Тема 1.3. Классификация социально-культурных технологий
Термин «классификация» происходит от слова «класс» и означает логическую систему внутренне подчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области, распределенных по группам, классам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними. В классификации возникает необходимость в тех отраслях знаний, которые обширны и нуждаются в определенной систематизации. Примерами могут служить; классификация наук, классификация языков, классификация отраслей производства и т.д.
Назрела необходимость в проведении классификации и в сфере социально-культурных технологий, поскольку их широкий спектр и разнообразие, вызванные изменением в последнее десятилетие социокультурной парадигмы, а в связи с этим - пересмотром и обновлением содержания СКД, поиском и разработкой новых подходов в решении как теоретических, так и практических задач, потребовалось появления новых, неизвестных раннее социокультурных технологий. Их появление обусловлено и тем, что значительно расширилось социокультурное пространство (информационное, культурное, образовательное, социально-защитное, реабилитационное, профессиональное и др.), необходимое для глубокого изучения и освоения,
В исследованиях, рассматривающих педагогические образовательные технологии (В,П. Беспалько, М,В, Кларин, В.Ю. Питюков, Г,К. Селевко, Б.Т. Лихачев и др,), предприняты попытки провести классификацию. Остановимся на некоторых из них, представляющих интерес для социокультурных технологий, так как некоторые подходы и системообразующие признаки в них являются отражением специфики С1СГ.
В этом смысле интерес для нас представляет классификация, разработанная Г,К, Селевко, который предлагает систему упорядочения образовательных технологий, объединив их в следующие группы:
- по уровню применения;
- по философской основе;
- по ведущему фактору психического развития;
- по ориентации на личностные структуры;
- по характеру содержания и структуры;
- по типу организации и управления познавательной деятельностью.
Не все группы, предложенные Селевко, применимы в социально-культурной деятельности, поскольку не могут охватить всю совокупность социально-культурных технологий. Однако данная классификация может быть переосмыслена и использована в СКТ.
Остановимся на классификации технологий, построенной по уровню применения (с учетом понимания технологии как целостного процесса - Б.Т. Лихачев), и рассмотрим их применительно к СКТ. Автор предлагает классифицировать технологии на следующие группы:
- крупные методико-технологические структуры;
- технологические микроструктуры;
- методика-технологические системные формообразования;
- технологические приемы;
- технологические звенья;
- методика-технологические цепочки;
- технологизированные формы учета результатов;
- технологические средства.
1. К крупным методико-технологическим структурам относят структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звенья организации художественной, общественной и других видов деятельности. К ним можно отнести структуры целостных федеральных, региональных, местных социальнозначимых проектов и программ, в которых реализуются структурные блоки и звенья организации одного из направлений деятельности или отрасли знаний. Примером может служить разработанная отраслевая программа «Культура против наркотиков», разработанная коллективом Московского государственного университета культуры и искусств: Т.Г. Киселевой, А.Д. Жарковым, В.М. Чижиковьш,
Разработанная программа включала следующие структурные составляющие:
- научная концепция программы «Культура против наркотиков»;
- анализ социальной почвы наркомании в социуме и общественное осознание проблемы наркомании как угрозы национальной' безопасности страны;
- социально-возрастная и демографическая дифференциация населения по глубине наркотического риска (детская среда, семья, молодежная группа),
- культура как важный фактор борьбы с наркоманией:
- молодежная субкультура и ее место в социальной консолидации против наркотиков;
- стимулирование социального творчества молодежи, подростков, детей;
- роль семьи в борьбе с наркоманией;
- религия - важнейший компонент духовного развития человека;
- специалист культуры как субъект социокультурных процессов общества.
2. Технологические микроструктуры используются в разнообразных формах социально-культурной работы и методах взаимодействия в процессе деятельности. Технологическое структурирование отдельных СКД представляет собой своеобразный организационный каркас, определяет путь, русло, обеспечивающее движение к цели, К примеру, каркасные сценарии в постреволюционных агитбригадах («Синие блузы», «Красные рубахи» и др.), разнообразных разговорных шоу, презентациях и многих других формах, имеющих жесткую структуру и возможность различных комбинаций основных элементов. В подобных технологических структурах обнаруживаются различные комбинационные элементы для разъяснения новой информации, ее закрепления, применения на практике, применения элементов творчества, получения обратной связи, контроля. Технологические микроструктуры также широко применяются в организации студийных, кружковых, секционных форм.
