Пpименение пpава как особая форма реализации права
Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
Применение права – это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных организаций по реализации конкретных норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.
Признаки правоприменения, отличающие его от иных форм реализации права:
– властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;
– деятельность по индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;
– творческая деятельность;
– организующая деятельность;
– деятельность, осуществляемая в специально установленных законом формах (процессуальная форма);
– деятельность по вынесению индивидуально-конкретных актов применения права.
Правоприменительная деятельность основана на принципах законности, обоснованности, целесообразности, справедливости и эффективности.
Темы pефеpатов
1. Специфика исполнения ноpм пpава.
2. Специфика использования ноpм пpава.
3. Особенности соблюдения ноpм пpава.
4. Субъекты пpименения ноpм пpава.
Тема 21. Юридическая техника
План
1. Понятие и признаки юридической техники, ее соотношение
с юридической тактикой и технологией.
2. Правотворческая и правореализующая техника.
Понятие и признаки юридической техники,
ее соотношение с юридической тактикой и технологией
Вступление России в постсоветскую эпоху поставило правовую науку перед необходимостью переоценки ряда понятий и категорий, выработки новых методологических подходов. К числу таких понятий относится понятие “юридическая техника”. Советская доктрина, как правило, исследовала данное понятие односторонне, поскольку исключала из своей проблематики юридико-технические вопросы частного права. Такой подход был основан на классовом (а по существу позитивистском) правопонимании, отвергнутом Конституцией РФ 1993 г. Закрепление в ней прав и свобод человека в качестве высшей ценности предполагает иной, чем прежде, арсенал (технических) средств их обеспечения и защиты. Актуальность исследования данной проблемы возрастает в связи с возрастанием роли частного права и появлением во многом новой сферы юридической практики и научных изысканий, в том числе в области юридической техники. В этих условиях ее дальнейшее углубленное исследование представляется весьма актуальным.
Отечественные (Д.А. Керимов, А.Ф. Черданцев, А.С. Пиголкин, Н.А. Власенко и другие) и зарубежные (Р. Иеринг, А. Нашиц, В. Пешка, В. Штейнер и другие) авторы, исключая некоторые незначительные нюансы, под юридической техникой обычно понимают совокупность (систему) соответствующих средств, приемов, методов и правил подготовки и изложения правовых актов[53]. Причем нередко вся юридическая техника сводится к одной ее разновидности – правотворческой, а последняя – к законодательной технике.
Указанное выше понимание юридической техники является, на наш взгляд, не совсем точным, а главное бесперспективным в плане дальнейшего исследования данной проблемы и проблем, с ней связанных. Неясно, что же тогда следует понимать под юридической технологией. А без четкого уяснения природы данных юридических явлений трудно решать научные и практические вопросы, связанные с рациональной организацией и дальнейшим совершенствованием правотворчества и реализацией правовых актов, их юридической интерпретацией и систематизацией.
Применение термина “техника” к праву есть частный случай его использования в нетехнической сфере социальной жизни, в частности, в искусстве, соответствующих отраслях науки, в спорте и т.д. При этом в понятии “юридическая техника” термин “юридическая” является своего рода “привязкой”, призванной очертить рамки применения понятия “техника”. В этих условиях последнее должно иметь, как минимум, два значения: общее, или “сквозное”, повсеместно приемлемое, и специальное, отражающее его специфику в конкретной сфере применения (праве, литературе, различных видах искусства и т.д.).
Определение понятия “техника” дают энциклопедические и толковые словари. Например в Большом энциклопедическом словаре “техника” определяется как совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Термин “техника” часто употребляется также для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека[54].
Толковый словарь английского языка Дж. Мюррея среди прочих значений понятия “техника” определяет его как формальную или механическую часть искусства. При этом отмечается многозначность данного понятия. Так, в нем выделяются технические аспекты, характеристики:
1) лица, искусного (skilled) в том или ином виде искусства или ремесла (subject);
2) искусно изготовленной вещи;
3) таких сфер человеческой деятельности, как наука, искусство, профессиональная деятельность либо род занятий[55].
Обращает на себя внимание подвижность понятия “техника”, “технический”, зависимость их от “угла зрения” на ту или иную проблему.
