Современных досуговых учреждениях
Термин «художественно-зрелищная деятельность» произошел от широко используемого в научной литературе термина «художественно-массовая работа». Это была область деятельности учреждений культуры при организации которой соединялись средства пропаганды, агитации и искусства. В практике работы советских учреждений культуры эта деятельность была представлена широким набором форм от устных журналов на клубной сцене до сложных театрализованных праздников, шествий и манифестаций городского масштаба.
В современной практике работы досуговых учреждений все чаще используется термин «художественно-зрелищная деятельность. Сущность художественно-зрелищной деятельности заключается в воспроизведении и толковании реальных событий, ситуаций и явлений жизни через художественный образ. В основе деятельности лежит воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу человека.
Художественно-зрелищная деятельность позволяет удовлетворить досуговые интересы максимального числа потенциальных посетителей учреждений культуры, соединяя в себе формы массовой и групповой деятельности. Результат деятельности - представление, шоу, концерт, праздник и т.п. - ориентирован на массу. Процесс деятельности - работа над сценарием, репетиции, оформление и т.п.- ориентирован на группу. В современных условиях предоставляется возможность выбора формы участия человека в этой деятельности - в роли организатора, реального героя, участника игрового действия или зрителя. Благодаря этому свободное время используется более продуктивно в соответствии со склонностями и интересами каждого человека. Художественно-зрелищная деятельность несет в себе еще и активный идейно-нравственный потенциал, так как влияет в целом на сознание человека, образ жизни, формирует общественное мнение.
Особенности художественно-зрелищной деятельности:
- эмоциональность воздействия;
- неповторимость;
- оригинальность воплощения;
- возможность использования сложных постановочных приемов;
- личностная форма участия в деятельности.
Условия организации художественно-зрелищной деятельности в современных учреждениях культурно-досуговой сферы изменились. Организаторы должны воспринимать и понимать эту сферу деятельности именно как направление деятельности, а не набор отдельных массовых мероприятий.
Человек, включившийся в художественно-творческий процесс всегда занимает наиболее активную позицию. Решение многих творческих задач требует таких разносторонних качеств, которые практически не могут сочетаться в одном человеке. Поэтому в группе творческих единомышленников вступает в силу принцип комплементарности – способности не суммируются, а умножаются. Каждый участник творческой группы вносит в общую копилку свой неповторимый вклад. Однако это не происходит само собой. Коллективное творчество надо организовать. В связи с этим необходимо подкреплять полезные инициативы участников- любителей квалифицированной помощью со стороны профессионалов. Спонтанный творческий энтузиазм становится эффективным только тогда, когда он подкрепляется высоким уровнем художественного мастерства.
Массовость художественно-зрелищной деятельности предполагает использование особых механизмов организации аудитории. Одним из таких механизмов является социально-психологическое заражение. Социально-психологическое заражение происходит в два этапа:
- передача психологического настроя;
- усиление эмоционального настроя.
Часто в практике деятельности акцент организаторов делается на втором этапе, недооценивая значение первого. Поэтому считается что большая масса людей предрасположена к неорганизованному, спонтанному, стихийно-бессознательному поведению. Если же учитывать первую составляющую, то этот механизм может стать помощником в организации людей на массовом мероприятии. Душа зрителя должна быть задействована, он должен чувствовать, что тоже принимает участие в происходящем. Внутреннее бездействие всегда раздражает человека: зачем я теряю время! Потребительская установка зрителя: придти и проглотить то, что дают рождает стихийно-бессознательное поведение. Именно от организаторов зависит эмоциональность воздействия на зрителей. Это достигается выразительной силой подачи материала, образностью, художественностью.
В основе методики художественно-публицистической деятельности лежит драматургия высокого уровня. Основной вид этой драматургии – сценарий.
Специфические черты сценария художественных программ:
- использование художественного материала из всех видов искусства;
- поиски оригинального художественного образа для передачи идеи автора;
- реализация в программе документального материала;
- соблюдение оптимального отношения документального и художественного материала;
- четкая авторская позиция в оценке событий и фактов.
При организации художественно-зрелищной деятельности в учреждениях культурно-досуговой сферы особенно важно помнить, что сценарий понятие синтетическое, соединяющее работу сценариста, режиссера, менеджера и актива. Часто в учреждениях культуры сценарист и режиссер выступают в одном лице. Именно режиссура в художественно-зрелищной деятельности является основным компонентом технологического процесса воплощения сценария.
Успех организаторов художественно-зрелищной деятельности будет во многом зависит от того, насколько точно при подготовке учитываются социально-психологические механизмы работы с людьми, каков эмоциональный и деловой настрой самих организаторов.
Лекция 6.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 670;