Архитектура. Скульптура
Центром развития искусства барокко на рубеже XVI— XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура становятся основными видами и жанрами искусства барокко. Мастера римского барокко — зодчий Франческо Борромини и архитектор и скульптор Лоренцо Бернини. Католическая столица обрела свой барочный вид во многом благодаря церквям, построенным по проектам последнего. Но главное создание Бернини — грандиозная колоннада собора Святого Петра и оформление гигантской площади у этого собора. Бернини создал множество скульптурных алтарей (например, «Экстаз Святой Терезы»), явился родоначальником барочного портрета (портреты герцога д'Эсте, Людовика XIV).
Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален. Идеалом классицизма становятся классическая простота, минимум деталей, близость к дикой природе (английский парк). В области декора линии выпрямляются, утверждаются симметричные формы; на античный манер оформляется интерьер. Классицизм в скульптуре связан с именами Этьена-Мориса Фальконе, Жана-Антуана Гудона.
Живопись
Центральная фигура — Питер Пауль Рубенс. Преобладание чувства над разумом, огромная жажда жизни, бурная динамика, восхищение физической силой, красотой тела характерны для самых драматических произведений Рубенса. Художник поэтизирует стихию чувств, благодаря чему образы классической древности, которые он очень любил, обретают земную достоверность, не теряя возвышенности. Алтарные образа для Антверпенского собора «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», а также мифологический сюжет «Персей и Андромеда» и многие другие представляют собой выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства.
В классицизме XVII в. что идеал общественного устройства рисовался как мечта. Как мечту о «золотом веке» воспринимаются полотна Никола Пуссена, пейзажи Клода Лоррена. Картины придворных художников-классицистов аллегорически изображают монархию и монархов как воплощение классических добродетелей.
В XVII в. складывается еще одно направление в искусстве — это реализм. В протестантской Голландии, не имевшей прочных связей с Италией и французских традиций классического искусства, складывается реалистическое искусство. Групповые и индивидуальные портреты Франса Хальса, пейзажи Якоба Ван Рейсдаля, натюрморты Питера Класа, Виллема Хеды, картины бытового жанра Яна Стена, Яна Вермера, Герарда Тербоха и других передают поэтическую красоту в обыденном, возвышают и одухотворяют мир материальных вещей. Вершиной голландского реализма является творчество Харменса ван Рейна Рембрандта. Талант Рембрандта таков, что позволяет превратить любое полотно в философское обобщение, в героический образ эпохи и общества — в многогранную характеристику человеческой личности. Главными выразительными средствами выступают у художника свет и цвет. Их сложное взаимодействие создает определенную эмоциональную среду и психологическую характеристику образа. Картины Рембрандта, будь то библейские и мифологические сюжеты («Жертвоприношение Авраама», «Даная», «Святое семейство», «Блудный сын» и др.), изображения природы («Пейзаж с мельницей») или портреты («Портрет старика в красном», «Автопортрет с Саскией на коленях» и др.), всегда передают не фантастическое, а вполне реальное человеческое бытие.
В XVII в. оформляются национальные школы в искусстве. Кроме итальянской, фламандской, голландской и французской очень влиятельной художественной школой была испанская. XVII в. по праву называется золотым веком испанской живописи. Его начало ознаменовано творчеством Эль Греко, который у самого Тициана учился технике письма масляными красками. Этот век украшают имена Франсиско Рибальты, Хосе Риберы и Франсиско Сурбарана. В творчестве испанских художников значительное место занимают религиозные сюжеты, ведь Испания, наряду с Италией, классическая страна католицизма и контрреформации. Это «Святое семейство», «Моление о чаше», «Взятие под стражу» Эль Греко; «Апостол Петр», «Евангелист Лука» Рибальты; «Св. Себастьян», «Св. Инесса» Риберы и др. Но их привлекает и жанровая живопись.
Самым выдающимся художником «золотого испанского века» был Диего Веласкес. Его творчество необычайно многожанрово. Это и батальный жанр («Сдача Бреды»), и парадный портрет (Филиппа IV, графа Оливареса, папы Иннокентия X) необычайной силы правдивости, и групповой портрет («Менины», «Пряхи»), граничащий с жанровой картиной, и мифологический жанр. Его «Венера с зеркалом» — первое в испанском искусстве изображение обнаженного женского тела. Большая часть испанских художников принадлежала к направлению, получившему название маньеризма.
Стремление к освобождению от официоза выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым «галантным сценам»; пышности и величию, патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом формы искусства: внешнему облику — интерьер, где кроме красоты важным становится и удобство; классицистской симметрии — сложная асимметричность. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре (знаменитый севрский и мейсенский фарфор — продукты этой эпохи). Ощущение праздника в интерьере создают многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, удобная, хотя и вычурная мебель, статуэтки, панно и живопись преимущественно любовного содержания.
В русле новых эстетических идей развивается искусство Уильяма Хогарта, Жана Батиста Грёза. Без излишнего морализирования Жан Батист Симеон Шарден отражал в своих полотнах уют буржуазного быта, прославляя добропорядочность и трудолюбие выходцев из третьего сословия.
