Кёкусин-рю в Европе
Самыми известными европейскими учениками Оямы были англичанин Стив Арнейл и голландец Джон Блюминг (1933 года рождения). Арнейл стал вторым (после самого Оямы) человеком в истории каратэ Кёкусин, который успешно прошел через 100 кумитэ. Он создал Британское Кёкусин Каратэ (Б.К.К.), которое много лет являлось самой крупной на Западе организацией этого стиля.
Джон Блюминг стал учеником Оямы в 1959 году. Он вспоминает: «ежедневные тренировки были очень тяжелыми. Сначала разминка 30 минут, потом спарринг около часа без перерывов, с постоянной сменой партнеров, и еще после этой изнурительной работы полтора часа мы повторяли всю базовую технику». В 1976 году Блюминг получил из рук Оямы б-й дан! Патриарх стиля так характеризовал этого бойца: «Найдите человека, способного победить Блюминга. Я заберу тогда его 6-й дан, а свой 8-й отдам его победителю»…
Среди учеников Блюминга прославились голландец Янн Калленбах и француз Ален Сетрук. Блюминг следующим образом излагает свое кредо: «Я всегда хотел, чтобы мои черные пояса были настоящими черными поясами. Первое, что я сказал Алену, когда мы с ним встретились: «Ты считаешься каратистом, но это еще не настоящее каратэ. В бою боксер тебя нокаутирует, борец скрутит, дзюдоист бросит… Ты должен превзойти их всех. Если ты член семьи Кёкусинкай, ты должен показывать всем, что наш стиль самый эффективный.
Раньше Ален никогда не дрался. Я научил его этому. Он стал настоящим фанатом. Лучшим во Франции! Когда Ален приехал в Амстердам, все мои ученики хотели сразиться с ним. Они тоже хотели быть лучше всех. Ну, он им показал!»
КИАЙ-ДЗЮЦУ
Если спросить преподавателей восточных боевых искусств о киай-дзюцу, то по их реакции легко можно понять, что нет искусства более неясного, таинственного и противоречивого. Услышав этот вопрос, одни улыбнутся, другие с уважением кивнут головой, третьи пожмут плечами и посоветуют нам, чтобы мы поговорили с каким-нибудь столетним китайцем. Другими словами, мы встретим как решительных скептиков киай-дзюцу, так и самых страстных последователей.
Если рассматривать этот термин с точки зрения этимологии, то «аи» в свободном толковании означает «соединять в одно целое», «ки»… – слово, которое трудно объяснить. Чаще всего под ним понимается «внутренняя энергия», «жизненная энергия», «поток энергии», «освобождение энергии», «дух», «воля», «желание», «стремление», «энергизация воли». Как видно, уже сам термин «ки» говорит о его неоднозначности. В этом нет ничего странного, потому что «ки» – понятие, относящееся к сфере интуиции и переживаний, своего рода психологическим впечатлениям, трудным для четкого определения.
Почти каждый человек, пытаясь выяснить значение «ки», будет скорее оперировать примерами, чем определениями, будет ссылаться на сферу чувств, а не на мир вещей материальных или каноны логики. Во всяком случае неправильно представлять «ки» как силу, разрушающую стены или приводящую в негодность внутренние органы.
Умение осознавать «ки» неотделимо связано с определенными практическими навыками и, между прочим, с многолетней практикой боевых искусств. Кто занимается этим, может в нескольких словах объяснить ту или иную вещь, а непосвященные будут всю ночь вести оживленную дискуссию ни о чем.
Подходя к вопросу несколько более практически, можно сказать, что «киай» означает возглас, акцентирующий определенную фазу приема.
Это явление встречается не только в боевых искусствах, но и во многих видах спорта, где требуется миг исключительной концентрации силы, внимания или точности. Часто помогают себе возгласом волейболисты и гандболисты, фехтовальщики и метатели, тяжелоатлеты и борцы, именно в тот момент, когда определенный прием входит в решающую фазу. По-видимому, задержка дыхания на миг имеет решающее значение для точности приема, в то время как резкое выпускание воздуха – для выдачи динамической силы. Это, вероятно, сложный дыхательно-мышечный рефлекс, весьма распространенный как среди людей, так и в мире зверей, например хищников, атакующих с характерным хриплым рычанием. Следует отметить, что возглас в боевых искусствах как метод акцентирования решающей фазы приема, является всего лишь частью киай. В это понятие входит также совершенство временной и пространственной координации движений.