Понятие “техника” в его “узком” или специальном смысле добавляет к отмеченной многозначности и многоаспектности также характеристики той социальной сферы, в которой оно применяется. Так, в понятии “юридическая техника” могут преломляться: его типологические и доктринальные особенности, специфика формы и структуры права, а также взглядов отдельных авторов на юридическую технику и т.д. В итоге понятие “юридическая техника” приобретает все большую многозначность и подвижность, что крайне нежелательно, поскольку всякая научная категория должна иметь лишь одно значение. В самом деле, если техника есть некое средство удовлетворения потребностей, достижения тех или иных целей, то техникой в праве в зависимости от подхода могут быть как приемы подготовки и принятия совершенного закона, так и сам закон, как приемы толкования права, так и само право. В этой связи следует признать справедливость распространенного среди юристов романо-германского права афоризма: “Право обладает техникой и само является техникой”. Иными словами, техника в данном случае выступает одновременно и как явление, внешнее по отношению к праву, и как синоним права.
Попытки преодолеть такое широкое понимание юридической техники предпринимали как отечественные, так и зарубежные авторы. С.С. Алексеев, например, считает, что по своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов.
Здесь, – продолжает автор, – можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, то есть машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, то есть технология. В области права, – считает он, – техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок [56].
Трудно согласиться с С.С. Алексеевым, во-первых, в том, что “способы изложения норм” и “система отсылок” составляют “правовую технологию”. Это элементы юридической тактики. Да и слишком уж упрощенной представляется в целом природа юридической технологии. Во-вторых, вряд ли целесообразно соответствующие способы, приемы и методы юридической деятельности, то есть элементы юридической тактики, рассматривать в рамках юридической техники.
Дело в том, что в науке, в том числе и юридической, принято разграничивать понятия “средства” и “способы” деятельности. В качестве средств юридической практики выступают допустимые правом (законом) предметы и явления, с помощью которых обеспечивается достижение ее целей и получение необходимых социальных, юридических и иных результатов. В своей совокупности средства и составляют юридическую технику (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную, следственную и т.п.), инструментальную часть любой юридической практики.
Условно они (средства) могут быть разделены на общесоциальные, специально-юридические и технические. К общесоциальным следует отнести язык (отечественный и иностранный), выражающие его звуки, части речи, знаки, языковые единицы (слова, словосочетания, существительные, глаголы, предложения, графические конструкции и т.п.), буквы, а также цифры, понятия, суждения, разнообразные социальные нормы (экономические, политические, этические, религиозные и др.) и т.д.
Специально-юридические средства – это юридические понятия и термины, конструкции, правовые предписания, акты и иные правовые явления, выработанные юридической наукой и практикой в процессе развития правовой системы общества.
В процессе подготовки, издания и опубликования правовых актов, уяснения и разъяснения правовых предписаний, их систематизации и реализации, накопления и хранения юридической информации широкое применение в настоящее время находят технические (приборы и инструменты) средства: множительная техника, компьютеры, оргтехника и т.п.
Таким образом, совокупность указанных выше средств, с помощью которых достигаются необходимые цели юридической практики, образует юридическую технику. Она бывает правотворческой и правоприменительной (правореализационной), интерпретационной и правосистематизирующей, судебной и следственной, прокурорской и т.п.
Юридическая техника является важнейшей частью юридической технологии. Последнюю можно понимать двояко.
Во-первых, юридическая технология – это основанный на определенных принципах, планах и прогнозах процесс подготовки, оформления и обнародования разнообразных правовых решений (актов), в ходе которого используются необходимые средства, приемы, способы и методы юридической деятельности.
Во-вторых, под юридической технологией понимается наука, система знаний о средствах, способах и методах наиболее эффективной и планомерной юридической практики, выявление экономических, политических, социальных, юридических и других закономерностей с целью определения и использования наиболее качественных и эффективных юридических действий и операций, требующих минимальных средств и методов, временных, людских и иных ресурсов в целом.
В состав современной юридической технологии, как справедливо считает В.Н. Карташов, входят:
а) система соответствующих средств (юридическая техника);
б) система приемов, способов и методов оптимальной юридической деятельности (тактика);
в) научно обоснованные принципы, долгосрочные планы, прогнозы и методы деятельности (юридическая стратегия);
г) сами действия и операции по разработке, принятию и обнародованию (опубликованию) правовых решений (актов);
д) процессуальные формы деятельности (юридические стадии, производства и режимы);
е) показатели, характеризующие качество и эффективность юридической деятельности, а также временные, финансовые и иные затраты на эту деятельность;
ж) соответствующие виды, формы, средства и методы контроля и надзора за законностью, качеством и эффективностью принимаемых юридических решений (актов)[57].
Рассмотренные выше понятия “юридическая техника” и “юридическая технология” позволяют уже в самом общем виде раскрыть сущность и природу каждого указанного явления, “стоящего” за соответствующим понятием, и определить соотношение между ними.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3124;