КЭНПО-КАРАТЭ ПАРКЕРА
Это стиль кэнпо, созданный Эдмундом Кеало-ха Паркером (1931 – 1990), американцем гавайского происхождения (он был праправнуком гавайского короля Камехамеха Первого, правившего на Гавайях в начале XIX века).
Паркер в 1946 – 49 и 1951-54 гг. был учеником Уильяма Квай-Сун Чжоу. В 1951 году Чжоу вручил ему черный пояс. В 1954 году Паркер открыл свое первое додзё в городе Прово (штат Юта), а в 1956 году переехал в штат Калифорния, в город Пасадена, где прожил всю остальную жизнь. К разработке своего стиля Паркер приступил в 1959 году. Он считал, что вклад Уильяма Чжоу в его систему не превышал 15%, а 85% принадлежит ему самому. Поэтому он назвал свой стиль «Американское кэнпо-каратэ», специально для того, чтобы отличать его от гавайского (стиля Чжоу).
Основу стиля Паркера составили 150 приемов базовой техники, почерпнутые им из японского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, местных гавайских (т.е. полинезийских) методов боя, а также из уличной техники драки. Главным критерием выбора техники была для Паркера степень ее соответствия биомеханическим и моторным возможностям человеческого тела. Этим он радикально отличался от большинства основателей восточных систем, вдохновлявшихся идеями даосско-буддийской философии. В системе Паркера нет места для мистики, легендарных историй и восточной экзотики. Это научно обоснованная система.
Паркер говорил, что свою концепцию постижения боевого искусства он может сравнить с процессом обучения устной речи и письму: «Когда ребенок учится говорить, он сначала усваивает отдельные звуки, затем начинает составлять из них слова, а еще позже соединяет эти слова в целые фразы. Если представить, что каждое техническое действие – это звук или слог, то станет понятным, что я имею в виду». То есть, 150 элементов базовой техники, это своего рода «словарь», дающий возможность «разговаривать» на языке движений в соответствующих ситуациях.
Продолжая сравнение с речью, надо отметить, что с помощью одних и тех же слов люди говорят по-разному. Речь одних свободна и выразительна, у других она бедная и косноязычная. Все дело в способностях и в подготовке. Рассматривая подготовку бойца, Паркер говорит, что есть три основных вида письма: машинопись, где каждая буква печатается только после того, как напечатана предыдущая; письмо от руки (курсив), где следующая буква как бы «вытекает» из предшествующей; и стенография, в которой один условный значок обозначает либо слог, либо целое слово. Так и в боевых искусствах.
Отдельные движения, выполняемые с перерывами между ними, можно сравнить с печатанием. Движения, вытекающие одно из другого – это курсив, а если блок и удар, захват и подножка совпадают в одном приеме, это «стенография». Легче всего научиться печатать на машинке. Быстро и красиво писать от руки значительно труднее, не зря существует такое искусство, как каллиграфия. Ну, а стенографией вообще владеет считанное число людей. Задача наставника боевого искусства заключается в том, чтобы научить своих учеников свободно «стенографировать».
Итак, оригинальность кэнпо-каратэ Паркера-в его «словаре» базовой техники и в правилах пользования им. И то, и другое он изложил в пятитомном труде «Бесконечное постижение кэнпо», изданном в 80-х годах. Каждый, кто хочет изучить систему Паркера, должен сам подбирать из этого «словаря» ту технику, которая наиболее приемлема для него, с учетом особенностей своего телосложения и нервно-мышечных реакций, своей психологии и предполагаемых опасностей.. Разумеется, такой путь абсолютно неприемлем для многочисленных интеллектуальных лентяев и тупиц, составляющих большинство занимающихся в додзё США-, Европы и стран СНГ. Зато для думающих наставников боевых искусств труды Паркера являются неисчерпаемым источником творчества.
В 1960 году Паркер создал Международную ассоциацию кэнпо-каратэ, которая в течение 30 лет, до самой его смерти 15 декабря 1990 года, являлась одной из наиболее крупных организаций боевых искусств в мире. Достаточно сказать, что к началу 1990 года она объединяла 35 тысяч человек, состоявших в 170 клубах в 12 странах мира. Когда Паркер умер, возник целый ряд проблем организационного и финансового характера, в результате которых МАКК прекратила свое существование. Но в апреле 1991 года четверо его учеников: Джо Паланцо, Томас Келли, Фрэнк Трэджо и Ричард Планас создали Всемирную федерацию кэнпо-каратэ и таким образом продолжили его дело.