Примером тому может быть прием в каратэ, называемый ой-цуки или «прямой удар с шагом». Несмотря на кажущуюся легкость и относительную простоту, это один из самых трудных приемов «искусства кулака» в смысле точного координирования во времени и пространстве.
В процессе тренировки упражняющиеся должны прежде всего овладеть приставным шагом. Освоив тонкость этого движения, переходят к ударам на месте, которые в каратэ также являются трудным приемом. Наконец они соединяют шаг с ударом и… у 99% начинающих каратистов попадание в цель наступает через долю секунды после задержания шаговой ноги. И это – фундаментальная ошибка, потому что оно должно на долю секунды опережать задержание ноги!
Что решает эта разница? Удар в тот миг, когда вперед движется не только рука, но и все тело, подобен удару дышлом, подталкиваемым, скажем, 80-килограммовой повозкой. Ударяя мгновением позже, мы оперируем массой только одной руки, а это огромная потеря. Немаловажно учитывать и скорость. При правильно выполненном ударе она равняется векторной сумме скоростей руки и тела. Допустим, 4 м/сек+ 8 м/сек– 12 м/сек – показатель техники мастерства. Но если задержать движение тела хотя бы на мгновение, скорость удара уменьшится сразу на одну треть.
Для наблюдателей, не знакомых с тонкостями приемов каратэ, ой-цуки двух тренирующихся кажутся одинаковыми, хотя результат, например, удар в мешок, будет диаметрально противоположным! И если мы скажем, что просто-напросто мастер умеет освобождать свою «ки» и что именно она, «внутренняя энергия», отбросила мешок, то многие поверят в это…
Давайте посмотрим, как это понятие вводится в общественное сознание. Цитируемые ниже фрагменты взяты из статьи о Цутомо Осима, известном японском каратисте, ведущем занятия в своей школе в Южной Калифорнии. Вот что пишет журналист. «Осима – худощавый, подвижный человек. Он разговаривал с нами в кабинете на предложенную тему и вдруг прервал беседу. «Позвольте мне показать то, что я имею в виду, говоря о силе «ки», – попросил он. Сняв с руки часы и осторожно положив их на стол, он подошел к нам. Двигался он быстро и энергично, как человек, чем-то переполненный и страстно желающий это «что-то» выдать из себя… «Разрешите мне привести один пример, – сказал Осима. – Если я стану спереди и легко вас толкну, то с вами ничего не произойдет». Он быстро подошел ко мне и толкнул меня в грудь. Эффект был таким, как он говорил, то есть почти никакого. Его длинные блестящие черные волосы упали на лоб, и он резко отбросил их назад. «А сейчас сделаем с «ки». Я напряг мышцы в ожидании. Немного отступив назад, он снова слегка ударил. Удар был нанесен с расстояния нескольких дюймов, и мне казалось, что силы в нем было не больше, чем в первом случае. Но я закачался так, что ударился плечом о стенку. По-видимому, я выглядел перепуганным, потому что Осима радостно хлопнул в ладони и показал на меня пальцем. «Видите, вот это то, что я понимаю под «ки». Слегка помассажировав место удара и почувствовав всю его интенсивность, разгоравшуюся во мне все глубже и распространявшуюся по телу, я думал о том, как долго это будет продолжаться. Наконец жар внутри прекратился, но еще в течение получаса мне казалось, что удар пришелся в середину грудной клетки. Затем Осима вышел на середину комнаты и попросил, чтобы я его поднял. «Попробуйте, пожалуйста! – сказал он. – Это просто: мой вес – всего 146 фунтов (59,5 кг)». Я без труда поднял его. «А попробуйте меня поднять сейчас, когда я употреблю против вас мое «ки». Я схватил его под локти и попробовал поднять. Он даже не двинулся с места. Я пробовал еще и еще, но с каждым разом он казался мне все более тяжелым, как будто врос в землю. «Смелее! – побуждал он меня. – Ведь мой вес такой же, всего 146 фунтов. Почему Вы меня не можете поднять?» Я признался, что не знаю».
Ну что же, следует попросить товарища, который никогда не слышал о «ки», чтобы он как можно сильнее напряг все мышцы. Тогда поднять его не составит большого труда. Затем попросим его полностью расслабиться, как будто через мгновение он должен потерять сознание. С уверенностью можно сказать, что на этот раз мы поднимем его с большим трудом.
Тайны «ки» в виде загадочной энергии попросту не существует. Она состоит в безупречном приеме, по-мастерски исполненном. Как говорят каратисты – нет ничего удивительного в том, чтобы разбить двадцать черепичин, а искусство состоит в том, чтобы в воздухе ребром ладони рассечь на двое лист из школьной тетради.
