Блок-схема № 1 (читается снизу-вверх)


Механизм Обратной Биологической Связи и Психо-физиологической Функций слуха – основной детерминанты формирования Слухо-Двигательной Координации.
ф у н к ц и и
Констатирующая - Воспринимающая Обобщающая-Анализирующая Корректирующая – Регулирующая

6
  Обратная акустическая связь
ЗВУКОВОЙ РЕЗУЛЬТАТ

 


5

 


4

 

       
   

 

 


 

Психическая: Образно-звуковая модель на основе образного мышления и опыта слухо- вых и функциональных ощущений, а также образных представлений, формирующих слуховые установки (CУ) Физиологическая: Преднастройка к действию (реализации тактильно- двигательной модели) на ос­нове опыта тактильных и физических ощущений в реализации СУ – предслышания

Психо-физиологическая сфера Слухо-Двигательной Координации (СДК)

 

Слуховые ощущения Эмоциональные ощущения Тактильные ощущения Физические ощущения Образные представ­ления

Опыт исполнительских ощущений и представлений - Память  
1

 

звукоизвлечения и его основная артикуляционная функция умышленно ограничивается. На последующих этапах она выражается в организации разделительных действий в процессе штриховой артикуляции: в первом случае язык работает в функции поршня.

Фрикативная атаки показала свою высокую эффективность (как начальный прием артиуляции) в формировании целесообразного губного аппарата в процессе профессиональной реабилитации (переобучения) профессиональных исполнителей-духовиков, на самых различных духовых инструментах. Артикуляционный алгоритм, используемый в технологии в процессе формировании штриховой техники (опред. В.Н.Говора) при освоении всех духовых инструментах, обеспечивает бо́льшую эффективность (в сравнении с традиционным подходом к обучению) и художественную выразительность исполнения уже на начальной ступени обучения (с первых недель обучения).

Выше мы привели Блок схему № 1 связей в формировании Слухо-двигательной координации у музыкантов-духовиков, выведенную нами из физиологических механизмов действия всех основных динамических систем организма.


 

 

Библиография

 

2. Волков Н.В., Отряшенков Ю.М., И.Ф. Пушечников. К вопросу об исполнительском процессе музыканта-духовика / Сб. материалов. Конф. «Задачи подготовки и идейно-политического воспитания творческой молодежи». -Одесса, 1978. -С.:95-96.

3. Волков Н.В. Основы управления звучанием при игре на кларнете / Автореф. ... канд. иск. // Рукопись -М.; 1987.

4. Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика. -М.-Л.; 1940.

5. Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физическую акустику / Пер. с англ. О.К. Федоровой и О.П. Токаревой. -М.: Медицина, 1984.

6. Гладков Б.В. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда / Научный доклад ... канд.тех. наук. // Рукопись. -СПб: ЛИТМО, 1995.

7. Гладков Б.В. Музыка античной архитектуры / Преклонение перед истиной: Материалы третьей Катарсис-конференции. -СПб.: МКУ. Изд. ЗАО “ПИК”, 2001.

8. Гладков Б.В. Сферодинамика: Вводный курс I часть / Учебное пособие. -СПб.: Изд. СПбГПУ, 2002. - 60.с., ил., библ.

9. Гладков Б.В. Сферодинамика: II часть / Учебное пособие. -СПб: Изд. СПбГПУ, 2002. – 60 с., ил., библ.

10. Говор В.Н. Формирование навыков управления исполнительским аппаратом при игре на медных духовых инструментах / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ и муз. училищ. -Кемерово, 1988.

11. Говор В.Н. Формирование навыков настройки и слухового контроля при игре на медных духовых инструментах. /Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ и муз. училищ. -Кемерово, 1988.

12. Говор В.Н. Эстетическое и нравственное воспитание школьников в духовом оркестре. /Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сб.ст., -Новосибирск: НГК им. Глинки, 1989. -С.234-239.

