Раздел II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 9 глава


В XIII в. эмир Осман объединил под своей властью разрозненные тюркские эмираты и создал могущественную Османскую империю, создав постоянную угрозу всему христианскому миру, поскольку одной из основных целей империи было распространение ислама по всему миру. Османы завоевали страны Южной и Восточной Европы (Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию, Румынию, Молдавию), вассалом Османской империи стал Крым, а крымские татары – мусульмане – стали постоянной угрозой российским границам и всему югу России.

Во всех завоёванных странах усиленно насаждался ислам. Методы были самые разнообразные: экономическое, политическое, идеологическое давление и прямые вооружённые действия, сопровождаемые крайней жестокостью. Часто местным жителям предлагался ультиматум: «ислам или полное уничтожение». Действия турок-османов были причиной и внутренних трений в странах Южной Европы: раздел проходил по линии принятия или непринятия ислама (так было в Югославии).

Еще в середине первого тысячелетия в Тюркском каганате практиковались пошлины, символы и титулы, которые платили и Европа, и Китай, и Персия. В тюркском государстве появилось слово «тамга», которое первоначально означало «клеймо» для скота, а спустя века превратилось в тамгу - родовую печать, ставившуюся на ярлыки об уплате соответствующей пошлины. Тамга стала иметь двоякое значение: печать и ставка пошлины. От слова «тамга» появилось слово «тамжить», а человек, который ставил печать, стал «таможенником». Соответственно, место, где ставили печать, нарекалось «таможней».

Сборщик налогов и таможенных пошлин в Тюркском каганате – тархан - занимал высокое положение, являлся высшим налоговым и таможенным чином Тюркского каганата. В его руках находилась главная казначейская печать государства – тамга. Впоследствии Чингисхан и Тамерлан унаследовал у тюрков тамгу и тарханство.

Мусульманское право.На религиозной идеологии ислама сформировалось мусульманское право - шариат. Его основные источники:

1) Коран - главная священная книга ислама;

2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками (содержит нормы семейно-наследственного и процессуального права);

3) Иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны;

4) Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни.

Обязательственное право. Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Договорные обязательства образуют 2 группы договоров:

1) предмет сделки должен быть передан стороне (мена, купля-продажа);

2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа).

Риск случайной гибели вещи лежит на продавце.

Брачно-семейные отношения. В семейном праве права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. Выйдя замуж, она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания.

В наследственных отношениях по мусульманскому праву завещатель мог распоряжаться не более чем 1/3 своего имущества. К наследникам переходили только права, но не обязательства наследодателя.

Дифференциация преступлений и наказаний за них:

1) преступления против религии и государства (вероотступничество, богохульство и др.) наказывались смертной казнью;

2) преступления против отдельных лиц. Наказание за убийство выбирал родственник убитого: смертная казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (например, 100 верблюдов). Нанесение телесных повреждений наказывалось по принципу талиона. За кражу отсекалась рука. Употребление спиртного наказывалось 40 ударами пальмовой ветви;

3) правонарушения, наказание за которые выбирает суд.

Судопроизводство. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредственно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, образовалась группа профессиональных судей ‑ кадиев.

Основными чертами судопроизводства были непрерывность судебного процесса, единоличное решение дела кадием, отсутствие существенных различий между гражданским и уголовным процессом. Кади не был связан строго регламентированным порядком судопроизводства. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое.

Государство и право Китая и Индии в средние века.В I ‑ III вв. в Китаесформировались феодальные от­ношения. В III в. произошло кратковременное объе­динение страны, после периода Троецарствия, под властью династии Западная Цзинь. В 316 г. она была уничтожена кочевыми племенами, вторгшимися в Ки­тай. На юге Китая империя Цзинь была восстановле­на (317-420 гг.), на севере утвердилась династия Се­верных Вэй. Между царствами до конца VI в. продол­жались войны. Во второй половине VI в. была осно­вана династия Суй под руководством полководца Ян Цзяна. В 589 г. она объединила две части страны. Усиление центральной власти сопровождалось за­крепощением землевладельцев. Выросли расходы государства (сооружение Великого канала, строи­тельство дворцов) и повинности с народа. В 618 г. в результате народного восстания к власти пришла ди­настия Тан. Она ввела систему госэкзаменов для госслужащих.

Глава государства - император - «Сын неба». Он правил на основе традиций и законов и совмещал в себе все ветви власти. При императоре работал Государственный совет. Его возглавляли 2 цзайсяна. В их подчинении находилось 6 министерств.

Территория страны делилась на 10 провинций, ко­торые состояли из областей и уездов. Руководители на всех уровнях назначались из центра.

Общественный строй Китая состоял из трех сословно-классовых групп:

1. «Благородные люди» - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Они осво­бождались от налогов, повинностей, телесных на­казаний.