3. Следующая группа представляет собой технологические системные формообразования. Эта группа включает в себя социально-культурные технологии, основанные на передовой и новаторской практике, когда эффективность социокультурного процесса зависит от отказа от применения разрозненных, изолированных форм и использования, совокупных методико-технологических формообразований, вовлекающих посетителей учреждений культуры в систему активной деятельности, отношений и общения. Технологические системные формообразования используются при разработке какой-нибудь комплексной темы. Например, празднование Дня Победы предполагает устойчивую, последовательную систему форм деятельности, включающую: встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, солдатами-срочниками военной службы - походы по местам боевой славы - уход за памятниками и захоронениями павших бойцов - самостоятельные доклады и участие в конференциях, посвященных бессмертному подвигу советского народа - поисковую деятельность исследовательских отрядов - подготовку праздничных концертов, огоньков, благотворительных встреч и другие формы.
Если рассматривать технологические формообразования в объединенной системе форм воспитательного педагогического взаимодействия в каких-либо коллективах, инициативных группах, объединениях, то ее можно представить в виде такой системы; первичный коллектив - проблемная социальная ситуация - выбор способов деятельности совместно с участниками.
Технологические системы, объединенные в данной группе, представляют целесообразную подборку взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно-значимых идеалов, системных знаний, умений, навыков, свойств личности и черт ее характера.
4. Технологический прием представляет собой частный способ решения конкретной социально-культурной задачи. Он входит в состав той или иной технологической системы. Так, в определенных формах - культурно-досуговых программах, - используя приемы драматургии, можно поставить программу как детективное расследование, волшебную или фольклорную сказку, мюзикл, театрализованный суд или иной жанр, диктуемый замыслом режиссера-постановщика.
5. Как крупные технологические структуры, так и технологические микроструктуры состоят из отдельных частей - целей, диагностики, методов, т.е. частей, называемых технологическими звеньями целостной структуры процесса. Все технологические звенья связаны между собой и находятся во взаимозависимости, и если потеряно хотя бы одно звено, вся деятельность становится неуправляемой, В то же время следует отметить, что каждое звено может иметь самостоятельное, самоценное педагогическое значение. Так, например, технологическое звено сообщения информации в форме «презентации» может стать самостоятельной я основной организационной основой социокультурного мероприятия.
6. К следующим технологическим структурам относятся методико-технологические цепочки. Они используются в творческой практике передовых работников социально-культурной сферы. Технологические цепочки представляют собой сумму взаимосвязанных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают .отработку и закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведения. К ним относятся специально разработанные системы приемов и способов для отработки социально-значимых навыков через творческие работы - постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ, отражающих «острые» ситуации. Подобные задания, оригинальные способы применения полученного навыка выстраиваются в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль деятельности. Режим работы кружков и коллективов художественной самодеятельности и народного творчества, формирование и работа с активом, система поручений и ответственных заданий, режим и распорядок деятельности учреждения культуры, оргкомитетов, художественных и общественных советов могут быть также выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни,
7. Все чаще в социокультурной сфере стали применяться технологизированные формы учета результатов работы. Это своеобразные анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдения, дневниковые записи, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. Такой учет позволяет провести своевременную коррекцию работы. Кроме того, он дает неоценимый опыт для аналогичных последующих мероприятий.
8. И, наконец, в социально-культурных технологиях важное место занимают технологические средства. Они могут быть включены в процесс как отдельные звенья (компьютеры, принтеры, сканеры, машинное программирование, разнообразные приборы и аппараты), так и в качестве самостоятельной технологической цепочки (компьютерные клубы, Интернет-кафе, разнообразные игротеки, основанные на современных технологиях и т.п.).
Несколько иную классификацию социально-культурных технологий на уровне разработки и внедрения предлагает Е.И. Григорьева (Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002.С. 16-19,), которая выделяет социально-культурные технологии в три большие группы:
- крупномасштабные технологии на уровне страны, республики, региона;
- макротехнологии в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т. д,-,
- микротехнологии, направленные на определенные общественные процессы и рассчитанные на участие в них небольших групп людей.
Такая классификация, по' нашему мнению, носит слишком обобщающий характер и не раскрывает многообразие технологий, способов их построения, особенностей приемов, построение технологических цепочек, как это было представлено нами в уже рассмотренной выше классификации.
В обозримом прошлом, когда социальные технологии переживали эпоху своего первоначального проникновения в сферу культуры и досуга, предлагалось разделить их на три основные группы; общие, функциональные, или отраслевые и дифференцированные (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников).
1. Общие технологии представляют собой группу технологий, ориентируемую на процессы, характерные для всей социально-культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности».
2. Функциональные, или отраслевые технологии (методики) содержат, по мнению авторов, «обширный банк технологических данных, информации «ноу-хау» для отдельных видов развивающейся социально-культурной деятельности в области просвещения творчества, активного отдыха, спорта и развлечений)).