13. Говор В.Н. Учебная Программа “Методика обучения игре на медных духовых инструментах” для повышения квалификации преподавателей детских музыкальных школ. -М.: ЦИПК РТР, 1988.

14. Говор В.Н. О методах экспериментального исследования губного аппарата при игре на медных духовых инструментах / Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах // Сб. тр. № 103 -М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. -С. 28-41.

15. Говор В.Н. Проблема квалиметрии Искусства и Педагогики / Материалы II-го Международного симпозиума «Квалиметрия Человека и Образования». т. 2, -М.: ИЦПУКПС, 1993, -С. 38-54.

16. Говор В.Н. Квалитативные критерии в искусстве и образовании. /Материалы III–го Международного симпозиума «КВАЛИМЕТРИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗОВАНИЯ: Методология и практика //Сб. научных статей. -М.: ИЦПУКС. 1994, ч. 4. -С. 220-227.

17. Говор В.Н. Введение в проблему Гармонизации системы «Человек–Инструмент» / Сб. ст. Т.2, -СПб: Гидрометиздат, 1998, -С. 35-47.

18. Говор В.Н. Профессиональная реабилитация как педагогическая проблема (на примере исполнителей на духовых инструментах). -СПб: СПГК-СПГАК, 1998.

19. Говор В.Н. Духовная Педагогика – Путь к Эколого–Педагогическому Сознанию (к проблеме Гуманизации Образования). -М.: МСМД – ЭПТА, 1999.

20. Говор В.Н. Антропометрические принципы построения Концепции Целостно-Гармоничного развития личности: квалитативный подход /Материалы восьмого симпозиума: Квалиметрия Человека и Образования: Методология и Практика. Теория и практика квалиметрического мониторинга образования в России. Часть III: Квалитативное образование и квалитативные технологии // Тезисы докладов. -М.: ИЦПКПС, 1999, -С. 45–52.

21. Говор В.Н. Профессиональная реабилитация как педагогическая проблема (на примере исполнителей на духовых инструментах). -СПб: СПГАК, 1999.

22. Говор В.Н., Плетенецкая Ю.В. Импровизационная деятельность – средство Гармонизации Личности: Антропометрический подход (музыкально-творческое развитие в начальных классах фортепиано ДМШ). -СПб: Алмазный Путь, 1999.

23. Говор В.Н. Целостно-Гармоничное развитие личности – ВЕКТОР ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / Материалы международной конференции “По мягким вычислениям и измерениям” // Сб. докладов. Т.I. -СПб; 2002. -с. 177-184.

24. Говор В.Н. Мировоззренческий аспект проблемы творческого развития личности школьника / Материалы конференции: “Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога”. -Тверь, 2003. С.195-198.

25. Говор В.Н. О дидактическом подходе к обучению игре на духовых инструментах / Материалы конференции «Традиции и новации в профессиона-льной подготовке будущего педагога». -Тверь, 2003. С. 198–203.

26. Говор В.Н. Динамический принцип освоения духовых инструментов (для профессионалов, любителей и профессиональной реабилитации) / Материалы 1-й конференции «Музыкальная культура: реалии и перспективы», 19–20 апреля 2004 г. // Секция: профессионалы и любители. -Марсель, 2004.

27. Говор В.Н. Методологические основы Гармонизации системы “Человек-Инструмент” (на примере духовых нструментов). Сферодинамический подход / Автореф. ... докт. филос. (Наука и искусство) в обл. «Управление в биологических системах» // Рукопись. -СПб: ОУнЭИ-МАИСУ, 2004.

28. Говор В.Н. Практическая Сферодинамика. Методическое пособие для студентов и слушателей курсов повышения квалификации. -СПб: МФШ. Колледж Шейпинга. 2005.

29. Говор В.Н. Информационно-энергетическое воздействие формантно-резонансного звука на внутреннее и внешнее поля человека / Научная катарсис-конференция “Гиперфизика Красоты”. -СПб: МКУ 19-20 декабря 2005 г.

