Русская философия XIX – нач. XX века.

ОСОБЕННОСТИ:

Важнейший элемент в самосознании россиян, как любое крупное явление она самобытна.

Занимала почётное место в первобытной культуре. Многие традиции, вошедшие в русскую философию, оформились ещё в допетровские времена.

В начале русской философии. Как древнее и средневековое любомудрие было представлена именами Илларион, М.Грек, С Полоцкий.

В петровскую эпоху: Ф. Протопович.

Философские идеи – этический, эстетический характер, т.е. они были направлены на научение человека добродетельной жизни. Преобладал интерес к человеческой душе и общественно-политической проблематике.

Русских философов волновали человек, его судьба как судьба России, проблема смысла и цель истории.

Россия воспринималась русскими мыслителями, как явление особое, неповторимое. Особа её роль в истории.

Мысль: Россия должна спасти Европу от морального оскуднения.

Со временем становится характерным: поиски целостности, синтетического единства всех сторон реальной жизни + проявление человеческого духа, вера в особую миссию церкви, поиски нового религиозного сознания.

Вся русская культура в особенности литература тяготеет к философской проблематике.

Западники – путь России аналогичен Европейскому.

Славянофилы – у России свой путь отличный от Европы.

ФИЛОСОФИЯ А.И ГЕРЦЕНА

А.И.Герцен один из первых в истории России предпринял попытку корректически переработать работу Гегеля, освободиться от идеализма, соединить с материализмом.

Эта попытка выражена в «Дилетантизм науки» (1843-1845г.), «Письма об изучении природы»

Стремился сделать материализм философски логичным, понимая под логикой диалектику, которая нашла наиболее полную разработку в трудах Гегеля.

Из философии Гегеля он берёт всё самое ценное, прогрессивное в его понимании – это идея о развитии.

Герцен первым обнаруживает противоречие между прогрессивным методом консервативной философии Гегеля. Критикует Гегеля зато что он подавляет природу логикой. По мнения Герцена под логикой следует понимать отражение в человеческой голове общих связей и закономерностей в природе.

Герцен рассматривает законы и формы мышления как отражение законов действительности, как осознание законов бытия.

Человек не навязывает своего разума природе, а лишь сознаёт то, что есть в ней. Человек часть природы и относительно противоположен ей.

У Герцена имеются догадки о роли познания – мотивов человеческой деятельности. Мышление без действий мечта. Отводит большую роль технике, идеи природы.

Плодотворные идеи Герцена в вопросе о единстве конкретных наук и о философии.

Философия как метод как мировоззрение ничто если она не опирается на данные конкретных наук, но и наука в свою очередь не может обойтись без философского метода без логики.

Природа на каждом шагу учит нас понимать противоположность в сочетаниях (единство и борьба противоположностей)

Бесконечное не отделено от конечного, вечное от вселенного, единство от многообразия.

ИСТИНА- единство противоположных сторон, которые нельзя отделить друг от друга.

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ

Решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого независима от нашей воли, но не менее важно и развитие природы.

Следовательно, история – объективный процесс.

Свои надежды на преобразование общественных отношений Герцен связывал с крестьянской общиной, т.к. считал её основной ячейкой будущего социалистического общества в России.






Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1026; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2019 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.005 сек.