Раздел II. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ 7 глава


Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. были: централизация и милитаризация государственного аппарата; возвышение военно-управленческих органов над гражданскими.

Значительная часть полномочий Тайного совета перешла к Генеральному военному комиссариату. Произошло слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом — королем.

На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекомендации дворянских собраний, попали под жесткий контроль центральной власти и были наделены широкими военно-полицейскими полномочиями. Было ликвидировано городское самоуправление. Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшиеся королем. На весь государственный аппарат были распространены воинские звания, военная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство. В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. Здесь господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами, и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим органом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, которая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.).

Военными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 г. с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем.

В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы — сословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При королеве Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полномочия сосредоточились в руках королевских чиновников, выборные органы стали подконтрольны правительству.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии проводилась политика т.н. просвещенного абсолютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существенных интересов дворянства и устоев крепостничества.

Феодальное право Германии.Право средневековой Германии характеризовалось партикуляризмом, т. е. множественностью правовых систем:

1. Каноническое право регулировало вопросы церковной организации и брачно-семейные отношения. Источники - священные книги христиан, постановления соборов, папские декреталии и т д.

2. «Имперское» право регулировало устройство королевской власти. Источники - указы императора.

3 «Ленное» право регулировало отношения между феодалами по поводу передачи и использования феода (лена). Основные источники - обычаи.

4. Земское право - право отдельных немецких земель. Основные источники – обычаи.

5. «Дворовое» право - право, действовавшее при дворе господина и распространявшееся на его крепостных. Основные источники - обычаи.

6. Городское право охватывало городское население. Основные источники - обычаи, решения го­родских судов, королевские грамоты, статуты го­родских органов власти.

В XIII-XIV вв. были составлены сборники обычаев разных правовых систем («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», «Франкское зерцало», «Зерцало немецких людей»). «Саксонское зерцало» (1220 г.), собравшее нормы земского и ленного права, делило все дворянское сословие на «семь военных щитов» (см. выше).

Имущественные отношения. Право собственности на землю делили сеньор и вассал. Принимая на себя обязательства, вытекающие из феодального до­говора, сопровождавшегося торжественным ритуалом инвеституры, вассал получал поместье (феод, лен). Стать ленником можно было и по давности владения. Вассал мог передать лен своим подчиненным (субвассалам). Согласно «Саксонскому зерцалу» феоды не могли оставаться без хозяина «более года и дня». Различали судебные и городские лены. Держателям первых предоставлялись полномочия королевских су­дебных инстанций. Обладатели городского лена не несли военную службу своему сеньору, но должны были «пребывать в городе для защиты его от врагов».

Постепенно из городского права выделилось торговое право или право купцов. С самого начала оно носило национальный характер. В странах Балтии вопросы морской перевозки и торговли регулировались законами Висби (около 1350 г.). Торговое право получило развитие в североитальянских землях Германской империи. Источником германского торгового права стали международные торговые договоры с другими городами, их союзами и иностранными монархами для предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле.

Фридрих II (1212 – 1250 гг.) юридически закрепил за имперскими князьями ряд высших государственных полномочий, в т.ч. и в таможенной сфере. Им было предоставлено право взимания пошлин при пересечении границ их владений. В последующем «Золотая булла» (1356 г.) закрепила такое право за курфюрстами[10].

В семейном правегосподствовал патриархальный брак с опекой со стороны мужа. Процедура заключения брака и статус супругов регулировался нормами канонического права.

Наследственное право долгое время сохраняло пережитки общинных отношений. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. Первоначально его доля шла на совершение погребального обряда, а позже стала переходить церкви за упокой души. В сельской местности женщины были отстранены от наследования, а в городах они довольно рано получили равные с мужчинами права наследования.

Уголовное право.По поручению Карла V было составлено общее для всей империи уголовно-судебное уложение «Каролина» и в 1532 г. это уложение стало действующим источником права. В нем определялись общие положения уголовного права (покушение, соучастие, формы вины и др.), различные виды преступлений (государственные, против рели­гии, морали и нравственности, личности, против собственности и правосудия). Степень виновности определялась наличием умысла или неосторожности. Значительное число преступле­ний наказывалось смертной казнью (с указанием вида: колесованием, сожжением и т. д.), применялись телес­ные наказания (вырывание языка, отсечение руки).