3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют собой группу методик, охватывающих «технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения».
Данная классификация построена по методическому признаку, и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку в этот период не было четкого определения обоих понятий, и часто они понимались как похожий или один и тот же процесс.
Однако классификация по методическому принципу вызывает интерес и в настоящее время. Е.И. Григорьева предлагает свое понимание классификации, объединяя их в несколько ином порядке:
В предложенной классификации автор подразделяют функциональные технологии на следующие группы:
- технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности;
- технологии самодеятельного творчества;
- рекреативно-оздоровительные технологии.
К дифференцированным технологиям исследователь относит::
- методику организации досуга детей и подростков;
- методику молодежного досуга;
- методику семейного досуга;
- методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.
Подобная классификация охватывает лишь незначительное поле социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой н фактически отражает деление принципиально не различающихся технологий по различным основаниям, коих может быть необозримое множество.
Позднее коллектив авторов (см,: Киселева Т.Г., Красшьников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса, М,: МГУКИ, 2001) предложил новый подход к классификации социально-культурных технологий, дав ей новое, современное логическое обоснование.
В основу этой классификации положен ряд признаков, позволяющих охватить широкий спектр социально-культурных технологий:
1. Историко-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.
- Подгруппа оздоровительных технологий включает в себя: медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.
Вторая подгруппа объединяет культуроориентированные технологии, в которые включены технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде.
Третья подгруппа объединяет в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и развитие культурных ценностей, а также технологии творческого развития детей, подростков и взрослых,
Четвертая группа объединяет экологические, или природо-ориентированные технологии, изучающие, осваивающие и охраняющие природную среду и её ресурсы в процессе досуга.
Пятая группа технологий объединяет на основе историко-содержательного признака коммерческие и некоммерческие, маркетинговые, рекламные, благотворительные и социально-защитные технологии, т.е. технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере.
2. По функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько технологических подгрупп.
Первая подгруппа объединяет образовательные, обучающие и просветительные технологии.
Вторая включает информационно-рекламные и коммуникативные технологии
Творчески развивающие и формирующие технологии составляют третью подгруппу функционального типа.
Четвертая подгруппа объединяет рекреационные, развлекательно-игровые, художественао-зрелищные.
В пятую подгруппу включены компенсирующие технологии -реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу составляют технологии социального прогнозирования, проектирования и творческого моделирования.
3. Следующую группу технологий объединяет социально-демографический признак. Эта группа также включает несколько подгрупп, среди которых:
Индивидуально ориентированные (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые в социально-культурной среде.
Специализированные, или групповые технологии, ориентированные на различные группы населения и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).
В эту группу входят также массовые общедоступные технологии социально-культурной деятельности и технологии общественных связей.
4. Отдельную группу составляют технологии, объединенные по признаку инноватики и механизма осуществления нововведения. Здесь также можно выделить несколько подгрупп,
В первой подгруппе объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.
Вторая подгруппа объединяет технологии, построенные с учетом распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на одном из объектов, звенья процесса или диффузные, распространенные более широко и охватывающие ряд объектов, звеньев или распространенные на весь процесс и его звенья.
Третья подгруппа включает завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведения.
Таким образом, мы рассмотрели несколько представленных вариантов классификации социально-культурных технологий, и несмотря на их многообразие и многозначность они все же не охватывают всю их палитру. Возможны и другие варианты разработки классификаций социально-культурных технологий, такие, как по основным видам деятельности и направлениям формирования личности, сферам общественной жизни и др. Важно понять, что они (классификации) позволяют выявить особенности технологического процесса, характерные приемы и способы проектирования и реализации, формы и методы, позволяющие наиболее эффективно реализовать задуманный проект, апробировать частные или общие нововведения, увидеть все многообразие социально-культурных технологий в более или менее собранном виде, понять, насколько освоено социально-культурное пространство, рассмотренное с разных точек зрения.
Важно понять и то, что социально-культурные технологии, представляя собой одну из разновидностей педагогических технологий, должны быть «направлены на повышение прикладного, организационно-методического (а мы добавим еще и управленческого) потенциала педагогики, а их четкая прикладная направленность привлекала к ним внимание педагогов во всем мире»1.
Наука и практика социально-культурной деятельности не стоят на месте, находятся в постоянном развитии, и многие актуальные проблемы требуют внимания ученых и дальнейшей разработки в научном плане, где необходимо разрабатывать научные концепции, цели, задачи, содержание и формы социально-культурной деятельности. В процессуально-описательном плане такие разработки нужны на уровне описания целей, задач содержания, средств, форм, методов для получения планируемых результатов. В процессуально-действенном они необходимы для осуществления технологического процесса с применением различных средств, форм и методов, технологических цепочек и звеньев.