КЮ-ДЗЮЦУ
(Искусство лука и стрелы)
Японской искусство стрельбы из лука, структурно оформившееся в первую школу (рю) в X веке (школа Масацугу-рю, основанная Масацугу Дзэнсё). В XV веке появилась другая мощная школа, Нихон-рю, от которой берут начало еще б школ. Двумя веками позже мастер Морикава Кодзан начал преобразовывать кю-дзюцу в кю-до (т.е. искусство лука и стрелы в путь лука и стрелы) .
В наши дни практика кю-до почти полностью вытеснила практику кю-дзюцу. Тем не менее, некоторые школы традиционной ориентации (например, Огасавара-рю и Такэда-рю) всегда употребляют термин «кю-дзюцу» (а не «кю-до») для обозначения своих тренировочных методов.
В тех случаях, когда стрельба производится из седла скачущей лошади техника называется кю-ба-дзюцу, или ябусамэ.
КЮ-ДО
(Путь лука и стрелы)
1.
Меч и лук со стрелами считались священным оружием самураев. Фраза «юмия-но мити» – «путь лука и стрелы» была в средневековье синонимом выражения «путь самурая» (буси-до). Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и посвящали тренировкам в стрельбе много времени, т.к. роль лука в феодальных войнах была очень велика. Так же как и фехтование (кэндо), искусство стрельбы из лука пропитано мистицизмом, что делает их весьма своеобразными видами боевых искусств, в корне отличными от аналогичных спортивных дисциплин в Европе.
Многое в кюдо (традиционном искусстве стрельбы из лука), по японским понятиям, выходит за рамки человеческого разума. Считается, что стрелок в этом искусстве играет второстепенную роль посредника и исполнителя. Его действия носят двойственный характер: он стреляет и попадает в цель как бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей и желанием, а влиянием сверхъестественных сил. Стреляет «оно», т.е. «дух» или «сам Будда». Стрелок не должен думать в процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в нее – только «оно» хочет стрелять, «оно» стреляет, и «оно» попадает, говорят наставники кюдо.
В луке и стрелах стрелок должен видеть лишь «путь и средство» для того, чтобы стать причастным к «великому учению Будды». В соответствии с этим кюдо рассматривается не как «техническое», а как абсолютно «духовное» действо. В этом тезисе заложено глубокое религиозно-философское содержание, ибо кюдо – дзэнское искусство. Его цель – «соединение с небытием» (Великой пустотой), при котором человек становится «действующим Буддой».
Во время выстрела надо обладать совершенным спокойствием. «Все приходит после достижения полного спокойствия», говорят японские мастера кюдо. В дзэнском смысле это и означает «бытие в небытии, или положительное небытие». Только уйдя в состояние «вне себя», когда стрелок отказывается от всех мыслей и желаний, становится возможным установить «связь с небытием», из которого он снова «возвращается в бытие», лишь после отлета стрелы к цели. Поэтому лук со стрелами является, в данном случае, единственным средством достижения просветления (сатори).
2.
И поныне стрельбы из лука призводится по классическому ритуалу (дзярэй), сохранившемуся в неизменном виде со времен средневековья. Он включает четыре этапа: приветствие, подготовку к прицеливанию, прицеливание, пуск стрелы, и может производиться из положений стоя, с колена и верхом на коне.
Одетый подобно древнему воину, стрелок получает лук и стрелу от помощника, изображающего оруженосца. В этот момент он находится в позе для сидячей медитации (дза-дзэн). Взяв оружие, стрелок встает со своего места и, преисполненный собственного достоинства, занимает положение для стрельбы на исходном рубеже. Благодаря контролю за дыханием (имеющим в кюдо большее значение, чем в любом другом виде боевых искусств), он достигает состояния «спокойствия духа и тела», после чего приготовляется к выстрелу. Стрелок поворачивается левым плечом к цели, держа лук в левой руке. Ноги он расставляет на расстояние, равное длине стрелы, стрелу кладет на тетиву, удерживая на ней пальцами, и после того, как полностью расслабит мускулы рук и груди, поднимает лук над головой, для того, чтобы натянуть его в этом положении. Дыхание в этот момент производится не грудью, а животом, что позволяет мускулатуре груди, рук и плечевого пояса пребывать в расслабленном состоянии. Затем лук натягивается и производится выстрел.
