Семейная скульптура
Обоснование
Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу, и на чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется нанес. Пэпп, Силверштейн и Картер (Рарр, Silverstein, Carter, 1975) и Б.Дал, Ф.Дал и Уотанаб (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) — среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.
Одним из многих преимуществ скульптуры является ее способность преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллек-туализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении скульптура — довольно хорошее диагностическое средство.
Другим преимуществом скульптуры является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент — самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.
Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью, для ее полноценного функционирования.
Процедура
Техника "Семейная скульптура" применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.
Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рас сказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.
Пэпп предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. "Ваяние" продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с "материалом", зная, что потом они поменяются с ним местами.
Когда каждый член семьи создаст свою "реальную" семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно также попросить создать скульптуру "идеальной семьи".
Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре "идеальной" семьи для того, чтобы проследить динамику психотерапевтического процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны и их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.
Существует много вариантов использования методики "Семейная скульптура". Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи следует затем последовательно их произнести. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.
Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопросы.
1. (каждому члену семьи) Как вы чувствуете себя на этом месте
среди ваших родственников?
2. (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?
3. (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор
воспринимает вас именно так, как он это изобразил?
4. (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функци
онирует именно так, как изображено в скульптуре?
5. (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы
хотели бы видеть?
6. (скульптору, раньше всех других вопросов) Придумайте наз
вание вашему произведению.
Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и психотерапевтом проделанной работы.
Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.
При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.
Использование
Данная техника используется в работе практически с любой малой социальной группой и любым индивидом — с супружеской парой, субсистемами "родители — дети", "братья — сестры", с полной семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хотя условия проведения могут существенным образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм общения с клиентами. Она является мощнейшим противовесом разного рода сопротивлениям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.
Подростки обычно становятся отличными скульпторами из-за их чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье, и из-за естественного желания манипулировать своими ближайшими родственниками. Замкнутые дети также являются хорошими скульпторами, хотя их творения часто бывают стереотипными и идеализированными. Более того, так называемые "благополучные дети" могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, те чувства, которые, как ранее считалось, в основном должны испытывать "неблагополучные дети". По разным причинам трудно побудить к "ваянию" маленьких детей и родителей: первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых — из-за опасения уронить свое достоинство. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя талантливыми скульпторами, и тогда между членами семьи возникает очень интересное соревнование, в котором точка зрения каждого выражается свободно и открыто.
В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейной скульптуры — хорошее средство наблюдения за всем этим, особенно в семьях, привыкших использовать изощренные вербальные манипуляции, или в тех, кто сопротивляется традиционной психотерапевтической беседе.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 5651;