2 «Добрые люди» - мелкие земледельцы и ремес­ленники - были основными налогоплательщиками.

3 «Дешевый народ» - неполноправные свободные и рабы (без- и малоземельные крестьяне-арендаторы, работавшие слугами, батраками в домах землевладельцев).

Судебные дела рассматривались не только в судеб­ных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обла­дал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах - ямынях. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительственные органы, которые занима­лись рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.). Если дело не было окончательно разрешено в об­ласти или провинции, оно направлялось в централь­ный судебный орган. Решение по делу выносилось от имени императора.

Право Китая в Средние века.Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллектив­ная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности.

В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор купли-продажи. Он был действи­тельным при наличии соглашения сторон. Купля-продажа вещей, рабов, скота требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками.

Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся дол­гом, выполнение которого должно было служить ин­тересам семьи, соблюдению обычая культа пред­ков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 15-16, для женщин - 14-15 лет.

Были запрещены браки свободных с рабами, с ли­цом, носящим ту же фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов.

В наследованиидействовал принцип общего пра­вопреемства, так как наследники несли ответствен­ность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев.

В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ мораль­ной нормы препятствовала разграничению форм вины. Классификация преступлений основывалась на кон­цепции «десяти зол»: 1) заговор о мятеже против им­ператора; 2) неподчинение; 3) измена, 4) преступле­ния против близких родственников; 5) особо жестокие преступления, колдовство, магия; 6) кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.; ос­тальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье.

Судопроизводство. Судебный процесс основывался на инквизицион­ных началах. Дело возбуждалось по жалобе потер­певшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось призна­ние вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняе­мый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвиде­тельства.

Индия в Средние века.Индия не отличалась тотальным контролем со стороны государства, а характеризовалась прочностью кастовой организации, выполняющей роль регулятора общественных отношений. Государственным чиновником был ученый-брахман, воспитывавший учеников в духе неукоснительного следования драхме, кастовым нормам и ритуалу.

Центральные органы управления были разделены на ведомства чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов, военное, судебное (наказаний) и общественных работ.

Ведомство чинов назначало, перемещало, смещало гражданских чиновников и служащих управленческого аппарата. Ведомство доходов вело учет населения и сельхозземель, определяло размер налоговых поступлений, отвечало за сбор налогов. Ведомство обрядов ведало церемониями и обрядами, религиозными жертвоприношениями, направленными, в конечном итоге, на укрепление власти императора. Военное ведомство занималось ротацией военных чиновников, снабжением армии и почтовой службы. Ведомство наказаний состояло из тринадцати территориальных отделов и контролировало правосудие по всей империи. Его деятельность в некотором роде пересекалась с функциями цензоров и ревизионно-следственного столичного суда.

Административные единицы отличались друг от друга размерами уплачиваемых налогов и делились на категории. Это отражалось на статусе и количестве работавших в них чиновников, которые назначались и контролировались центром.

Особенности государства и права средневековой Японии. Образование феодального общества и государства в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделилась родовая аристократия, развивались имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации (кроме рабской, которая не получила широкого распространения).

Географические условия Японии сковывали развитие феодальных отношений. Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

С IV в. в Японии сформировались племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединил большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 г.), определивший принципы государственного управления.

Закон из 17 статей ратовал за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закреплялось их неравенство, особо выделялся правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривался в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы людей (ст. 15).

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в реформах, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом «Тайхо-рё».

Реформы реорганизовали систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. Была введена надельная система, земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность. Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы.

Периодические переделы земли прекратились в Х в., когда на смену надельной системе пришло среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр.

Новая поместная система способствовала созданию крупного феодального землевладения. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси).

С Х в. в Японии начала утверждаться необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определило сходство японского и западного средневековья. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название «реставрации Мэйдзи».

Общественный строй.В Японии, как и в Китае, сложилось деление на два социальных слоя «добрых» и «подлых» людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди «добрых» выделялся привилегированный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.

Большая семья или группа малых семей составляла «двор» — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

В Японии не признавалось разного подхода к людям в зависимости от этнической принадлежности и религии. Чиновничья служба считалась личной и пожизненной привилегией любых способных кандидатов на государственные посты. В зависимости от поста и ранга дифференцировались размеры натуроплаты чиновника или его земельного надела.

Особое положение занимали первые четыре ранга высшей категории чиновников, представители сильнейших кланов, которые стояли во главе чиновничьего списка и были непосредственно связаны с императорским двором. Так, принц 1 категории получал за службу в кормление 80 те земли (около 5 тыс. га), 800 приписанных к ним крестьянских дворов для ее обработки и 100 слуг.

