Раздел II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 10 глава


Крестьянские ополченские формирования продолжали существовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми крестьянскими восстаниями правящие круги поняли нежелательность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Указом 1591 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям — заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью.

Основные черты права средневековой Японии.Источники права. Для раннесредневекового права Японии было характерно распространение норм обычного права, действовавших в общинах и в сословных группах. Становление писаного права происходило под влиянием религиозно-правовой идеологии, норм китайского права. Первые записи правовых норм в Конституции Сётоку-тайси 604 г. носили характер наставлений, моральных заветов правителей своим чиновникам.

Введение надельной системы в VII в., строгое деление общества на ранги привело к появлению законодательных документов, получивших, как и в Китае, название «кодекс». Кодексы содержали нормы, регулировавшие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп и представителей чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права, хотя между ними четкие различия провести в праве Японии крайне трудно. Первым стал кодекс «Тайхо рё», составленный в 701 г. и вступивший в силу в 702 г.

В Своде не было деления права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретали в нем публично-правовой характер, регулировались нормами уголовного и административного права.

Большой круг уголовно-правовых норм был включен в Закон XIV «О проверке и аттестации», посвященный организации и деятельности чиновничьего корпуса, преступлениям и проступкам чиновников, наказаний за них. Закон XVII «О воинах и пограничниках» содержал правила об организации вооруженных сил, в т.ч. о воинских преступлениях.

Особое значение для рассмотрения правовой системы Японии этого времени имел Закон XXIX «О тюрьмах», касающийся широкого круга норм уголовно-процессуального права.

Вместе с кодексами среди источников права этого периода было широко представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Первые имели более самостоятельный характер, вторые издавались в развитие административных и уголовных законов, как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники. Например, в 927 г. был создан Сборник постановлений годов Энги, вступивший в действие в 967 г. Указы со временем стали все больше оттеснять кодексы на второй план.

Резкие изменения в правовой сфере Японии произошли после установления сёгуната под влиянием развала единого правового пространства. На первый план вышли морально-правовые обыкновения, гири, исходившие из соображений приличия, которые регулировали поведение индивида во всех случаях жизни: отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника. А вне семьи — отношения собственника и арендатора, заимодавца и должника, торговца и клиента, старшего чиновника и подчиненного.

В XV—XVI вв. роль общеяпонского права упала. Каждое княжество и сословие руководствовалось своими установлениями, нормами обычного права, которые лишь иногда, главным образом, в виде моральных заповедей, инструкций, поучений, объединялись в сборники.

Одним из крупных сословных нормативных сборников стал Кодекс годов Кемму (1334—1338 гг.), призванный ликвидировать «смуту в стране», обеспечить стабильность политической власти сёгуна.

Законотворчество в Японии оживилось в период третьего сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII—XVIII вв., но и в это время оно было сугубо адресным, касалось конкретных сословий.

В этих законах строго регламентировалась деятельность императора и крупных феодалов даймё, устанавливалась система сословных статусов отдельных групп населения (самураев, крестьян, ремесленников, торговцев), закреплялись обязанности населения и наказания за их нарушения. Примером такого законодательства может служить Закон восемнадцати статей сёгуна Иэясу 1615 г. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право.

Лишь в XVIII в. в период третьего сёгуната стали предприниматься попытки вернуться к старым порядкам «правового государства». В 1742 г. во исполнение этих задач был принят Кодекс из 100 статей, положения которого сводились к упорядоченному изложению основного содержания прежних законов, норм обычного права. Кодекс воспринял многие предписания старых кодексов эпох Тайхо и Ёро VIII в.

Имущественные отношения.С VII в. на протяжении столетий в Японии существовало три формы собственности на землю: казенная, общественная и большесемейная.

Государственный фонд надельных земель делился на наделы, которые получали не только свободные, но и холопы, рабы (1/3 надела свободного), а также казенные дворы и казенные рабы, которые, в отличие от всех других надельщиков, не платили налоги в государственную казну.

Земля, находившаяся в распоряжении отдельного двора (приусадебный или садовый участок, распаханная или орошенная целина), переходила во владение трем поколениям семьи. Приусадебные или садовые участки были равными по размерам, как у «подлых», так и у «добрых» семей и не зависели от их численности. Семейная собственность всемерно охранялась государством. Запрещался беспричинный раздел двора, самовольный выдел из семьи и пр. Желавший выделиться должен был получить поручительство от пятидворок, что он не был «беглым или обманщиком». В общественной собственности находились леса, горы, пустоши, пастбища, которыми мог пользоваться каждый.

Казенные земли, кроме земель, закрепленных за отдельными учреждениями, предназначались для раздачи наделов, среди которых выделялись своими размерами должностные и ранговые наделы чиновников. Существовал особый резервный фонд государственных земель, из которых выдавались «наградные» участки за заслуги перед государством. С этой целью издавались специальные указы императора. За «великие заслуги» земельный участок передавался в собственность с правом неограниченного наследования, за иные заслуги — во владение с правом наследования одного или двух поколений.