30. Говор В.Н. “Сладчайшая мелодия Космоса” /Результаты исследования влияния музыки и звуковых источников на энергетические поля человека / Научная катарсис-конференция “Гиперфизика Красоты”: Наука: Что есть Человек? -СПб.: МКУ, 19-20 декабря 2006 г.

31. Говор В.Н. Методология звука. /Рукопись. –Бежецк-Москва.: 2011. -С. 27.

32. Говор В.Н. Основные приемы освоения духовых инструментов по «Сферозвуковой технологии» / Методическая разработка. -Бежецк–Тверь; УМЦ, 2011. -С. 42

33. Гриценко Ю.И. Технология освоения валторны. -М.: МГК, 1991.

34. Гроф С. За пределами мозга («Beyond the Brain», 1988.

35. Гроф. С. Области человеческого бессознательного /«Realms of Human Unconsciousness», 1976. Доступна электронная версия.

36. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя /«The Stormy Search for the Self», 1990.

37. Гроф С. Холотропное сознание /«The Holotropic Mind», 1992.

38. Гроф С. Психология будущего /«The Psychology of the Future», 2000.

39. Гуревич Я.М. К вопросу экспериментального изучения процесса звукообразования в медных духовых инструментах. -М.-Л.; 1941.

40. Данскер Н. Обучение начинающих гобоистов. -Л.; 1929.

41. Декан К. Исследование духовых инструментов. -М.; 1979.

42. Диков Б. О дыхании на духовых инструментах. -М.; 1956

43. Диков Б. Методика обучения на духовых инструментах. -М.: Музыка, 1962.

44. Диков Б. Настройка духовых инструментов.//Методика обучения игре на духовых инструментах. -М.: Музыка, 1976.

45. Должиков Ю. О дыхании на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. -М.: Музыка, 1983, Вып. 4. -С.6-18.

46. Кузнецов Л.А. Акустика музыкальных инструментов / Справочник. -М.: Легпромбытиздат, 1989.

47. Куликов Г.А. Слух и Движение / Физиологические основы слухо-двигательной координации. -Л.: Наука, 1989.

48. Куринский В.А. Автодидактика. -СПб: СПбГУ, 2001.

49. Лебедев И. Школа игры на тубе. -М.;1975.

50. Леонов В.А. Теоретические основы исполнительства на фаготе (Системный анализ и методология исследования компонентов исполнительского процесса) Автореф: ... д. иск / Рукопись. -М.: МГК им П.И. Чайковского. 1990. -28 с.

51. Мазур А., Чернявский Н. Физические основы звукообразования в медных духовых инструментах и влияние мундштука на музыкальные характеристики звуков / Материалы всесоюзной конференции, -М.; 1968.

52. Мильтонян С.О. Вводный курс скрипичной постановки./Методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ. -М.; 1987.

53. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития скрипача. Новая гуманистическая педагогическая парадигма. -Тверь, 2003.

54. Минасянц А. Аномалия прикуса и постановка мундштука у трубача // Вопр. Музыкальной педагогики. //Сост. Ю.Усов. Вып. 4.-М.: Музыка, 1983. -с.47-49.

55. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. /пер. с франц. Б.А. Власюка и др. -М.: Мир, 1966. -351 с.

56. Моль А. Искусство и ЭВМ. /В.Фуке, М. Касслер: пер. К.О. Эрастова и Н.М. Нагорного. -М.: Мир, 1975. -556 с.

57. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи / Автореф. дис.... докт. биол. наук // Рукопись. -Л.;1969.

58. Мюльберг К.Э. Исследование некоторых компонентов техники кларнетиста. /Автореф. дис. ... канд.иск. -М.; 1976.

59. Назайкинский Е., Пушечников И. Акустические исследования влияния музыкальной артикуляции на характер звука: В помощь обучению игре на духовых инструментах./Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. -М.: Издание секции технических средств и программированного обучения Центрального Совета Педагогического общества РСФСР. 1966.

60. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. -Л.: Музыка, 1969.