Вопросы для самопроверки
1. Почему необходима классификация социально-культурных технологий и в чем заключается сложность ее осуществления?
2. Охарактеризуйте классификацию СКТ по принципу целостности технологического процесса,
3. Дайте характеристику СКТ, классифицированных по методическому принципу.
4. Охарактеризуйте технологии, классифицированные по историко-содержательному и функциональному признаку.
5. Дайте характеристику технологий, классифицированных по социально-демографическому признаку и признаку инноваций.
6. Предложите свою систему классификации СКТ.
1 Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. по-СОб. М,: МГИК, 1998.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.
2. Жарков А. Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. М.: МГУКИ, 1998.
3. Киселева Т.Г., Красшьников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.
4. Киселева Т. Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. М.: МГУКИ, 2001.
5. Питюков В.М. Основы педагогической технологии. М., 1997.
6. Селееко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.
Тема 1.4. Цели и содержание социально-культурных технологий
Проблема цели и содержания социально-культурных технологий является основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, научно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.
Выделяют общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, тогда как цель индивидуального воспитания направлена на формирование качеств отдельно взятой личности, а совмещение общей и индивидуальной цели способствует эффективной результативности воспитания.
Если цель отражает то, к чему стремится процесс воспитания, тогда практическое осуществление цели решается через реализацию системы конкретных задач и средств решения этих задач. Нередко именно в этом заключается отличие одной системы воспитания от другой.
Существует огромное разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем, а воспитательные системы, в свою очередь, характеризуются своими целями, которые требуют для реализации определенных условий и средств.
Многообразие целей, направленных как на незначительные изменения отдельных личностных качеств, так и на кардинальные изменения личности, раскрывает широту их диапазона.
На формирование целей влияют многие объективные факторы. К ним можно отнести становление личности, ее физиологическое и психическое развитие, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры. Стратегическими факторами здесь являются уровень социально-экономического развития общества, идеология и политика государства. Как отмечает И.П. Подласый: «... не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания... не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса»1.
История знает немало примеров человеческих цивилизаций, когда государством управляли достойные деятели, которые воспитание личности сумели поставить на службу народу. Но есть и обратные примеры оболванивания целых поколений, когда воспитание было поставлено на службу государственным амбициям или волюнтаристским устремлениям отдельных политиков или правящего класса в целом.
Именно поэтому в мировой педагогической науке и практике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, а в связи с этим определение его целей исходя из общечеловеческих законов жизни, прав и свобод личности.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что цели и воспитательные системы зарождались, осуществлялись и отмирали в русле возникновения, развития и разрушения государственных образований. Цели очень подвижны и изменяются в связи с изменениями конкретно-исторических условий. Они не должны быть подвержены произвольному толкованию, а их выбор, постановка и формулировка должны опираться на объективные закономерности развития природы, общества и человека.
1 Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М: ВЛАДОС, 2002. С. 129.
Цель воспитания должна отражать исторически назревшую необходимость общества в подготовке его членов к выполнению определенных общественных функций. При неточно определенной цели, когда желаемое хотелось бы выдать за действительное, т.е. без учета реальностей жизни, воспитание не может достичь недостижимого и наступает крах воспитательной системы.
Поэтому постановка цели воспитания должна учитывать жизненные реалии, а потому - отражать достигнутый уровень развития общества и изменяться в связи с изменением этого уровня.
Однако не только этими факторами определяются воспитательные цели.
Среди наиболее значимых можно отметить и такие, как темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития философской и педагогической науки и практики, культуры, возможности учебно-воспитательных и социально-культурных учреждений, воспитателей, работников культуры, социально-культурной сферы и т. п.
Проблема определения цели в технологическом процессе социально-культурной деятельности имеет некоторые особенности, и, как отмечает А.Д. Жарков, рассматривая культурно-досуговую деятельность, которая является ее составной частью, «...необходимо прежде всего знать, какую общественную роль играют учреждения культуры в современной жизни общества».
Социально-культурные учреждения входят в общую систему социализации личности, ее социального развития и образования. Выполняя важнейшую функцию государственных и негосударственных структур, эти учреждения являются сферой внимания разнообразных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени.
Поскольку социально-культурная деятельность рассматривается как деятельность педагогически ориентированная и представляет собой систему помощи общества разнообразным слоям населения по включению их в социальную жизнь, то ее воспитательная направленность предполагает использование всех элементов воспитательно-образовательного процесса.