В японском раннесредневековом праве не сформировалось четкого деления вещей на движимые и недвижимые, но предусматривался особый статус найденной вещи, которая через 30 дней после объявления о находке переходила в собственность нашедшего ее. Право собственности на клад признавался в равных долях за нашедшим его и владельцем земли.

С ликвидацией надельной системы и развитием вассально-ленных отношений большое распространение приобрели наследственный фонд и бенефиций самурая-воина, замененный впоследствии выплатой «рисового пайка».

Обязательственное право.Четкого представления об обязательстве в юридическом смысле в средневековом праве Японии не сложилось из-за слабого развития товарно-денежных отношений. В «Тайхо Ёро рё» лишь десять статей посвящено договорам: купле-продаже, найму, займу, закладу, которые жестко регламентировались государством, и нарушение которых влекло уголовное наказание.

Частная торговля считалась непрестижной в Японии даже для крестьянина. Она запрещалась чиновникам, начиная с пятого ранга, самураям и буддийским монахам.

Брачно-семейное правоЯпонии как наиболее традиционное, связанное с религией, не претерпело сколько-нибудь заметного изменения на всех этапах средневековой истории страны.

Браки заключались семьями, согласие родителей и ближайших родственников было обязательным условием действительности брака. Требовался равный сословный статус жениха и невесты, «непорочность» их добрачных отношений. Возраст брачного совершеннолетия для мужчины составлял 15 лет, для женщины - 13 лет.

Браку предшествовал сговор родителей и помолвка, беспричинное расторжение которой было наказуемым. Она расторгалась, если жених не появлялся в течение одного месяца или если брак не был заключен в течение трех месяцев после помолвки. Влекло расторжение помолвки и совершение преступления женихом или невестой.

Запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми» и «подлыми», но и между отдельными категориями «подлых». Здесь, действовал своеобразный кастовый принцип.

Брак в принципе был моногамным, наложницы не брались в расчет. Как и в Китае, женщина находилась под опекой мужчины: отца, мужа, сына; но эта опека была более легкой и регулировалась законом. Муж не мог равнять жену с наложницей, не мог он навязать жене и развод из-за наложницы. Беспричинный развод влек за собой запрещение нового брака.

Развод, как и в Китае, не только разрешался, но и прямо предписывался при определенных обстоятельствах помимо воли супругов, например в случае попытки убийства, избиения родителей и других близких родственников мужа или жены. Брак, как и развод, был делом не только супругов, но и их семей. При разводе по инициативе мужа или жены требовалось согласие родителей и того и другого. Родители должны были подписать «разводную бумагу». Перечень обстоятельств, которые давали мужу законные основания для развода, был значительно шире, чем у жены. Она имела право на развод лишь в случае длительного, в течение пяти лет безвестного отсутствия мужа или тяжкого оскорбления им ее родителей. Законные основания мужа на развод были те же, что и в Китае, но не все они влекли за собой изгнание разведенной жены из дома.

За исключением «распутства», «непослушания свекру или свекрови», «дурной болезни», жена могла после развода (связанного с ее болтливостью, отсутствием мужского потомства, ревностью, вороватостью) оставаться в доме мужа, если она оказывала ему поддержку в период ношения траура по родителям, была знатнее мужа и тем самым повысила его социальный статус, если у нее не было родительской семьи. Мужу могли отказать в разводе и в том случае, если он разбогател благодаря приданому жены.

В японском праве проявилась относительная терпимость к незаконнорожденным детям и детям, родители которых были неравны по своему социальному статусу. Как правило, действовала фикция, что родители не знали о действительном «подлом» статусе своего партнера, тогда ребенок становился рёмином.

Наследственное право.В японских кодексах относительно подробно был разработан институт наследования по закону. В наследственную массу входили холопы (т.е. зависимые люди, но не входящие в категорию кланового «подлого люда»), поля, строения, другое имущество. В нее же входило приданое жены умершего главы семьи.

Если речь шла о полях и имуществе, жалованных за заслуги, наследственные доли сыновей и дочерей были равными. В остальных случаях доля первой жены, а также старшего сына была в два раза больше, чем у прочих сыновей (как от жены, так и от Наложницы), дочери же имели право на четверть доли старшего сына.

Вопрос о завещании в праве Японии не получил достаточной разработки, поскольку преобладала больше семейная собственность. По завещанию можно было передать только лично нажитую или лично унаследованную собственность.

Уголовное право. В Японском средневековом праве не было четких различий между деликтом и преступлением, нормами уголовного и административного права и пр.

В традиционном понимании рё (кит. лин) — это закон, за нарушение которого, в отличие от рицу, не полагалось ни одного из пяти тяжких наказаний (от смертной казни до битья палками), которые следовали за явные проступки и нарушения.

Уголовный кодекс "Тайхо рицу рё" состоял из 12 разделов: уголовного закона о наказаниях, о разбое, о грабеже, о ранениях в драке и др.