61. Новлянская З.Н. Возрастные особенности психического развития детей и практика художественного воспитания //Методические рекомендации для преподавателей художественных школ и школ искусств. -М.; 1985.

62. Орвид Г. Школа игры на трубе. -М.: 1933 / Переизд. 1936, 1940.

63. Петров А. Некоторые вопросы начального обучения игре на гобое французской системы. /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. -М.: Музыка, 1983. -С.: 30-46.

64. Психологический словарь. Под ред.: В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова. -М.: Педагогика, 1983. 448 с., ил. -с.342).

65. Прохорцев И.В. Метафизика Реальности / Принцип Порядка. -СПб, 2002. с. 136–190.

66. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. -М: 1-й Московский медицинский институт. 1932.

67. Рагс Ю.Н. О художественной норме чистой интонации при исполнении мелодии./Автореф. ... канд.иск.//Рукопись. -М.; 1970.

68. Ротуэлл М. Техника гобоя.//Методика обучения игре на духовых инструментах. -М.: Музыка,1966. Вып.II.

69. Селянин А. Роль “базинга” в ежедневных занятиях трубача / Вопросы музыкальной педагогики // Сб. статей.. Вып.4. Сост. Ю.Усов. -М.: Музыка, 1983. -с.50-56.

70. Сеффери О.Ф. Новая рациональная школа пения. -СПб; 1913.

71. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты. -М.: Наука, 1973.

72. Симонов П.В. Эмоциональный мозг: физиология, нейроанатомия, психология эмоций. -М.: Наука, 1981.

73. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.

74. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. -М.: Наука, 1987.

75. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.В. Происхождение духовности. -М.: Наука, 1990.

76. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. -М.: Биология, 1991.

77. Словарь иностранных слов Изд. 12-е. -М.: Русский язык, 1985, -с.498

78. Смирнов А.П. Реальные фазовые переходы и принципы их описания / Системы особых температурных точек твердых тел. -М.: Наука, 1986. -С. 210-239.

79. Смирнов А.П. Основы динамики реальности / Преклонение перед истиной // Труды I-ой международной научной катарсис-конференции. -СПб, 1999.-С.: 3-31.

80. Смирнов А.П. Метафизика Реальности / Принцип Порядка. -СПб, 2000.

81. Смирнов А.П. Точное естествознание – Основа Миропонимания / Материалы международного физического Конгресса: -СПб, 2004.

82. Спиртов И.К. К вопросу об идеомоторных движениях / Вестник психологии. Т. XI. -М.; 1914.

83. Субетто А.И. Концепция стандарта качества высшего образования (Системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования) / Сб.тр. ИЦПУКПС-ПАНИ, -М.-СПб; 1992.

84. Субетто А.И. Творчество, Жизнь, Здоровье, Гармония. -М.: ИЦПУКПС, 1992.

85. Сумеркин В.В. Методика обучения игре на тромбоне. Л.: Музыка, 1987.

86. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. -М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1986.

87. Табаков М.И. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. (в 4 ч.) -М.; 1946: I,II,III; -М.; 1953: IV.

88. Татарникова Л.Г. Педагогическая Валеология: генезис, тенденции развития. -СПб: PETROC, 1997.

89. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Педагогическая Валеология // Монография-эссе (Научное издание). Изд. 2-е доп. Библ. –СПб: Кристмас+, 2002. -200 с.

90. Терехин Р, Рудаков Е. Вибрато на фаготе.//Методика обучения игре на духовых инструментах./ Очерки. -М.:Музыка, 1964. Вып.2. -С.: 144-203.

91. Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне. -М.; 1967.

92. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. -М.: Музыка, 1984.

93. Усов Ю.А. ТРУБА./Популярный очерк. Изд. второе, переработанное. -М.: Музыка, 1989.

94. Усов Ю.А. Научно-теоретические основы постановки на медных духовых инструментах / Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991.

95. Ухтомский А.А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. Собр. соч. -Л.: Изд. ЛГУ, 1950, т.1, -С.:163-172.