Клан крупного вельможи выступал в Японии как своеобразная политическая единица. Главы феодальных домов были обязаны отдавать детей на службу в качестве телохранителей или других служителей при дворе. Впоследствии эти должности становились наследственными и могли совмещаться в связи с общей нехваткой чиновников.

В разряд «подлых» людей входили, например, специальная группа работников, обслуживающих погребения, члены «казенных дворов», казенные и частные холопы и рабы. Последних было немного. Источниками рабства были: порабощение преступников и членов их семей, самопродажа или продажа по воле родителей, заложничество за долги и военный плен. Особо ценились рабы-земледельцы, на них давался земельный надел, и их не облагали налогами. Закон 830 г. фактически уравнял рабов со свободными крестьянами в праве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны.

Рабы (нухи), по свидетельству источников, как и в Китае, обладали некоторыми правами. Их можно было продавать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность.

Особую категорию «подлого люда» составляли работники т.н. казенных дворов. Они строго учитывались в особых списках, как и урожай с обрабатываемых ими казенных полей. За членами казенных дворов по закону закреплялись некоторые права: один день в декаду им давался для отдыха, женщинам после родов предоставлялась более легкая работа. Они обеспечивались одеждой, обувью. Чиновники не могли их использовать в своих личных нуждах.

Положение потомственных холопов (кэдин) отличалось местной спецификой, но в отличие от рабов они не могли продаваться, хотя беглого холопа и возвращали хозяину. Государственный (казенный) «подлый люд» по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости.

Сословно-классовая структура в последующие века приобретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране.

Установление в XII в. первого сёгуната, правления военно-феодальной олигархии, привело к делению феодалов на 1) высшую привилегированную группу, 2) непосредственных вассалов сёгуна (гокенин), 3) вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин).

Вне сословия класса феодалов находился простой народ: крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян стала подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая от 40 до 60% урожая крестьянина.

Важные социальные сдвиги в Японии, начиная с XIII—XV вв., стали происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складывались первые объединения ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получила некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. В среде феодалов самураи за долги теряли земельные владения, переводились на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредоточилась в руках крупных владетельных князей «даймё» («большое имя»), охватывая отдельные провинции и даже группы провинций.

Наиболее законченные формы приобрела сословно-классовая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия, официально определявшееся формулой «си-но-ко-сё»: 1) самураи (си), 2) крестьяне (но), 3) ремесленники (ко) и 4) торговцы (сё). На самом дне феодального общества находилась небольшая группа париев («эта»).

Господствующее сословие дворянства представляли, прежде всего, фактический правитель Японии — сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около трети территории страны, и около 300 семейств владетельных князей — даймё, располагавших также огромной земельной собственностью. Это сословие делилось на кастовые группы.

Особую часть самурайского сословия составляла придворная аристократия (кугэ), при лишенном фактической власти императоре обладавшая высшими рангами дворянства, но не имевшая, как правило, земельных владений и не занимавшая оплачиваемых должностей. Она была полностью зависима от сёгунской администрации, получая от сёгуна рисовые пайки.

Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство — самураи, входившие в войско сёгуна и военные отряды даймё. За свою службу они получали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или получать рисовый паек от своего господина.

Крестьяне, составлявшие 80% населения страны, были неоднородны в социальном и экономическом отношении. Основная масса крестьян - члены общины, входившие в податные пятидворки - владела небольшими участками земли на правах вечного наследственного держания, вела самостоятельное хозяйство. Вне общин были зависимые крестьяне, мелкие арендаторы или дворовые холопы. Подати достигали половины и больше от урожая. Крестьяне несли повинности по ремонту дорог, ирригационных сооружений и пр.

Промежуточные городские средние слои составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном.

В XVIII в. в Японии зародилось мануфактурное производство, находившееся под контролем торгово-ростовщического капитала.

Государственный строй. Реформы Тайка, имевшие для Японии VII в. значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. В результате «переворота Тайка» было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фудзивара, который поставлял впоследствии не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц.

По примеру Китая создавалась и внутренняя структура светского Государственного совета, во главе которого стоял «старший министр» или канцлер, являвшийся наставником императора в делах управления. Непосредственные управленческие функции в светском Государственном совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою очередь на «старших советников», участвовавших в обсуждении всех дел и дававших рекомендации «по большим делам», и младших советников, дававших рекомендации по «малым делам». Именно они следили за ходом текущих дел, отвечали за них перед Государственным советом. Государственный совет имел под своим началом восемь министерств, которые следили за чистотой обычаев и нравов, назначали расследования по моральным нарушениям, докладывая о них императору. В его подчинении был штат разъездных цензоров-контролеров. Решения цензората могли быть приостановлены Государственным советом.