Произошедший в России спад в функционировании всей системы социально-культурных учреждений повлек за собой и целый ряд негативных последствий, среди которых: утрата культурных ценностей мировоззренческого характера, девальвация фундаментальных человеческих ценностей, отсутствие ясно выраженной государственной культурной и социальной политики.
В основу социально-культурных технологий положен программно-целевой принцип, и при определении целей и содержания принято руководствоваться социальными потребностями общества, или, иначе говоря, социальным заказом.
Обосновывая цели технологической программы или проекта социальным заказом, технолог должен, удовлетворяя эти потребности, предусмотреть их перспективное изменение и развитие.
Однако достижение цели - процесс достаточно сложный, многоэтапный, постепенный и не предполагает перескок с одного этапа на другой, минуя промежуточные звенья. А в связи с этим возникает задача правильной постановки и «инструментовки» главной цели через серию частных целей и еще более конкретизированных задач, поскольку решаются главная и частные цели на базе многофункциональной социально-культурной деятельности и целого комплекса потребностей личности.
Цели определяются исходя из задач, стоящих перед социальным заказчиком, возможностей и особенностей конкретного учреждения, потребностей, интересов и запросов объекта воздействия -всего населения или различных социально-демографических групп, учета возрастного, образовательного и профессионального уровня, характера трудовой деятельности, условий труда, временных циклов деятельности, возможности координации усилий при решении поставленных целей с другими учреждениями и организациями, частными лицами, различными обществами и объединениями и т.д.
Совокупность целей и задач, входящих в главную цель, складывается в иерархическую систему построения конкретной технологической программы СКД, соединяя социальные и личностные цели.
Отражение приоритетных целей и задач проявляется в определении проблемного поля социально-культурной деятельности.
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников вводят это понятие при рассмотрении цели и содержания социально-культурной деятельности, трактуя его следующим образом: «Проблемное поле - совокупность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связанных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений».
Если мы ответим на вопросы: «Какие проблемы существуют в социуме? Кто или что является предметом беспокойства? На ком отражается проблема? Когда и почему она возникла? и т. п.», то мы сможем не только правильно сформулировать наиболее приоритетные проблемы, а соответственно, и цели технологического проекта, но и уточним (диагностируем) имеющееся проблемное поле.
Представляется, что в проблемное поле надо включить не только те элементы, которые мешают социально-культурному развитию и поэтому подлежат устранению, но и те проблемы, которые поставил социальный технолог исходя из разработанного проекта достижения определенной цели.
Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере - это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально-культурных акций и организаторами, учредителями, это то, чем наполняется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание технологий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обучения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт поведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.
Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отношений несет в себе содержательное и предметное наполнение (обучение, труд, бытовое обустройство и т. п.), которое разворачивается в поле социальных отношений, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический феномен и составляет содержание социокультурного процесса, поскольку именно ради взаимоотношений приходит человек в учреждения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направляется на занятия в художественную студию.
Содержание отношений человека с окружающей действительностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограничить той совокупностью отношений, которая значима для человека и носит название «ценностные ориентации».
Мы согласны с определением этого понятия, данным Н.Е. Щурковой, рассматривающей ценностные ориентации как «отношение человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»..., когда само отношение выступает в качестве ценности». И далее она отмечает, что ценностными отношениями можно называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни. Рассмотрим, каковы наивысшие ценности жизни для современного человека и каков характер отношения к ним, что позволит нам очертить круг проблематики технологического процесса социально-культурной деятельности1.
1. Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности занимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий, Если человек выступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следующих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отношениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.
2. Вторым ключевым элементом содержания технологического процесса социально-культурной деятельности является ценностное отношение к жизни - признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено на формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; восприятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содействие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые
1 См.: Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 1998. С.426-436.
характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в активном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы человеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование ценностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братство» и др.
3. Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, что он усваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регулятором поведения человека в социуме, формирует образ социального устройства, осознание которого приходит к человеку под влиянием жизненного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.
4. Ценностное отношение к труду вбирает в себя всю совокупность рассмотренных нами отношений - к человеку, жизни, обществу. Через труд и творчество как высшее проявление трудовой деятельности человек демонстрирует всю свою неповторимость и уникальность. Однако отношение к труду как к ценности является вторичным в ряду мотивов, которыми руководствуется человек, и в этом отношении проявляется ценность самого человека. Основными направлениями становятся приучение человека к физическим и умственным усилиям и обучение навыкам разнообразной творческой, общественной или иных форм трудовой деятельности.
Ориентация содержания технологических социокультурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтруизм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.
Виды и типы проблем в рамках единого социокультурного пространства разнообразны и зависят от уровня и радиуса действия: общенациональные, региональные, территориальные, социально-групповые. Они м
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 867;