96. Фаркас Ф. Искусство игры на медных духовых инструментах. –М.: 1998.

97. Фейнберг Б., Иванников В. Преднастройка к движению или вероятностное прогнозирование. -М.: Наука, 1978.

98. Флетчер Г. Новая теория слуха / Успехи физических наук./Перевод с англ. С.Н Ржевкина. -М.; 1931. Вып. 6 Т.II. -C.:894-930.

99. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. -М.: Сфера, 1997. -236 с.

100. Ханцеверов Ф. Энергия, Информация, Наука / Инфор.сб.-. М., 1998, -187с.

101. Харкиевич А. Автоколебательные системы. М.; 1952.

102. Чаплин В.Л. Регистровая приспособляемость певческого голоса / Автореф. ... канд. иск. / Рукопись. -М.; 1976.

103. Шик Л.Л. Биомеханика дыхания / Физиология дыхания // Сб.тр. ЛНИИФ -М.: Медицина, 1973.

104. Элементы теории биологических анализаторов./Под ред. проф. Н.В.Позина. -М.: Наука, 1978.

105. Юссон Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. -М.: Музыка, 1977. -262 с., ил.

106. Якустиди И. К вопросу формирования губного аппарата валторниста / Автореферат канд. дис. -Киев, 1983

107. Ямвлих. Жизнеописание Пифагора. Интернет-статья.

108. Янкелевич А. Школа игры на валторне. -М.; 1970.

109. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов / Автореф. ... канд. иск // Рукопись. -М.; 1980

110.Carse A. Musical Wind Instruments. -London, 1939.

111.Culver C. Musical Acoustics. -N.Y.

112.Fabre Ph. Le glottographie electrique en hault frequence particularites de L’appareillege. Societe de Biologie de Lille Science du 10 jullet, 1959.

113.Helmgoltz H.L.F. On the Sensations of tone. 1877. Trans. by A.J. Ellis, reprinted by Dover. -N.Y., 1954, p.390-394.

114.Igarashi J., Koyasu M. Acoustical Properities of Trumpets. -N.Y., USA, Vol.25, N 1, 1952, p.122-128.

 


[1] Так называлась страна на Севере – Гиперборея (гипер – за; борей – северный ветер): страна за северным ветром. По преданиям Аполлон бы сыном матери Лето и отцом Гором. На лето он улетал из Эллады в Гиперборею, передавая гиперборейцам знания своей цивилизации.

[2] Система воспитания граждан в духе нравственной чистоты и физического здоровья.

[3] Именно так и стали называться Древнегреческие театры, после того как была сформулирована «Сферодинамическая теория» Б.В. Гладкова.

[4] От несоответствия архитектурным особенностям и несогласованности звуковых источников (отдельных инструментов в ансамбле, оркестре; голосов в ансамбле, хоре). Подробнее см. Говор В.Н. [26].

[5] Иллюстрацию действия технологии «Орфей» мы привели на рис. 5, 6, 7 и 8.

[6] К подобному соответствию интуитивно стремились русские композиторы: А. Скрябин в своих симфонических произведениях, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, С.Б. Асафьев, а также литовский композитор М. Чюрленис.

[7] В пределах существующих теорий голосового звукообразования: Миоэластической (А.Музехольд, Л.Д.Работнов, И.И.Левидов и др.), а также Нейрохронаксической (Р. Юссон [104] и др.)

[8] А.П.Смирнов, доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент Международного клуба ученых.

 

[9] В,П. Морозов вплотную подошел к механизмам вокальной фонации (верхней певческой форманте (ВПФ) и к резонансу), но к сожалению он не получил должного обоснования.

[10] Механизм импеданса проиллюстрирован на примере блокфлейты (см. выше, на Рис. 3).

[11] Для получения точной информации, с целью войти в группу по консультационным семинаром для приобретении технологий и необходимых атрибутов к ним, необходимо обращаться на страничку Международного клуба ученых – через shaping.ru.

