имущество, возвращаемое наследникам реабилитированных лиц, а также суммы в счет возмещения его стоимости и компенсационные выплаты. Это объясняется тем, что Закон РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"*(79) регулирует не наследственные отношения, а отношения, вытекающие из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лиц, пострадавших от политических репрессий, и определяет лишь круг лиц, имеющих право на возмещение этого вреда, причисляя к ним и наследников умершего.
Часть 3 ст. 1112 ГК РФ указывает на недопустимость наследования личных неимущественных прав и других нематериальных благ.
Особого внимания заслуживают случаи правопреемства, когда соответствующие отношения не оформлены должным образом при жизни наследодателя.
Так, по спорам о принадлежности наследодателю жилых помещений, по которым не была завершена процедура приватизации, согласно сложившейся правоприменительной практике требуется принятие судебного решения, без которого оформление наследственных прав в отношении данного вида имущества не может быть произведено. Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1933;