Игра как специфическая форма организации отдыха
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, внутри культуры возникают принципиальные отличия между игровой и неигровой деятельностью, прежде всего между игрой и трудом.
Игра – сердцевина досуга. Она обогащает досуг, воссоздавая целостность бытия человека. Игра обучает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, пародирует, иронизирует, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Игра – свободная деятельность, согласно определению Йохана Хейзинга, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие. Однако она может овладеть играющим целиком, не преследуя при этом прямого материального интереса.
Соревнование, состязание органически присущи игре, они являются ее энергетической силой. И именно они рождают увлеченность, настойчивость, неутомляемость, азарт.
В игре существуют цели трех уровней.
Цель первого уровня (наиболее общая) – наслаждение, удовольствие от игры. Субъективно эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любой активности, связанной с данной игрой. Ее можно выразить словами «хочу играть».
Цель второго уровня –функциональная. Это и есть собственно игровая задача, то есть задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли данной конкретной игры. Игровая задача существует в виде «надо играть только так, а не иначе»
Цель третьего уровня – непосредственно связана с процессом выполнения игровой творческой задачи личностью: ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры; «угадай», «найди», «перевоплотись», «изобрази». Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать душа игры.
Игра является игрой, пока она дает действующим лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою функциональную задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают ребенка и взрослого. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «я могу».
В трехступенчатой мотивации игры «хочу», «надо», «могу» заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет добровольного усвоения воспитывающего содержания игры и самовоспитания. В практике деятельности современных учреждений досуга представлены следующие виды игровой деятельности:
-Спортивная, способствующая развитию физических и интеллектуальных сил человека.
-Ролевая, воспроизводящая действия других людей, животных, машин и др.
-Художественная, передающая образ, явления природы, настроение и пр.
-Дидактическая, формирующая заданные умения и навыки, углубляющие знания.
-Деловая, воссоздающая предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующая систему отношений, характерных для определенного вида деятельности.
-Военная, прогнозирующая ход сражения.
Среди традиционных форм организации отдыха, формы в основе которых лежит игровое действие занимают ведущее место. Это - игровые программы, сюжетно-игровые программы, викторины, аукционы, лотереи и т.п. Игра может быть частью комплексной формы отдыха: праздника, спортивных состязаний, фестиваля, олимпиады.
Игровые программы представляют собой набор конкретных игр. Подготовка игровых программ не представляет особой сложности, так как необходимо просто отобрать из перечня игр (которые достаточно разнообразно представлены в современной литературе) подходящие для той ситуации , в которой будет использована игровая программа.
Сюжетно-игровые программы – это форма, в которой органически сочетается игровое и художественное действие. В сюжетно-игровой программе присутствуют все элементы театрального действия, а так же используются костюмы, грим, элементы декораций, световые и шумовые эффекты.
Викторина – непосредственное или заочное (с помощью средств массовой информации) игровое соревнование, преследующее цель выявить наиболее эрудированного и сообразительного человека, в какой - либо области знаний. По своей сути викторина – это интеллектуальная игра, развивающая фантазию, находчивость и изобретательность в поиске ответов на поставленные вопросы. Принцип викторины лежит в основе многих популярных телевизионных передач: «Что, где, когда?», «Как стать миллионером», «Угадай мелодию» и т.п.
Аукцион – комплексная форма, в основе которой лежит публичная распродажа произведений искусства, предметов культурно-бытового обихода в коммерческих или благотворительных целях. Это традиционное понимание аукциона. В практике работы досуговых учреждений получили распространение и нетрадиционные аукционы, сохранившие знакомую всем форму. Это аукционы идей, аукционы знаний, музыкальные аукционы, шуточные аукционы.
Методические требования к организации и проведению игровых форм одинаковы, несмотря на разнообразие видов игровой деятельности:
- отбор участников, формирование команд;
- изложение правил игры;
- управление игровым действием;
- достижение игровой цели;
- чествование победителей игры.
Выбор игры для конкретной формы отдыха зависит от цели, возрастных особенностей участников игры, количества участников, условий проведения игры, места проведения игры, наличия игрового инвентаря.
В настоящее время все большей популярностью пользуются те формы игровой деятельности, которые основаны на фольклорных традициях или содержащие синтез забав, церемоний и современных спортивно-технических видов спорта.
Лекция11.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 582;