[12] Кстати говоря, подобная теория существовала в древнем Египте, на основе которой строились все государственные законы. О некоторых аспектах этой теории мы поговорим ниже, в главе III.

[13] В более широком смысле тон на чистоте 440 Гц имеет смысл не только как настроечный тон для настройки музыкальных инструментов, но имеет весьма важное значение в качестве антропометрического параметра для каждого человека.

[14] Цитату Г.Е. Шилова см. в работе Б.В. Гладкова [7, c.29-30], а также цитату И.П. Шмелева (см. там же, [с. 32-33])

[15] Если известны параметры эффективной длины позвоночника какого-то индивида, то можно установить параметр его индивидуального камертона, который заложен в компьютерную программу “Орфей”. Подробнее о ней можно узнать на сайте: WWW// shaping.ru

[16] Необходимо отметить, в связи с методологическими принципами сферозвуковой технологии, эффект возникновения резонанса в момент проявления тембра в звуке духового инструмента, и являет собой ощущение опоры звука. Это ощущение никак не связано напрямую только с дыханием – это явление акустическое и это необходимо уяснить и преподавателям и исполнителям.

[17] Определение «резонанса» с позиций «полиморфного резонанса» (автор – А.П. Смирнова как более полного мы приведем ниже.

[18] На современном языке «тонирование» рассматривается как «интонирование» на инструменте или голосом. Цитируется по кн.: «Сакральная Геометрия». С.186-187.

[19] Подобный подход применялся в исследованиях: N.H. Fletcher [97], Б.В. Гладкова [5] и др.

[20] А.П.Смирнов, доктор физико-математических наук, профессор, вице-президент Международного клуба ученых.

[21] Т. Ханна. Искусство не стареть /как вернуть гибкость и здоровье. // Из серии: Исцели себя сам. -СПб: Питер. 1996. –С. 71-74 (Нарушение функции, вызванные реакцией ухода); 78-81 (Влияние реакции ухода на дыхание и на работу сердца).

[22] Рамачарака. Наука о дыхании Индийских Йогов. -Петроград, 1916. Изд. третье.

[23] Имеется в виду уход из жизни, причиной которой является синдром старения.

[24] Формированию навыков исполнительского дыхания (во взаимодействии с губным аппаратом) в процессе освоения духовых инструментов посвящены работы В.Н. Говора [9,10,13,20,25.26], а также в работе автора: Об исполнительском дыхании при игре на трубе. //Проблемы музыкальной педагогики и музыкознания. ДВГУ. 1986. -С.: 18-24.

[25] Сфера – Сферодинамическое понятие, соответствующее одному из слоев системы равных концентрических объемов - СРКО (см. Б.В. Гладков [5,7,8]). В данном пособии С. используется в качестве показателя определенного объема осваиваемого учащимся на основе специальных алгоритмов технологии СТОДИ (см. В.Н. Говор [26])

[26] Для большей эффективности и сокращения времени на освоение СТОДИ целесообразно совместить настройку дыхательной системы с настройкой (формированием постановки) губного аппарата: в произвольном губном базинге и «Базинговом сольфеджио» (подробнее см. В.Н. Говор [24,25,26].

[27] Непременным условием для достижения подобной позиции (сохранения расширенного положения нижней части грудной клетки) является мысленная установка “удержание палочки” на ключичной части грудной клетки – мышцы этой части анатомически связаны с межреберными мышцами грудной клетки.

[28] Этот прием сродни приему, используемому в «Лечебной системе дыхания» Н.А. Стрельниковой (см. О методе Н.А Стрельниковой в Интеренете).

[29] Индийские йоги доводят число подобных циклов (вдохов-выдохов) от 80 и более в минуту (см.. Рамачарака. Наука о дыхании Индийских Йогов. -Петроград, 1916. Изд. третье.

 

[30] По мнению О.Ф. Сеффери как в возрасте 5-6 лет, а также ученикам, начинающим обучение пению с 17 лет (имеется в виду - девушки), а также в классе духовых инструментов с 8-9 лет.



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 412;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.037 сек.