Кроме всего прочего, «киай» выполняет в боевых искусствах еще одну роль. Речь идет о напряжении мышц живота, которое защищает эту область тела от возможного контрудара, а также для уменьшения боли, которая может возникнуть в столкновении с противником. А то, что возглас помогает переносить боль, известно каждому.
«Киай», выраженное возгласом, является также способом придания надежды и смелости самому себе. До недавнего времени все армии мира, идя в атаку, кричали как одержимые, даже когда враг был слишком далеко для того, чтобы его можно было поразить криком. Киай-дзюцу является искусством воздействия не только на противника, но и на себя.
Звук человеческого голоса, окрашенный страхом или отчаянием, вызывает мгновенное беспокойство, «звериные» окрики, дикие и хриплые – испуг и даже ужас. Заключенная в них примитивная ненависть, дикость и необузданная агрессия способны вывести из равновесия людей даже с так называемыми стальными нервами. Интересно то, что в качестве постоянного метода киай-дзюцу возникло в Японии в средневековье, и по-видимому, оно неразрывно связано с фехтованием. Здесь получение хотя бы мгновенного психического или физического преимущества давало возможность для выполнения определенного удара. Даже в современном спортивном каратэ, несмотря на всю условность поединка, психологический эффект хорошо выполненного «киай» кажется довольно выразительным.
И наконец возможно ли киай-дзюцу как искусство побеждать одним лишь криком или угрожающим жестом?
Всякая борьба, обусловленная какими-либо правилами, не позволяет киай-дзюцу проявиться как самостоятельному искусству, потому что существует своего рода психологическая ширма, которая действует так, как решетка в зоопарке. Даже когда огромный тигр погружает на нас взгляд своих красивых и одновременно ужасающих глаз, мы спокойны и с аппетитом уплетаем мороженое. Однако, если мы находимся в бамбуковом лесу Индокитая, даже от тихого мурлыкания у нас встают дыбом волосы на голове, не говоря уже о встрече с животным. Киай-дзюцу, как искусство, возможно только в реальной борьбе, в синкэнсёбу-но-ката – в войне не на жизнь, а на смерть. В этой ситуации не только возглас, но даже некоторые жесты, либо полный решимости взгляд могут решить борьбу до того, как она началась. Знаменитые фехтовальщики были известны тем, что умели подчинить себе противника лишь взглядом, без единого жеста или слова.
Когда говорят о киай-дзюцу как об искусстве, можно легко представить себе ситуацию, в которой дикое, примитивное и хриплое «киай», выполненное резко и с предельной решительностью, может выбить оружие из рук противника или вызвать у него потерю сознания. Следует заметить, что очень многое зависит от тренировок. Возможности, скрывающиеся в человеческом голосе, прямо-таки необычны, иногда их талантливо используют актеры.
Боевое «киай» состоит не в том, чтобы «рыкнуть, сколько есть силы в легких», а в умении выразить в этом звуке заряд эмоций – информации грозной, устрашающей, говорящей о решимости и силе мастера.
КИК-БОКСИНГ
Термин «кик-боксинг» впервые появился в 1974 году. Его придумал менеджер соревнований профессиональных спортсменов Георг Брюкнер из Западного Берлина (до 1991 года Западный Берлин являлся особой административной единицей, формально не входившей в состав ФРГ). В 1977 году Г. Брюкнер создал Всемирную ассоциацию организаций кик-боксинга.
Основная идея этого вида единоборства, заключается в соединении техники ударов руками (боксинг) из англо-американского бокса с азиатской^ техникой ударов ступнями («кик» по-английски означает «удар ногой»). При этом на ступни одеты специальные протекторы из мягкого пластика – футы. Бить кулаками и ступнями можно по всему телу, от головы до пяток. Однако удары локтями, коленями, головой, подножки, подсечки, захваты, броски, удушения в кик-боксинге запрещены. То есть, это своеобразный ку-лачно-ножной бокс.
Кик-боксинг явился попыткой создания нового зрелищного вида единоборства, рассчитанного в основном на профессионалов. Поэтому он неразрывно связан с шоу-бизнесом и сопровождается всевозможными закулисными махинациями. Называть кик-боксинг «квинтэссенцией» боевых искусств, как это делают некоторые журналисты, значит, абсолютно не понимать сути последних.
В профессиональные кик-боксеры чаще всего идут бывшие боксеры, редко и плохо использующие удары ногами, и бывшие каратисты, кое-как познакомившиеся с боксерской техникой, а потому не умеющие уходить от молниеносных серий ударов руками в голову. В 90-е годы в Европе и в СНГ кик-боксинг постепенно вытесняется тайским боксом (т.е. муай-тай).