Жак Луи Давид, ведущий мастер французской живописи предреволюционной и революционной эпохи, был первым, кто соединил культ античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Этот синтез дал культуре новый стиль — революционный классицизм.
Музыка
Первая половина XVIII века в музыкальной культуре Европы ознаменована грандиозным, насыщенным философской мыслью творчеством великого Иоганна Себастьяна Баха — титана барокко. «Страсти по Матфею» превращают библейскую легенду в подлинную народную драму, где герой жертвует собой ради спасения людей.
Вторая половина века — это расцвет венской классики. В музыкальной Европе тон начинает задавать Австрия Вольфганга Амадея Моцарта. Ему приписывается более 700 музыкальных произведений. В. А. Моцарт вместе с Йозефом Гайдном и Людвигом ванн Бетховеном стал одним из законодателей классической венской музыки. Венская классика, давшая миру несравненные образцы оперной, симфонической, камерной музыки — это не узконациональное явление. Она синтезировала в себе все ценное, что было в музыкальной культуре Европы.
Литература
Эпоха классицизма ознаменовалась расцветом драматургии. Яркими представителями французского классицизма были Пьер Корнель и Жан Расин. Корнель – автор пьес «Сид», «Гораций». Основной конфликт его произведений – конфликт между долгом и чувством. Согласно Корнелю, человек должен ставить долг (особенно долг пред государством) выше своих интересов. В трагедиях Расина «Федра», «Андромаха» внимание акцентируется на нравственной стороне конфликта. Сила его героев во внутренней стойкости, в способности противостоять страстям. Произведения Корнеля представляют собой первый тип трагедии классицизма – героико-политической драмы, произведения Расина – второй – морально-этической, психологической драмы.
Ярким явлением литературы рассматриваемого периода явилась драматургия Мольера. Его наиболее известные произведения – «Тартюф», «Мещанин во дворянстве». Опираясь на традицию комедии, Мольер создает новый жанр, в котором изображение характеров, нравов сочеталось с философским взглядом на жизнь. Герои выступают в комических ситуациях, но они представлены со стороны собственных переживаний, носящих драматический характер. Драматизм внутреннего мира придает персонажам реальность. Это способствует тому, что обличительное начало приобретает большую силу.
Два замечательных произведения английской литературы начала XVIII века — «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта рисуют образы людей эпохи Просвещения, позволяют воссоздать тип английского буржуа XVIII в. Оказавшись один на необитаемом острове наедине с природой, Робинзон «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе». Сразу же вслед за желанием выжить появляется желание нажить богатство, и в достижении этой цели Робинзон проявляет качества колонизатора, плантатора-владельца, дельца-коммерсанта, оставаясь при этом истинным пуританином. Он чувствует себя не только хозяином острова, но и подлинным хозяином жизни. Роман Свифта выражает разочарование в идеалах века Просвещения. Ни страна лилипутов — карикатура на английскую конституционную монархию, ни страна великанов — воплощение идеалов философов-просветителей, не приносят успокоения Гулливеру.
Говоря о творчестве французских просветителей, необходимо уделить внимание произведениям Вольтера. Вольтер – основоположник жанра философской повести. Повесть «Задиг, или судьба» - это глубокая, остроумная сатира на современное мироустройство. В то же время она строится на идее предустановленной гармонии. Следующая повесть Вольтера «Кандид, или оптимизм» призвана была эту идею опровергнуть.
Ярким примером сентиментальной литературы является роман Руссо «Юлия, или новая Элоиза». Роман имеет подзаголовок: «Письма двух любовников, живущих в маленьком городке у подножия Альп». Руссо стремится создать иллюзию полной достоверности рассказа. Главное в романе – воспевание чувства естественной любви.
Во Франции образ «самого смышленого человека нации» создал Пьер Бомарше в своей трилогии «Женитьба Фигаро», «Севильский цирюльник», «Преступная мать». В Германии в то же время увидели свет пьесы Фридриха Шиллера. И венчает век Просвещения философская драма Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст», утверждающая величие борьбы человека за свои идеалы. Гёте создал поэму о смысле существования человека и человечества, о смысле и направлении истории. «Фауст» поражает смелостью художественного замысла. Герой поэмы - универсальная личность, символ человечества, ищущего истину и устремленного вперед. Гёте поставил героя лицом к лицу не только с конкретными социально-историческими обстоятельствами, но и со всей Вселенной, с мирозданием. Выбор темы отражает исторический оптимизм, присущий мироощущению просветителей XVIII в.
Вопросы для самоконтроля
1) Назовите художественные стили, определившие развитие европейского искусства в XVII-XVIII вв., и охарактеризуйте их.
2) Какие формы характерны для архитектуры классицизма?
3) Назовите жанры, в которых работал Веласкес.
4) Определите характер конфликта классицистических трагедий.
5) С именами каких музыкальных деятелей связано становление классической венской музыки?
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1540;