Тема 1.5. Средства, формы и методы социально-культурных технологий


Средства, формы и методы в социально-культурных техноло­гиях выступают в качестве основных составляющих процессуаль­ной части технологического процесса и применяются в качестве инструментария для достижения воспитательных социально значимых целей.

Средства, применяемые в социально-культурной сфере, про­фессор В.А.Монастырский рассматривает с точки зрения «инстру­ментов» идейно-эмоционального воздействия, которые использу­ются работниками учреждений культуры и досуга в процессе про­изводственной деятельности1. Он видит применение средств воз­действия в двух аспектах. Во-первых, в удовлетворении социально-культурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий, а во-вторых, - в разработке инновационных техноло­гий, способствующих более содержательному и развивающему до­сугу населения. К числу основных средств он относит: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, ис­кусство и спорт, литературу и художественную самодеятельность.

А.Д. Жарков средствами СКД называет инструменты, с по­мощью которых раскрывается содержание культурно-досуговой деятельности, подразделяя их на устные и печатные, кино, радио, телевидение, искусство и самодеятельное творчество, технические средства, которые могут служить носителями того или иного со­держания. К комплексу средств идейно-эмоционального воздейст­вия профессора Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников относят средства, используемые «в развивающей, информационно-просветительной деятельности»: живое и печатное слово, нагляд­ные средства, различные виды искусств. Особое место отводится психолого-педагогическим средствам, среди которых - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечение.

 

1 Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. С.27

 

 

Таким образом, становится очевидным, что среди ученых-теоретиков нет единого толкования понятия «средства социально-культурной деятельности», что делает затруднительным их приме­нение в современных технологиях. Попробуем их объединить в от­дельные группы. В одном случае под средствами социально-культурной деятельности понимается «набор инструментов» идей­но-эмоционального воздействия, которые используются работника­ми учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности. Их назначением является служить своеобразным «инструментом» удовлетворения социально-культурных интересов и потребностей людей различных возрастов и профессий. В эту группу можно отнести средства наглядности, технические средства, различное оборудование. В другом случае помимо материальных средств-«инструментов» для передачи содержания социально-культурной деятельности используются интеллектуальные средст­ва, которые позволяют личности осуществлять мыслительную дея­тельность, способствуют воспитанию и развитию личности. В каче­стве интеллектуальных средств могут выступать общепринятые системы знаков, такие, как устная и письменная речь, произведения культуры и искусства, уровень квалификации и мастерство работ­ника социокультурной сферы. В третьем - под средствами социаль­но-культурной деятельности понимаются такие средства, которые используются для создания условий оптимального воздействия на восприятие личностью содержания социально-культурного проекта.

Разнообразие подходов позволяет нам подойти к рассмотре­нию средств социально-культурной деятельности как к своеобраз­ной системе, подсистемы которой могут отражать всю совокуп­ность возможного их применения в социально-культурных техноло­гиях. В таком случае сами средства социально-культурной деятель­ности мы будем понимать как «разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию ко­торых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социокультурнои деятельности и достигаются поставлен­ные цели».

Средства социально-культурной деятельности можно сгруп­пировать также в две большие группы по преимущественному ис­пользованию в воспитательно-образовательном процессе на средст­ва, являющиеся источником информации, и средства - инструменты воздействия.

В качестве средств, являющихся источником информации, выступают различные системы знаков - такие, как устное и пись­менное слово, система условных обозначений (ноты, формулы, аб­бревиатуры и т.п.), достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, музыка, театр, хореография и другие виды), средства наглядности, компьютерные программы, квалифи­кация и внутренняя культура работника культуры, формы и методы организационной деятельности.

Средства, выступающие в качестве инструментов воздейст­вия, объединяют в себе такие технические средства как: кино, ра­дио, телевидение, компьютерные технологии, печатную продукцию, различное оборудование (оборудование сцены, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, лазерные установки, игровые автоматы, аттракционы и т. п.), дизайн среды, технические средства рекламы, механика сцены, свет, цвет, звук и др.

Представим разнообразие средств социально-культурной дея­тельности в виде схемы (см. с.60).

Основным звеном в системе воспитания личности в условиях учреждений культуры, как мы уже отмечали, является содержание социально-культурной деятельности. Оно является ядром, над ко­торым надстраиваются методы и формы организации воспитатель­ной деятельности и весь процесс воспитания и развития личности. Содержание определяет способ его передачи, который требует взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимо­связи используемых средств. Содержание социально-культурной деятельности формируется на трех уровнях: собственно формы, со­циально-значимой программы и всего процесса деятельности учре­ждения культуры. ;

На первом уровне - уровне формы - технолог проектирует использование таких средств, которые наиболее эффективно рас­крывают выбранную тему, и определяет объем содержательного материала, который можно использовать для организации и прове­дения СКД.