«Каролина» предусматривала уголовную ответственность за покушение к совершению преступления, пособничество и соучастие.

Судопроизводство. «Каролина» закрепила смешанный тип уголовного процесса с преобладанием следственных (инквизиционных) методов. Обвинение предъявлялось судьей от лица государства. Следствие не было ограничено сроками, широко применялись допросы под пытками. Процесс состоял из трех частей: дознание, общее и специальное расследование.

 

Литература

 

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2002.

Золотая булла (1356 г.) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

История государства и права зарубежных стран: Учеб. / Под ред. проф. К. И. Батыра. М., 2003.

Каролина // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

Колесницкий Н.Ф. «Священная римская империя»: притязания и действительность. М., 1977.

Саксонское зерцало // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / Сост. В. Н. Садиков. М., 2002.

 

Контрольные вопросы

 

1. Развитие государственности в средневековой Германии.

2. «Золотая булла» и её историческое значение.

3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии.

4. Реформация и её правовые последствия для Германии.

5. Специфические черты абсолютизма в Германии.

6. Особенности таможенных отношений в средневековой Германии.


Тема 11. Роль христианства и римско-католической церкви в

Средневековом государстве и праве

 

Христианство и его роль в феодальной Европе. Реформация и контрреформация

 

Христианство и его роль в феодальной Европе.В своих официальных документах Западная и Восточная церкви именуют себя вселенскими. До XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Но первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями, что отразилось в западном и восточном христианстве.

В западных областях становление феодальных отношений совершалось стремительными темпами. Учитывая быстро меняющуюся обстановку, западная церковь вносила поправки в своё вероучение и обряды, в толкование постановлений вселенских соборов и христианских догматов. Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее. Застойность общественной жизни обусловила консерватизм церковной жизни православия.

Так, под влиянием вполне конкретных исторических обстоятельств сформировались две характерные особенности восточного и западного христианства. У западной церкви – гибкость, быстрая приспособляемость; у восточной – консерватизм, тяготение к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

Особенности западной христианской церкви формировались в условиях феодальной политической раздробленности. Христианская церковь оказалась как бы духовным стержнем раздробленного на ряд самостоятельных государств мира. В этой обстановке западное духовенство сумело создать собственную международную церковную организацию с единым центром в Риме, с единым главой – римским епископом.

Возвышению римского епископа способствовал целый ряд факторов. Один из них – перенос столицы империи из Рима в Константинополь. На первых порах это ослабило авторитет римского иерарха, но вскоре в Риме оценили выгоду, которую можно извлечь из новой обстановки. Западная церковь избавилась от повседневной опеки со стороны императорской власти. Очень выгодным для западного духовенства оказалось выполнение некоторых государственных функций, например, сбор налогов римским иерархом. Постепенно западная церковь приобрела все большее экономическое и политическое влияние. И по мере роста ее влияния, рос и авторитет ее главы.

Например, франки приняли христианскую веру в VI в., была введена латинская письменность, открылись школы, строились и украшались храмы. Король охранял богатства христианской церкви, щедро раздавал ей земли, дарил ценные вещи. Церковь, в свою очередь, укрепляла власть короля. Церковные иерархи были его ближайшими советниками, помогали ему составлять королевские указы.

Христианская церковь была сильной централизованной организацией. Храм был практически в каждой деревне, где велись богослужения, священники выступали с проповедями. В условиях массовой безграмотности это был единственный и неоспоримый источник информации. Церковными округами в больших областях управляли епископы и архиепископы. Все они подчинялись Папе Римскому.

Все служители церкви составляли особый слой населения – духовенство. Были созданы специальные поселения для людей, посвятивших себя служению Богу – монастыри. Во Франкском государстве было основано около 250 мужских и женских монастырей. Нередко верующие завещали церкви или монастырю свое имущество, чтобы похоронили их у стены храма и читали молитвы «за упокой души». Постепенно в зависимость от церкви попали целые деревни.