В соответствии с конфуцианскими представлениями о наиболее тяжких нарушениях морали (ли) в Японии выделялись «8 зол» (в Китае —«10 зол»), в число которых входили, прежде всего, преступления против императорской власти: «мятеж» (разрушение государевых жилищ и усыпальниц и пр.), «государственная измена» (убийство ближайших родственников императора, а также покушение на их убийство, избиение и пр.), «жестокое убийство» (убийство трех членов одной семьи, своих ближайших родственников, убийство женой или наложницей родственников мужа, а также их избиение и пр.), «великая непочтительность» (разрушение храмов, священных ритуальных предметов и пр.), «злословие и непочтительность» по отношению к государю, просто «непочтение» к отцу или ближайшим родственникам (возбуждение против них судебных дел или предание их проклятью, выделение из семьи при живых родителях, самовольное вступление в брак и пр.), «нарушение долга» (убийство хозяина, начальника, наставника и пр.).

Пятичленная система наказаний включала в себя смертную казнь через повешение или обезглавливание, ссылку с каторжными работами и без таковых, каторгу, битье палками (от 60 до 100 ударов), сечение розгами (от 10 до 50 ударов). Смертная казнь простолюдина совершалась на городской площади, женщины и чиновники публично не казнились, а чиновникам высоких рангов предоставлялась возможность покончить жизнь самоубийством.

Ссылка в зависимости от расстояния до места назначения могла быть ближней, средней и дальней. Жены и наложницы осужденных отправлялись в ссылку вместе с ними в обязательном порядке. Каторга выражалась в принудительных работах, как правило, по месту жительства.

«Тайхо Ёро рё» предусматривало конфискацию имущества, штраф и пр. Конфискованное имущество преступника делилось поровну между казной и его ближайшими родственниками, если они не были соучастниками преступления. От наказания, даже от смертной казни (как дань древнему обычаю) можно было откупиться, но возможность откупа зависела от усмотрения властей. Этим правом, безусловно, пользовались родственники императора, крупнейшие вельможи из «6 категорий достойных».

От общих наказаний отличались специальные наказания для военных и гражданских чинов. При перечне специальных наказаний «Тайхо Ёро рё» делало упор на поражение чиновников в особых должностных правах.

Наряду с коллективной ответственностью ближайших родственников преступника, осужденного за ряд тяжких преступлений, а также местных властей (например, за укрывательство незарегистрированных монахов и пр.) в японском праве предусматривалась и возможность смягчения наказания для членов семей чиновников, которые, как и в Китае, могли воспользоваться покровительством «тени» своих знатных родственников.

Специфической чертой уголовного права Японии было распространение его норм на представителей буддийской церкви; признание кодексом наряду со светскими наказаниями и наказаний религиозных (епитимий), которые могли применяться, заменяя светские, к монахам и монахиням в зависимости от характера совершенных ими преступлений и проступков; применение обычных уголовных наказаний за ряд религиозных проступков клира, например, за публичное и ложное объявление о дурных знамениях, хранение и чтение запрещенных книг, незаконную передачу патента на сан другому лицу или за самовольное принятие сана, за попытку самосожжения или подстрекательство к нему другого лица.

Судопроизводство. Согласно Закону XXIX «О тюрьмах» «Тай-хо Ёро рё» процесс носил смешанный обвинительно-инквизиционный характер. Судебное дело начиналось как с заявления казенного учреждения, так и отдельного лица. Широко практиковались доносы «публичные» и «тайные», то есть те, которые не объявлялись публично, следствие по которым носило приватный характер.

Донос был обязателен для близких родственников жертвы. Если они не доносили в течение 36 дней об убийстве, то подвергались наказанию как соучастники. Если речь шла о мятеже, «оскорблении величества», то доносителя прямо доставляли к императору. Но нельзя было доносить на преступника его близким родственникам и слугам.

Расследование проводилось специально назначенными следователями. Суд не был отделен от администрации. Судебное дело полагалось возбуждать по месту приписки истца, например в уездном управлении, или, при невозможности до него добраться, в ближайшем казенном учреждении.

В обязательном порядке в Министерство юстиции передавались дела, сопряженные со смертной казнью, бессрочной ссылкой или увольнением чиновников с исключением их из списков. Некоторые дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет, который мог проводить с помощью специальных законоведов-следователей дополнительное расследование и прекращать их. Правильность судебных решений на местах Государственный совет проверял также с помощью своих специальных инспекторов. О делах, связанных со смертной казнью, бессрочной ссылкой и исключением чиновников из списков, докладывали императору, который выступал в качестве высшей апелляционной инстанции.

Литература

Гараджа В. И. Религоведение. М., 1995.

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996.

Мусульманское право (структура и основные институты). М.,1984.

Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира: Справочник. М., 1993.


 

Контрольные вопросы

1. Особенности государственности в Арабском Халифате. Становление таможенных отношений и происхождение термина «таможня».

2. Становление и развитие мусульманского права.

3. Специфические институты мусульманского права.

4. Развитие общественного и государственного строя в средневековой Индии.

5. Общее и особенное в общественном и государственном строе Японии и Китая.

6. Основные черты права средневековой Японии и Китая.

 




Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 307;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.