Второй уровень применения средств социально-культурной дея­тельности предполагает их использование в крупных социально зна­чимых программах общественного, государственного, регионального или местного масштаба, когда прорабатывается программы в целом, ее отдельные разделы, блоки. И если на первом уровне использование средств во многом зависит от степени подготовленности участников той или иной акции, квалификации работника культуры, ситуации, сложившейся в ходе проведения СКД то содержание социокультурных программ часто определяется «социальным заказом» общества, разрабатывается по заказам Минкультуры, Минобразования, Мин­здрава и подобных правительственных учреждений, а в их разработке могут принимать участие научно-исследовательские институты, раз­личные центры и административные образования. На этом уровне предполагается использование целой системы средств, определяющих взаимоотношения и взаимозависимость отдельных частей и разделов программы.

 

 

Третий уровень использования средств в социально-культурных технологиях предполагает разработку концептуальной основы деятельности одного учреждения культуры или ряда учреж­дений культуры. В этом случае технолог использует все многообра­зие средств - от предметно-пространственного окружения, структу­ры объектов социально-культурной среды до применения конкрет­ных средств в конкретных условиях.

Таким образом, мы рассмотрели «средства социально-культурной деятельности» как систему, состоящую из отдельных элементов, которые, в свою очередь, также представляют собой сложные и самостоятельные подсистемы. Средства социально-культурной деятельности применяются в сочетании с другими эле­ментами, находятся в тесной взаимосвязи между собой, дополняя и усиливая влияние друг друга, выступая в различных качествах -оборудования, наглядности, транслятора информации, эстетически организованной среды и т. п.

Организация эффективного технологического процесса соци­ально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообразных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как спо­соб организации аудитории. Она находит отражение в структурном оформлении содержания не только в способах организации дея­тельности людей, но и в оформлении отдельных документов (сме­ты, отчеты, планы, реклама и т.п.). Слово «форма» в переводе с гре­ческого означает наружный вид, внешнее очертание, и если «фор­му» рассматривать применительно к деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организа­ции социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвя­зи его участников». В то же время форма является внешним выра­жением содержания социально-культурной деятельности и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Нам близко понимание «формы», данное А.Д. Жарковым, который определяет ее как «спо­собы и приемы организации людей ... в целях доведения до них оп­ределенного содержания1. Однако автор упускает то, что форма об­ладает способностью отражать характер содержательного материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличительные жанро­вые особенности. Примером могут служить классические формы клубных вечеров, которые делятся на: вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-мемориалы.

 

1 Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность: Учебник. М: МГУК, 1998. С. 219.

 

 

В зависимости от подбора методов подачи содержания и на­правлений воспитательной деятельности, используемых технологом в работе над проектом, можно выделить такие группы форм: ин­формационно-просветительские - лекции, доклады, беседы, «круг­лые столы», вечера встреч, клубные гостиные и др.; зрелищно-развлекательные - праздники, концерты, фестивали, обряды и т.п.; игровые - всевозможные индивидуальные и командные спортивно-игровые состязания, конкурсы, аукционы, а также тематические иг­ровые программы. К этой группе можно отнести также формы, по­строенные с применением родовых приемов - иллюстрации или театрализации.

Обладая определенной самостоятельностью, форма может оказать влияние на выбор содержания деятельности, и наоборот, содержание диктует технологу поиск адекватной формы. Примером может стать нашедшая широкое распространение в первые годы советской власти форма «Живая газета», когда необходимо было для воюющей армии доносить информацию о происходящих собы­тиях на фронте, в стране и за рубежом просто и доходчиво. Эта форма была рассчитана на воюющих солдат Красной Армии, кото­рые в основном были безграмотны и нуждались в получении легко запоминающихся сведений о последних событиях. В дальнейшем в связи с проведением общегосударственной кампании на достиже­ние в стране всеобщей грамотности эта форма приобрела чисто аги­тационную направленность.