В споре между наследниками короля из династии Меровингов и майордома Карла Мартелла Папа Римский вынес решение в пользу последнего, обладавшего реальной властью в королевстве. В 751 г. Пипин Короткий был провозглашен королем франков.

С другой стороны Папе Римскому в это время угрожали лангобарды («длиннобородые») – германский народ, который в VI в. вытеснил из Италии остготов. По призыву Папы Пипин Короткий дважды совершал походы против лангобардов. Под власть папского престола были переданы города Рим и Равенна с прилегающей к ним областью. Так образовалась государство римских пап – Папская область, существовавшая более 1000 лет (до 1870 г.).

К моменту разделения империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было четыре. Во времена Никейского собора было три патриарха - епископы Рима, Александрии и Антиохии. Вскоре звания патриархов добились также епископы Константинополя и Иерусалима. Восточные патриархи нередко враждовали между собой, боролись за первенство, каждый стремился упрочить свое влияние. На Западе у римского епископа не было таких мощных конкурентов.

В условиях феодальной раздробленности Запада христианская церковь долгое время пользовалась относительной самостоятельностью. Играя роль духовного центра феодального мира, она даже боролась за первенство власти церкви над светской властью, добиваясь серьезных успехов.

Восточная церковь также временами пыталась бороться со светской властью, но безуспешно. Сильная императорская власть, дольше сохранившаяся в Византии, определила восточному христианству роль более или менее послушного слуги. Церковь находилась в зависимости от светских государей.

Император Константин и его преемники, укрепляя свою империю, превратили христианскую церковь в государственный институт. Константинопольский патриарх, по существу, был министром по религиозным делам. Характер христианской церкви в Восточной Римской империи как государственного учреждения ярко проявился при созыве вселенских соборов. Они не только собирались императорами, но и проходили под председательством либо самого правителя, либо назначенного им светского чиновника. Так проходили первые шесть вселенских соборов и только на седьмом (Никейский, 787 г.) на председательском месте восседал патриарх.

У константинопольского патриарха было несколько способов сопротивления императорской власти. Иногда он пользовался своим правом обязательного участия в коронации нового императора и мог отказаться его короновать, если не принимались выдвигаемые им условия. У патриарха было и право отлучения от церкви императора-еретика, например, император Лев VI был отлучен в связи с его четвертой женитьбой. Наконец, он мог обратиться за поддержкой к римскому первосвященнику, который не подчинялся власти византийских императоров. Правда, в конце VIII столетия, римский епископ некоторое время находился в подчинении у Византии, но вскоре папа снова вышел из-под влияния константинопольских императоров.

С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. Главной причиной раскола было стремление к власти константинопольского патриарха Фотия и римского папы Николая I.

В 857 г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвел на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I счел это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния над восточной церковью. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошел на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия – низложенным.

С этого времени началось противостояние двух церквей. Догматические разногласия сводились к следующим главным вопросам: восточная церковь признавала происхождение святого духа только от бога-отца, а западная – от бога-отца и бога-сына; каждая из церквей оспаривала легитимность соборов, происходивших на территории противника (например, Константинопольский собор 381 г.); обрядовые разногласия сводились к тому, что восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, т.к. это имело место в западной церкви, безбрачие западного духовенства, возведения диаконов прямо в епископы и др.; канонические разногласия выражались в том, что римский папа присвоил себе право быть главой и судьей всей христианской церкви. Учение о главенстве папы сделало его выше вселенских соборов; восточная церковь занимала подчиненное положение по отношению к государственной власти, а западная церковь поставила себя в независимое состояние от светской власти, пытаясь усилить свое влияние на общество и государство.

В середине XI в. папство вытеснило греков из южной Италии. В ответ на это патриарх Михаил Керуларий распорядился, чтобы богослужение в латинских церквах Константинополя велось по греческому образцу. Он закрыл латинские монастыри.

В 1054 г. обе церкви предали друг друга анафеме. Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название католической (вселенской), а за восточной христианской церковью закрепилось название православной, (т. е. правильно славящей Бога).

