Вопрос 1: Фабрично-заводское законодательство в России, как основа социальной защиты
Законодательство о труде в России конца XIX - начала XX вв. имело ряд особенностей. Оно формировалось как "лоскутное" законодательство, обычно имевшее отношение к определенным сферам народного хозяйства и группам производств. Достаточно сказать, что существовали законы для предприятий фабрично-заводского производства, для горных и горнозаводских предприятий, для ремесленных заведений, для служащих и рабочих железных дорог, для рабочих казенных предприятий, для нанимавшихся на сельскохозяйственные работы и др. Имелись также законы о труде различных категорий рабочей силы - женщин, подростков и малолетних.
Введение законов подчас начиналось с экспериментального поля (в нескольких губерниях) и их распространение на всю страну иногда растягивалось на десятилетия (как, например, одного из основополагающих законов 1886 г.). Законы имели многочисленные разъяснения, сделанные циркулярами министров или постановлениями Сената.
В данном сообщении рассматривается лишь фабрично-заводское законодательство, применявшееся на промышленных предприятиях в городах и поселках. Согласно установке фабричной инспекции, к фабрично-заводским заведениям относились предприятия с 15-16 рабочими (и больше) или с меньшим числом рабочих, но при наличии парового (или равноценного) двигателя.
За период 1861 - февраль 1917 гг. было издано менее трех десятков законов, затрагивавших в большей или меньшей степени отношения рабочих и предпринимателей и среди них документ от 23 июня 1912 г. – «О страховании рабочих на случаи болезни и о страховании рабочих от несчастных случаев».
Следует напомнить, что даже на рубеже ХIХ-ХХ вв. рабочая сила развивавшегося промышленного производства страны пополнялась на 50% за счет приходивших из деревни крестьян, трудовой режим которых ранее отличался от режима труженика промышленного городского предприятия. Поэтому трудовое законодательство с первых шагов (с 30-х - 80-х гг. XIX в.) не могло не уделять значительного места условиям найма, преследуя цель закрепления рабочих на предприятии путем штрафных санкций за оставление его до оговоренного в договоре найма срока (оставление было возможно после предупреждения хозяина за 2 недели - по закону 1886 г.). Этим же законом запрещалось изменение условий договора (и той, и другой стороной) и, вместе с тем, предписывалось соблюдение оговоренных условий.
Немало законов касалось дисциплины рабочего непосредственно в условиях производства: своевременного прихода и ухода с работы, прогула (которым считалась неявка на работу в течение не менее половины рабочего дня), отлучек во время рабочего дня. Все эти отклонения от условий договора карались наказанием - штрафом, а в случае трехкратного повторения давали основание для увольнения. Штрафные санкции были весьма суровыми. Так, взыскание за прогул налагалось "соответственно заработной плате рабочего и количества прогульного времени, в размере, не превышавшем, однако, суммы трехдневного заработка. Сверх того у рабочего удерживалась заработная плата за все прогульное время".
Закон указывал на следующие поводы "нарушения порядка", наказуемые штрафом: несвоевременная явка на работу, несоблюдение установленных правил обращения с огнем, а также "чистоты и опрятности", нарушение тишины (криком, ссорою или дракою), непослушание, "приход на работу в пьяном виде", "устройство непозволительных игр на деньги (в карты, в орлянку и т.п.)". При этом указывалось, что взыскание за отдельное нарушение порядка не может превышать 1 руб.
Что же касается стимуляции труда, то законодательство – по понятым причинам – лишь косвенно отразило эту тему. К числу таких законов можно отнести законы о школьном образовании малолетних (1884, 1890 г.), о рабочем времени (1897), "Временные правила об Обществах и Союзах" (1906).
Можно отметить, что в ряде законов (1890, 1897) оговаривалась возможность, в первом случае, использования труда подростков и женщин в ночное время (с разрешения Присутствия по фабричным делам), а во втором – использования не оговоренных в договоре сверхурочных работ в особо уважительных случаях - аварии или "усиленном поступлении ... заказов – перед ярмарками". Однако, подобная "стимуляция" производства не была связана в строгом смысле с мотивацией труда, с естественным увеличением производства и производительности труда рабочих. В законе о профессиональных обществах (4 марта 1906 г.) указывалось, что они имеют целью "выяснение и согласование экономических интересов и улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий". Однако во всех подобных единичных случаях законодательство касалось стимуляции производительности труда и роста объема производства в самой общей форме, обычно косвенно и лишь в порядке рекомендации, напоминания.
Законодательно же периода первой мировой войны (1915-1916 гг.) достаточно рельефно отразило – по причинам нехватки рабочей силы – расширение экстенсивных методов в производстве, выражавшихся в снятии ограничений на использование труда женщин и подростков в ночное время и на подземных работах. "Прикрепление" рабочих-мужчин, освобожденных от военной службы, к предприятию в условиях усиливавшегося разрыва между уровнем зарплаты и стоимостью прожиточного минимума также оказывало негативное воздействие на производительность труда и увеличение производства.
Таким образом, можно констатировать, что даже когда фабрично-заводское законодательство о труде могло (пусть косвенно) способствовать стимуляции труда, побуждать предпринимателей соблюдать условия найма и оплачивать произведенную продукцию по ее объему и качеству исполнения, оно в условиях России первых десятилетий XX в. "не срабатывало" в отношении предпринимателей и не стимулировало рост производства.
В начале XIX века первые страховые компании – "Саламандра", "Россия", "Российское общество" и т. д. – специализируются на страховании от огня. Вскоре появляются такие виды страхования как страхование имущества, страхование грузов, страхование от несчастного случая, долгосрочное страхование жизни. Наконец во второй половине XIX века фиксируются первые случаи страхования рабочих.
Это было во многом обусловлено развитием промышленного производства России в конце XIX века. Росла численность фабрик и заводов, а вместе с ними увеличивалась армия рабочих и служащих. Однако набирающий темпы капитализм был неразрывно связан с ростом эксплуатации рабочих. Бесправность рабочих сочеталась с отсутствием каких-либо ощутимых социальных гарантий.
В то же время такое положение дел не могло продолжаться долго. Известно, что на определённом этапе эксплуатация рабочих достигает своей критической точки и выливается в массовые выступления протеста. В этой ситуации дальнейшее развитие производственных отношений становится невозможным без решительных перемен в положении эксплуатируемого класса. Одним из таких решений было обеспечение социальной защиты. В частности - введение обязательного государственного страхования. Здесь мы можем привести примеры Германии, Англии, США и других стран, где принятие соответствующих законов снизило масштабы социального протеста.
В России подобная ситуация назрела к 1904 г., когда усиление забастовочного движения, вызванного резким недовольством собственным положением, вылилось в революцию 1905-1907 гг. Под её воздействием в 1912 г принимается закон об обязательном страховании на случай болезни и несчастного случая. Однако он принёс лишь поверхностное удовлетворение требований рабочих в социальной защите и привёл к дальнейшему росту рабочего забастовочного движения.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1851;