КИМ-КЕ
(Золотой петух)
Оригинальный вьетнамский стиль рукопашного боя, который создал в конце XVIII века один из предводителей грандиозного восстания тэйшо-нов (1773-1802 гг.), мастер Нгуэн Лы. Этот стиль родился в результате наблюдений за петушиными боями, чрезвычайно популярными среди вьетнамцев. Нет такой деревни в стране, где не разводили бы бойцовых петухов и не устраивали каждую неделю состязания между ними. Поэтому никому из повстанцев не требовалось долго объяснять технику и тактику данного стиля. Достаточно было ссылок на то как дерутся петухи. Обычно тот петух, что поменьше или слабее, старается уворачиваться от атак и пытается зайти сбоку к своему противнику. В качестве оружия петухи используют клюв и крылья, но главное – ноги. Они часто подскакивают вверх, чтобы ударить всей массой тела, делают много финтов (ложных выпадов), стремятся выклевать глаза. Примерно так же действуют адепты стиля «ким-ке». Для их тактики характерны прыжки с ударами ногами, финты, всевозможные уловки (например, притворное отступление). Популярны атаки головой в лицо, грудь и в живот противника. Много размашистых ударов ребром ладони, напоминающих удары крыльями.
Если в некоторых стилях уходят с линии атаки Шагом в сторону от нее, или вперед под углом к противнику, то в «ким-ке» предпочитают нырять под удар или уходить от него вращением вокруг своей оси. Вслед за этим немедленно следует контратака в ребра, солнечное сплетение, висок или затылок, по почкам, по позвоночнику. Основное оружие тела здесь не кулаки, а пальцы, согнутые подобно петушиным когтям или собранные вместе, словно клюв. Ими стремятся поражать глаза, горло, подмышки, виски, ребра… Широко используются удары ногой с разворота, подсечки, удары двумя ногами одновременно (знаменитый «сонг пхи кык»).
Ударные поверхности ступней – это пятки («шпоры») и пальцы («когти»), особенно последние. Ведь простолюдины сражались, как правило, босиком. В «ким-ке» широко применяются колени и локти. В «петушином стиле» используют даже зубы, которыми рекомендуется перекусывать горло, вырывать из тела куски мяса, перегрызать сухожилия. Темп ведения схватки высокий, это очень динамичный и быстрый стиль. Траектории ударов в большинстве своем направлены по дуге (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости) и по диагонали…
Свое понимание созданного им стиля кулачного боя Нгуэн Лы выразил в коротком стихотворении, написанном иероглифами на классический манер, восемью вертикальными строками, по восемь иероглифов в строке:
1. Два петуха сходятся и наносят пробные удары.
2. Они подпрыгивают и пронзают врага когтями обеих ног.
3. Золотое копье (голова) бьет в уязвимое место.
4. Серебряный меч (крыло) защищает уязвимое место.
5. Отравленная стрела (клюв) глубоко проникает в горло.
6. Петух поворачивает голову и сбоку разит врага.
7. Он взлетает вверх и припадает к земле.
8. Мягкость и твердость, податливость и напор – все есть у него.
В современном Вьетнаме стиль «Ким-Ке» остается одним из наиболее популярных традиционных стилей.
КОБАЯСИ-РЮ
(Школа Молодого Леса)
Стиль окинавского каратэ, созданный в 1920 году мастером Чибана Сёсин (1885-1969). Он был учеником Итосу Ясуцунэ (стиль Сюри-тэ) и ЯбуКэнцу (1863-1937).
Среди известных учеников мастера Чибана выделяются Нагаминэ Сёсин (основатель Мацубая-си-рю), Канасиро Кэнсэй (создатель Тодзан-рю), Мияхира Кацуя (учитель Чинэн Кэню), Накадза-то Сюгоро (учитель знаменитого Ямасита Тадаси) и Хига Ючоку.
КО-БУ-ДЗЮЦУ
(Старинные Воинские Искусства)
Это комплекс окинавских искусств владения традиционным, так называемым «крестьянским» оружием (в отличие от самурайского – меча, алебарды, секиры и т.п.). Эти искусства зародились на Окинаве в XV веке, но основное развитие получило значительно позже, в XVII –XVIII веках. Развитие кобу-дзюцу неразрывно связано с каратэ. Фактически, старые мастера этих искусств одновременно являлись мастерами первых школ каратэ.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1689;