В первое время после раскола обе церкви предпринимали попытки к объединению. В конце XI в. папа Урбан II призвал верующих к первому крестовому походу, который имел своей целью освобождение «гроба Господня», а одновременно обогащение и рост могущества католической церкви. Многочисленные крестовые походы проходили с 1095 г. по 1270 г. Во время четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) крестоносцы штурмом взяли Константинополь, осуществив вооруженное подчинение православной церкви Риму. Образованная Латинская империя существовала недолго, в 1261 г. она пала.

Последствия крестовых походов привели к усилению власти и значения римских первосвященников, как главных инициаторов этих походов, способствовали появлению духовно-рыцарских орденов, защищавших интересы папства, еще больше обострили взаимоотношения между католической и православной церковью.

Попытки воссоединения церквей предпринимались и в последующее время. В 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло.

После раскола христианская религия распалась на ряд самостоятельных направлений, из которых самые распространенные – католицизм, православие, а позднее протестантизм. Сохраняя в основном догматы христианства, эти течения отличаются друг от друга своеобразной трактовкой некоторых догматов, отдельными особенностями культа.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу. Центр католицизма и резиденция его главы, папы римского – Ватикан, крохотное государство в центре Рима.

Государство Ватикан было создано в 1929 г. Общее число духовенства достигает 0,5 млн. Из 1200 млн. христиан католиков насчитывают 650 млн.

Кроме главного догматического расхождения между католиками и православными (см. выше) существуют и другие разногласия:

католики верят в существование чистилища (кроме рая и ада), признают непогрешимость в вопросах веры и морали папы римского, являющегося, по их мнению, наместником Христа на земле;

‑ источником своего вероучения католики считают не только «священное писание» (Библию), но и «святое предание», в которое они, в отличие от православных, включают не только решения первых вселенских, но и последующих соборов, а также суждения пап. При этом правом толкования Библии пользуется только церковь;

‑ духовенство в католицизме выделяется своим обетом безбрачия и так называемым учением «о божественной благодати», которую распределяют священники. Это обусловливает их привилегированное положение среди верующих католиков;

‑ своеобразно совершаются в католицизме таинства и обряды, общие для христианства. Таинство крещения производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии – только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось семь-восемь лет, так называемая конфирмация. У православных – вскоре после рождения. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных – на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне – только хлебом;

‑ в католицизме широко почитается богородица и учение о ее телесном вознесении. Культ использует все виды искусства для воздействия на верующих, очень пышный, театрализованный. Развито преклонение перед всевозможными реликвиями, культом мучеников, святых (массовая канонизация проводится и сегодня);

‑ у православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он «первый среди равных».

Сейчас к православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская православная церковь.

Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них.

При патриархе учреждается священный синод, состоящий из постоянных и временных членов. При синоде имеются различные отделы, занимающиеся делами церкви.

В административном отношении православные церкви разделяются на епархии, возглавляемые епархиальными архиереями, назначенными синодом во главе с патриархом. Епархии делятся на округа, возглавляемые благочинными. Последние наблюдают за деятельностью приходского духовенства. Самой низшей организацией православной церкви является приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.

Основу православного вероучения составляет символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах 325 г. и 381 г. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся понятия о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Все основные догматы православной церкви объявляются истинными, вечными, сообщенными человеку самим богом. Они объявляются непостижимыми разумом. Основой познания символа веры является вера. Православные церкви уделяют большое значение не только доказательствам непогрешимости всего вероучения, но и требуют знать символ веры наизусть. Главным средством усвоения верующими основных канонов православия является система богослужения.

Недовольство римской церковью и стремление ее к преобразованию усилилось в XI-XV вв. Причинами кризиса римско-католической церкви были злоупотребления папства, падение нравственности в среде духовенства, потеря роли, которую церковь играла в средневековом обществе. Не стало и Франкской империи, правители которой поддерживали Папу Римского. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились только ставленники германских императоров.

В этих условиях в католической церкви началось движение за усиление власти Папы. В 1073 г. Папой Римским был избран Григорий VII, человек воинственный и волевой. Между ним и германским императором развернулась ожесточенная борьба за право назначения епископов. Король Генрих IV объявил о лишении Папы Римского власти. В ответ Григорий VIIосвободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против короля. Последний был вынужден искать примирения с Папой.