Другим примером влияния формы на отбор содержания мо­жет служить форма «народных университетов», возникшая до рево­люции 1917 года, когда отдельные благотворители открыли первый университет для рабочих. После революции форма «народные уни­верситеты» не нашла применения в деятельности учреждений куль­туры, поскольку страна переживала сложные экономические време­на (революция, разруха, отечественная война, восстановление на­родного хозяйства), и лишь в 60-е годы XX века она вновь возроди­лась как отклик на потребность широких слоев населения в получении новых знаний в условиях научно-технической революции. Воз­родившаяся форма «народные университеты» способствовала рас­ширению кругозора, повышению квалификации, получению необ­ходимых дополнительных знаний на высоком теоретическом и ме­тодологическом уровне, поскольку народные университеты были рассчитаны на разные уровни подготовки людей, их квалификацию и интересы. К сожалению, в новой России форма народных универ­ситетов остается невостребованной.

В зависимости от способов организации аудитории формы социально-культурной деятельности могут подразделяться на мас­совые, групповые и индивидуальные.

Следующей важной составляющей технологического процес­са социально-культурной деятельности являются методы. Само по­нятие «метод» имеет греческие корни и означает «путь, способ про­движения к ожидаемому результату». И если в педагогической практике под методом понимают упорядоченный способ деятельно­сти для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности в условиях свободного времени под мето­дом понимают упорядоченный способ деятельности для достиже­ния социально значимых целей. При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяже­нии всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности. Та­ким образом, метод характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта, метод требует определения способов деятель­ности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер их взаимодействия.

Распространенной является классификация методов по источ­нику получения информации:

- словесные методы - устное и печатное слово;

- наглядные методы - наглядные пособия, явления, предметы;

- практические методы - разнообразная практическая дея­тельность.

 

 

Другая классификация группы методов основана на примене­нии трех родовых методов, широко используемых в учреждениях культуры, и включает в себя метод театрализации, метод иллюстра­ции и метод игры. Данные методы применяются в разработке про­ектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности нахо­дят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности. Однако весь спектр методов, применяе­мых в социально-культурной деятельности, не может вместиться лишь в эти классификации, и значительная их часть остается как бы за кадром предложенных классификаций.

Вызывает интерес классификация методов, предложенная В.Е. Новаторовым, сделавшим попытку их объединения в следую­щую структуру:

- методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности;

- методы формирования общественного сознания личности;

- методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения:

- методы стимулирования социально-культурной активности;

- методы социологических исследований социально-культурной деятельности.

На наш взгляд, данную классификацию следует дополнить, включив в нее и такие немаловажные методы:

- методы стимулирования самовоспитания личности;

- методы рекреации;

- методы организации творческой деятельности.

Представим приведенную классификацию методов в виде таблицы (см. приведенную ниже таблицу на с.65).

В практике социально-культурной деятельности используется все многообразие методов и ни один из них не является универ­сальным. Результативности можно добиться лишь при использова­нии комплекса методов, а их выбор зависит от:

- общих целей воспитания и развития личности и ведущих установок социально-культурной деятельности;

- особенностей содержания поднимаемой темы;

- цели, задач и содержания конкретной формы социально-культурной деятельности;

- возрастных особенностей и уровня подготовки аудитории;

- материальной оснащенности учреждения культуры;

- времени проведения выбранной формы;

- возможностей работника социально-культурной сферы, его профессионального мастерства и личных качеств.

Средства, формы и методы воздействия тесно связаны между собой и могут применяться в одном случае как метод, в другом - как средство, в третьем - как форма. Именно поэтому вопрос о разработ­ке их четкой классификации представляется достаточно сложным, а может быть, для технологов-практиков и не является столь значи­мым. Следует, овладев ими в зависимости от поставленных задач, умело и творчески использовать все многообразие средств, форм и методов для эффективного достижения воспитательной цели.

Современные технологии социально-культурной деятельно­сти располагают значительным арсеналом средств, форм и методов и предъявляют самые высокие требования к специалистам, стиму­лируя их поиск и творческое использование в практике.

 

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Определите составные части инструментария технологи­ческого процесса социально-культурной деятельности и дайте им характеристику.

2. Что такое «средства социально-культурной деятельности», какова их классификация.

3. Каково значение формы в технологическом процессе? Приведите примеры удачного выбора формы в социально-культурной деятельности.

4. Что такое «метод социально-культурной деятельности»? Дайте общую классификацию методов социально-культурной дея­тельности.

Литература

1. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. для студентов вузов культуры и искусств. М., 1998.

2. Киселева Т.Г., Красилъников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. М.: МГУК, 1998.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.

5. Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность: Сло­варь-справочник. Омск, 1992. }

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2000.

7. Современные технологии социально-культурной деятель­ности: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.

8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА М., 2002.

 



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 1218;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.023 сек.