В момент пуска стрелы все физические и психические силы стрелка сосредоточены, по японским понятиям, на «великой цели» (дзансин), т.е. на стремлении уловить божественный дух, слиться с великой пустотой, ни в коем случае не на мишени или желании попасть в цель. Произведя выстрел, стрелок опускает лук, возвращает его помощнику и занимает исходное положение… Наряду с зоркостью лучник должен обладать также большой мускульной силой и выносливостью. Сила и меткость стрелков проверялись раньше не во время соревнований, как это делается сейчас, а в период религиозных праздников. «Рекордсменами» прошлого считаются Дайхаси Вада и Масато-ки. Первый в 1696 году в течение одних суток выпустил 13053 стрелы, из которых попали в мишень 8183. Расстояние до цели было равно 118 метров. А второй в 1852 году выпустил подряд 10050 стрел, попав 5383 раза.
3.
Большой самурайский лук (оюми) сохранил свои размеры и форму с древних времен. Наиболее существенной отличительной особенностью японских луков является расположение места для стрельбы, которое помещается не в середине, а немного ниже центра лука. Соотношение «верха» и «низа» определяется пропорцией 9:7.
Стрелы могут быть самой разнообразной формы. Материалом для наконечников служат сталь, медь, рог или кость, дерево, бамбук. Обычно для поражения деревянных мишеней используют металлические наконечники, роговые или костяные для стрельбы по соломенным мишеням, а тупые деревянные – для стрельбы по бегущей собаке. Веретено стрелы делается из ивы или бамбука.
Оперение состоит из двух либо четырех перьев орла.
Колчаны для стрел, в отличие от лука, могут быть самыми разнообразными Их изготовляют из дерева, плетут из ивовых прутьев или бамбука. Сверху их обычно обшивают материей или мехом. Колчан положено прикреплять за спиной с таким расчетом, чтобы стрелы возвышались над плечом и их можно было легко выхватывать оттуда правой рукой. Иногда также используют маленький колчан, который носят на боку (обычно для тренировок). В комплект снаряжения для стрельбы входит еще кожаный нарукавник (томо), предохраняющий левую руку от удара тетивы.
…Японцы считают, что для европейца стрельба из лука есть лучший способ постижения японского духа.
М
МАЛЛЯВЕША
Вид единоборства, широко распространенный в северо-западных и центральных районах Индии древней и средневековой эпохи. Он берет начало от эллинского панкратиона, занесенного на индийскую землю воинами Александра Македонского, находившимися здесь в составе гарнизонов в 327-318 гг. до н.э.
Маллявеша широко использовался для физической подготовки молодежи, а также в ритуальных (см. ваджра-мукти) и коммерческих целях. Говоря о призовых поединках, надо отметить, что во времена шаха Акбара (правил в 1556-1605) победители турниров по маллявеша получали до 400-450 дирхемов серебром, огромные деньги для тех времен. Существовали целые общины профессиональных борцов («малля»). Представители данной профессии есть еще и сегодня в Гуджарате, Майсоре, Махараштре, Раджастхане, Хайдарабаде и некоторых других штатах Индии.
Известны три или четыре стиля борьбы маллявеша: (малля-крида, малля-юддха, ниюддха-крида). Маллявешу часто путают с кушти (см. статью), однако различие между ними в том, что кушти – это борьба, а маллявеша – комбинированное боевое искусство, сочетающее силовые, болевые и ударные приемы.
Достаточно ясное представление о данном виде дает старинная рукопись, своего рода «священное предание» профессиональных борцов – «Малля-пурана», написанная на санскрите, литературном языке древней Индии, в 1731 году. Всего в рукописи, опубликованной индийскими учеными в 1964 году, насчитывается 18 глав, посвященных истории борьбы, классификации борцов, описанию методов тренировок и правил поединков, вопросам питания, гигиены и т.д.