Борьба пап с императорами с переменным успехом длилась более 200 лет. Наивысшего могущества власть Папы была достигнута при Иннокентии III(1198 – 1216 гг.). Он расширил границы Папской области, активно вмешивался в дела европейских стран, в отношения между государствами. Одно время Папа даже возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами Папы Римского признавали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова. Он был организатором крестовых походов немецких рыцарей против народов Прибалтики и Руси.

В этот период католическая церковь становится крупнейшим землевладельцем. Ей принадлежало около 1/3 возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян. Со всего населения Западной Европы РКЦ взимала десятину – особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание при вступлении в брак, за крещение младенца, отпевание покойного и другие церковные обряды.

В храмах выставляли вещи, которые объявлялись священными – реликвии: волосы и даже «капли пота» Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи – останки тел святых мучеников. За все это также вносилась плата.

По учению РКЦ, грешник и даже преступник могли получить прощение после раскаяния и исповеди, т.е. сообщая о своих грехах священнику. По приказу Папы Римского священники продавали специальные грамоты о прощении грехов – индульгенции («милость»). Индульгенция обещала спасение от адских мук и освобождение грешника от угрызений совести. Торговля индульгенциями приносила папам огромный доход.

Кроме того, Папа Римский продавал по высоким ценам церковные должности. Купившие их епископы и аббаты нередко расплачивались за эти должности церковным имуществом.

Таким образом, источники доходов РКЦ в Средние века складывались из церковной десятины, платы за обряды, прикосновение к «святым мощам» и т.п., продажи индульгенций, церковных должностей. Следует отметить, что часть своих доходов РКЦ тратила на благотворительную деятельность, что усиливало ее влияние на верующих.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что каждый человек от рождения принадлежит к определенному сословию.[11]

Первым сословием считалось духовенство. На него возлагалась обязанность молиться, «заступаться перед Богом» за грешников. Духовенство имело ряд привилегий, нередко они освобождались от уплаты налогов королю.

Христианская мораль предписывала каждому человеку «соблюдать свое место в жизни». Всякий протест считался проявлением «дерзости» и «гордыни». Эта мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии. Образцом, на кого следует равняться, чаще всего считался святой, монах, который отрекся от земных забот и соблазнов.

Таким образом, католическая церковь не только объявляла о своих претензиях на полную власть в обществе, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские послы, сборщики церковных налогов и продавцы индульгенций распространились по всем странам Европы.

Стремление высшего католического духовенства установить политическую гегемонию, подчинить светскую жизнь и государство в целом вызывало недовольство среди государей, ученых, епископов, народа. К папскому престолу выдвигали следующие требования:

‑ отказ папы от светской власти, исключение насилия и произвола;

‑ введение строгой дисциплины в жизни духовенства и улучшения их нравственности;

‑ уничтожение индульгенций, вызывавших особое недовольство. (Папская церковь торговала грамотами об отпущении как прошлых, так и будущих грехов, которые выдавались от имени папы за деньги или какие-либо заслуги перед церковью);

‑ распространение в народе религиозного образования и восстановления благочестия в церкви.

Одна из первых реальных попыток сломить папское могущество связана с Пражским университетом. Профессор богословия этого университета Ян Гус выступил против злоупотреблений римской церкви. Он написал сочинение «О церкви», в котором доказывал, что истинная церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед богом. В культе это выражалось в причащении мирян тем же способом, как и духовенства (телом и кровью Христа). Ян Гус выступал за секуляризацию церковных земель. Римский папа в 1413 г. отлучил Яна Гуса от церкви. Затем на Вселенском соборе Яна Гуса обвинили в ереси, в 1415 г. он был сожжен на костре.

Продолжил дело Гуса Ян Жижка. Сторонники Яна Жижки отрицали иерархию духовную и светскую, соблюдали нравственность, выступали против иконопочитания, требовали отменить тайную исповедь. Противостояние с католической церковью переросло в вооруженное столкновение. В 1434 г., потерпев поражение от католических войск, движение Яна Жижки смирилось.



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 351;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.035 сек.