Особое положение буддийского духовенства в Японии, находившегося под высшим государственным надзором, регламентировал Закон VII «Тайхо Ёро рё». Он запрещал клирикам владеть домами, садами, торговать и заниматься ростовщичеством, принимать в качестве подарков рабов, скот, оружие. Эти запрещения не могли сдержать роста земельной собственности буддийских монастырей и храмов.

В XII в. в Японии установилась новая форма правлениясёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть, как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сёгуна — «великого полководца».

Установление первого сёгуната Минамото (1192—1333 гг.), опиравшегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), знаменовало начало второго периода развития феодального государства в Японии, периода его военно-политического объединения.

Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императорский двор превратился с этого времени в центр феодальной оппозиции, что и стало одной из многих причин новых вспышек междоусобной борьбы. В правительственном механизме сёгуната были предусмотрены органы, осуществлявшие жесткий контроль над деятельностью императорского двора.

Центральная власть не была достаточно укреплена, что породило в конце XII — начале XIII в. установление особой разновидности сёгуната — сиккэната (сиккэн—правитель) в 1199 г. Это было связано с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне. Впоследствии этот пост стал также наследственным

Черты абсолютистского правления сёгунат приобрел лишь в XVII — XVIII вв., когда произошло ужесточение методов правления, создалось его разветвленный полицейский аппарат. Изясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

Укрепление позиций третьего сёгуната привело к устранению политического влияния императора. В токугавском сёгунате была введена новая должность сеси-дая — наместника сёгуна в императорской столице. На основе закона 1615 г. даже религиозные функции императорского двора были поставлены под контроль сёгуна, который вмешивался в назначение всех высших придворных должностей. Сосредоточивая в центре всю полноту властных полномочий, сёгун опирался на военно-полицейский аппарат, многочисленный и разветвленный.

Одним из средств укрепления власти сёгуна в это время была система заложничества, окончательно закрепленная законом в 1635 г. Согласно закону все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а, возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора.

Ближайшим помощником сёгуна был его первый советник (тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. Он назначался при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, при сёгуне существовал круг старших советников (редзю), составлявших непосредственно правительство (бакуфу), исполнявших свои обязанности посменно в течение месяца.

Несколько старших советников в последние годы токугавского сёгуната составили Государственный совет, нечто вроде узкого «кабинета министров». За каждым из членов совета закреплялся определенный круг управленческих функций и контроль за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской и финансов. Особое правительственное управление ведало чеканкой монет, ему же принадлежал контроль над рудниками. Младшие советники ведали гвардией сёгуна, охраной дворца, полицейским аппаратом, следили за его вассалами.

Местное управление. С введением в Японии в 645 г. надельной системы было связано территориальное деление страны на провинции (купи), а с 646 г. — на уезды, во главе с назначаемыми из местной родовой аристократии губернаторами. Также в уезды направлялись царские контролеры. Уездная администрация, кроме того, ведала местными территориальными военными отрядами. В ведении уездных начальников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль исполнения крестьянами общественных работ, судебные и полицейские функции.

Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, назначаемым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Была введена в это время и система деревенских пятидворок — объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой по выполнению всех обязанностей перед государством.

С утверждением сёгуната во все провинции назначались военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые находились там наряду с правителями областей, назначаемыми императором. В их обязанность входил контроль за выполнения повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование политических противников сёгуна, охрана провинций. В распоряжении сюго был местный гарнизон.

В частновладельческие поместья посылались специальные уполномоченные правительства, главной обязанностью которых был контроль над доходами поместья, за внесением феодалами всех налогов, и военное преследование смутьянов.

Особое место в государственном аппарате токугавской Японии занимали органы сыска, специальные полицейские инспектора мэцкэ («прикрепленный глаз»), осуществлявшие негласный полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян.

Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. Без предварительного разрешения бакуфу дай-мё не имели права строить замки, жениться. Для надзора за крестьянами и, прежде всего, сбора с них налогов во все владения Токугавы на основе закона 1644 г. стали назначаться дайканы, которым подчинялись старосты деревень.

В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная, полицейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Армия. До введения территориального деления армия Японии состояла из родовых дружин. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность. Армейские части были территориальными, но формировались и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки обладателей рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии.

Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотниками, которые могли быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. Начиная с тысячников, для назначения требовался уже соответствующий ранг. Армейская часть более 20 человек могла направляться в поход только по приказу императора.

С междоусобными войнами, крестьянскими восстаниями было связано формирование особого военно-феодального слоя самураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, особый «кодекс чести» строился на ярко выраженном презрении к крестьянскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нарушение кодекса чести влекло для самурая самоубийство — харакири. Самурайское войско состояло в основном из конницы. С введением огнестрельного оружия конница постепенно ликвидировалась, и ее место заняла пехота.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 318;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.026 сек.