Определение специфики структурного построения урока
Структура урока строится с учетом содержания учебного материала, дидактических целей и методов обучения, она предусматривает определенную последовательность в деятельности учителя и учащихся.
При обучении слабовидящих структура урока не может строиться без учета целей коррекционно-педагогической работы. Основные особенности структурного построения урока сводятся к следующему:
1. Учет специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий.
2. Чередование зрительной и тактильной работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала.
3. Включение в структуру урока зрительной гимнастики.
4. Учет темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
В чем сущность специальной пропедевтики и где ее место в структуре урока? При организации коррекционно-педагогической работы с учащимися их необходимо соответствующим образом подготовить, чтобы им были понятны цели коррекции, приемы и способы работы, вводимые условные обозначения, сигнальные и ориентировочные признаки и т.д.
Очень важно на пропедевтические этапы урока вынести отработку цветовой унификации, содержащейся в иллюстративно-графическом материале, элементы ориентировки с помощью введения этой условности. Так, например, изучая с учащимися строение растительных тканей на уроках биологии, каждую из них (покровную, соединительную, проводящую...) обозначают строго определенным цветом. Зная и отработав эту цветовую унификацию, школьники могут значительно повысить свои различительные возможности и качество ориентировочных действий. Важно, чтобы принятая унификация сохранилась в пособиях при изучении всего курса биологии в школе.
Предметная пропедевтика в коррекционной работе на уроке способствует формированию осознанных знаний, умений и навыков у учащихся, повышает их активность и целеустремленность.
Чтобы избежать утомления слабовидящих учащихся на уроке, повысить их работоспособность, необходимо в структурном построении занятий предусмотреть чередование зрительной и тактильной работы школьников со слуховым восприятием учебного материала. Это положение основывается на режимах зрительной и тактильной нагрузок и является обязательным требованием при формировании этапов урока. Письмо и чтение должно чередоваться с устной беседой, с рассказом, с прослушиванием учебных фонозаписей и др.
В структурном построении урока обязательно следует предусмотреть динамическую паузу со зрительной гимнастикой. Это требование выполняется в большинстве младших классов специальных школ и почти полностью игнорируется в работе со старшеклассниками. Более того, обычно выполняется небольшой комплекс физических упражнений, а вот упражнения для глаз учителя знают очень плохо.
Приведем апробированный комплекс зрительных упражнений, который был разработан ленинградскими учеными под руководством А.Г. Литвака и В.П. Жохова. Этот примерный комплекс состоит из следующих упражнений:
1. Произвести медленные движения глаз налево, вверх, направо, вниз и в обратном направлении (глаза открыты).
2. Закрыть глаза, слегка помассировать (погладить) веки подушечками пальцев, раскрыть их и сделать несколько быстрых мигательных движений.
3. Плотно зажмурить глаза, затем расслабить веки и поднять брови кверху, открыть глаза.
4. Смотреть двумя глазами на конец пальца правой руки, поставленного по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, опустить палец. Смотреть на конец пальца попеременно одним, другим глазом, двумя глазами.
5. Фиксировать взгляд на указательном пальце, приближающемся к носу и удаляющемся на расстояние вытянутой руки.
Упражнения проводить в замедленном темпе, повторяя от 2-х до 5-ти раз, их комбинирование и чередование — произвольное.
Некоторые учителя приспосабливают для зрительной гимнастики различные пособия: на уроках математики вместо пальца предлагаются манипуляции с разными геометрическими фигурами, на уроках биологии для этих целей берут листья различных растений, т.е. зрительные упражнения делают предметно целенаправленными.
Обычно динамическая пауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа работы на уроке, на котором были значительные нагрузки на зрение или осязание. Учитывая это, можно планировать не одну, а две динамических паузы на уроке, особенно, если он последний или предпоследний в расписании занятий.
В структурном построении уроков очень важно учитывать темповые нагрузки при выполнении учебных заданий и определять их в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков слепых и слабовидящих учеников. Анализ контингента учащихся с позиций индекса здоровья позволяет сделать вывод, что подавляющее число детей, кроме зрительных заболеваний, имеет целый ряд сопутствующих болезней и других отклонений в развитии. Скорость выполнения заданий у слепых в два раза, а у слабовидящих на 60% ниже по сравнению с аналогичными показателями зрячих, они быстрее утомляются и теряют работоспособность. Если тифлопедагог не учитывает это и предлагает ученикам необоснованно высокие темпы учебной деятельности, то это может привести к расстройству здоровья и другим негативным результатам. Здесь необходим индивидуальный дифференцированный подход к детям.
Данные исследований Б. И. Коваленко (1975), Н. П. Монич (1970), Е. М. Украинской говорят о том, что показатели работоспособности, качества восприятия, утомления у слабовидящих учащихся после 15-20-минутной учебной деятельности не всегда снижаются и не всем ученикам должны быть показаны щадящие ограничительные режимы письма и чтения.
Темповые нагрузки на уроке зависят и от клинической картины состояния зрения учащихся. По данным Н.В. Шубиной (1967), которая изучала зрительное утомление у слабовидящих детей в зависимости от различных заболеваний, наименьшее утомление было зафиксировано у слабовидящих с амблиопией, с осложненной близорукостью и альбинизмом. Наибольшее утомление испытывали дети с атрофией зрительного нерва и помутнением роговиц.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1676;