Первые пять глав рукописи посвящены классификации борцов по их морально-психологическим, физическим и техническим качествам. Далее идет подробное описание методов общефизической и специальной подготовки борцов. Тренировочные занятия рекомендуется проводить ежедневно, но в наиболее прохладное время суток – по утрам. С учетом особенностей климата (жара, зной, духота и т.д.), в период с декабря по апрель тренировки должны быть более тяжелыми по объему нагрузки, с августа по ноябрь – более легкими, а в мае-июле – средними.
Для правильного выбора тренировочных упражнений надо учитывать возраст занимающихся: подростки ли это, юноши или же мужчины в расцвете сил. В качестве факторов, препятствующих полноценным занятиям, рукопись выделяет расстройства пищеварения, общее недомогание и слабость, половые сношения, повышенную температуру тела, травмы и опухоли, насморк и кашель, а также неблагоприятное психическое состояние – тревогу, беспокойство, гнев и т.д.
Подготовку борцов рекомендуется начинать с развития выносливости, гибкости и силы. Так, для постановки дыхания и развития выносливости надо бегать и прыгать, плавать, сидеть под водой, взбегать вверх по лестнице или на крутые холмы, таскать мешки с песком на плечах и на спине. Для увеличения подвижности суставов и развития гибкости рукопись рекомендует всевозможные растяжки, круговые движения и махи руками и ногами, повороты, прогибы и скручивание торса. При занятиях силовыми упражнениями особое внимание следует уделять укреплению пальцев, запястий, плечевого пояса, спины и брюшного пресса.
Силовые упражнения следует выполнять с каменными кольцами (своего рода гантелями) и деревянными булавами различных размеров и веса. Однако наиболее оригинальным видом силовых упражнений является так называемый «малляхамб» – лазание вверх и вниз по гладкому деревянному столбу, врытому в землю и достигающему в высоту 5-7 метров. Выглядит это упражнение (практикуемое, кстати сказать, в Индии по сей день) следующим образом: сначала борец лезет вверх по столбу, крепко обхватывая его руками и ногами. Достигнув вершины столба, он взбирается на крохотную площадку, а затем спускается назад, но уже головой вниз!
Вслед за общефизической подготовкой наступает пора изучения приемов борьбы. Согласно тексту «Малляпураны», в поединке нельзя убивать друг друга, а проигравшим считается тот, кто падает на землю. Можно, однако, выбивать зубы, вырывать волосы, ломать пальцы и сдавливать горло. Приемы поединка включают в себя захваты, броски, удушения, подножки, подсечки, удары кулаками, локтями, коленями и стопами ног, толчки, отбивы, блоки и т.д. Удары можно наносить только в верхнюю часть тела и в голову.
Дальше в рукописи описываются методы массажа для восстановления сил после тренировок и способы расслабления мышц, снятия психического напряжения. Подчеркивается важность заблаговременной настройки борца на поединок, изучения особенностей его вероятных противников, разработки плана схватки с каждым из них, описываются 12 наиболее эффективных способов проведения схваток. Что касается питания, то рукопись запрещает борцам употреблять мясо и алкоголь, а также наркотики. Рекомендуется молочно-растительная диета.
В описании места для тренировок и соревнований указаны размеры площадки в локтях: в длину 101 локоть, в ширину 50 локтей. Говорится о том, что эта площадка должна быть покрыта чистым речным песком, просеянным с добавлением растительного масла, охры и других компонентов. Раз в 3 дня ее надо поливать водой.
Надо признать, что все эти и другие рекомендации рукописи вполне соответствуют нашим сегодняшним знаниям и представлениям. Однако следует добавить к сказанному в рукописи то, что запрет на убийство противника профессиональными борцами нередко нарушался (в ритуальных, а позже и в коммерческих, поединках по правилам ваджра-мукти. Именно распространение таких поединков и дало основание для отождествления «маллявеша» и «ваджра-мукти», хотя в действительности с кастетами в руках сходились и борцы «кушти».
МАЦУБАЯСИ-РЮ
(Школа соснового леса)
Стиль окинавского каратэ, созданный в 1947 году мастером Нагаминэ Сёсин (1907 г. р.). Он учился у семи окинавских мастеров, в том числе у Кяна Чотоку и Мотобу Чоки. В этом стиле 18 ката: Ананку, Ванкан, Ванею, Годзюсихо, Кусан-ку, Пассай, Рохай, Чинто, 2 ката Фукю, 3 ката Найханчи и 5 ката Пинан.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1994;