Философия Эриха Фромма
В отличие от коллективного бессознательного Э. Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое является общим для большинства членов общества.
Социальный характер – совокупность черт характера, общее для большинства каких –либо социальных групп, возник на основе общих переживаний и общего образа жизни. В зависимости от типа общества Фромм выделил четыре типа социального характера:
- пассивный
- накопительский
- эксплуататорский (характерный для капитализма)
- рыночный (господствует в современном западном обществе)
Фромм подвергает резкой критике капиталистическое общество, где условия существования человечества не совместимы с человеческой природой. Он выделил тенденцию «иметь тенденцию на приобретение и накопительство. Противопоставляет ей тенденцию «быть» - тенденцию к свободе и независимости. Ориентация на бытие характерна для общества, которое он называет демократическим гуманным социализмом.
Философия экзистенциализма
Это философия существования, одно из главных направлений философии XX века:
Ницше, Кьеркегор.
Германия – Хайдеггер, Карл Ясперс
Франция - Альберт Камю, Жан-Поль Сартр
Оказали большое влияние на художественную литературу, театр, кино. Некоторые философы выступали с успехом в качестве драматургов.
Общие черты:
1. Философия особого рода, она подчёркнуто не претендовала на научность и общезначимость, отрицала возможность создания целостного научного мировоззрения.
2. Является человеческой, его сосуществование, бытие – предмет экзистенциалистической философии. Вслед за Достоевским утверждали, что человек – тайна, и философия должна заниматься не проблемами, а тайнами. Она не даёт решения каких-либо конкретных вопросов, а наоборот ведёт свои поиски в сфере эмоций и переживаний.
3. Это философия ярко выраженного иррационализма. По мнению экзистенциалистов в ряде вопросов наука бывает не только беспомощной, а иногда и вредной. Истина – есть зло, она делает более тяжёлым человеческое существование, а вот мифы и иллюзия напротив помогают человеку жить. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше человек знает, тем больше оказывается непознанного вокруг него. Незнание – есть предпосылка свободы, следовательно, чем меньше человек знает, тем он свободней.
4. Универсальной категорией для философов этого направления является категория существования. Под этим понимают переживание субъектов своего бытия в мире.
Экзистенция предшествует эссенции (существование предшествует сущности)
Любой человек – это проект, он должен конструировать себя всю свою жизнь.
5. О разбитом бессмысленном бытии мира, который предвкушает страх и отчаяние. Попытка опереться на внешний мир опасна и бессмысленна, надо искать в воле Бога. Общество враждебно индивиду, оно игнорирует личность, превращая её в винтик, стандартную деталь, не имеющую своего лица.
6. Во многих высказываниях экзистенциалистов проглядывается индивидуализм. В пьесе Ж.. П. Сака «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад. Ад представляет собой дешёвую комнату в дешёвой гостинице, которая имеет три особенности:
- горит яркий свет
- нет зеркала
- невозможно остаться одному
Нет нужды в жаровне, ад – это др. отрицание заявляет один из грешников.
7 Концепция свободы и пограничной ситуации. Суть: жизнь бессмысленна, абсурдна, человек от существования испытывает страх, отвращение, поэтому он стремится к небытию, к смерти, как к высшей свободе. Только бытие свободное для смерти, даёт существованию цель и проводит экзистенцию к её завершению. Как полагал А. Камю существует один только единственный вопрос – вопрос о самоубийстве. Суть – жизнь стоит или не стоит того, чтобы жить. Если человек отвечает на этот вопрос, значит он отвечает на основной вопрос философии. На пути к смерти, человек попадает в пограничную ситуацию, вступив в неё человек приобретает высшую свободу и умирает, что для экзистенциалистов одно и тоже.
Более привлекательно выглядит позиция Сартер. Хотя он и разделяет пессимистическую установку, считал, что история любой жизни - есть поражение жизни. Однако он отмечал, что человек несёт ответственность на протяжении всей жизни и для него нет никакого алиби, т.е. человек не загнан кем-то, а проектирует себя, выбирая различные возможности. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах, он ответственный за мир и самого себя, как за определённый способ бытия – например война – если я не организовываю войну, это не значит, что я не виноват. Поскольку я мог отклониться от войны, например, стать дезертиром. Раз я этого не сделал, значит, стал соучастником. Вывод: философия экзистенциализма – глубокое выражение кризиса цивилизации XX века, в том числе экзистенциализм вскрыл абсурдность существования человека в современном мире. В центре внимания оказывается человек, не познающий и преобразующий мир, а человек страдающий и одинокий. Была предпринята попытка позитивного варианта экзистенциализма, которая обрела ориентацию для здорового человеческого существования.
Философия позитивизма. Его история философии.
Это широко распространенное течение Западной философии 19-20 веков, которая включает в себя следующие направления философии:
Позитивизм Огюста Конта;
Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса
Неопозитивизм и его школы (логический атомизм, аналитическая философия)
Впервые термин «позитивизм» ввел в научный оборот О. Конт. Этот философ выступил с идеей о неспособности традиционной философии дать ответ на поставленные в науки вопросы. Эта идея основывается на учении О. Конта «О 3-ёх стадиях познания».
1. Теологическая (господство религии, объяснение мира через деятельность фантастических существ)
2. Метафизическая (господство философии объясняющий природу абстрактными сущностями и причинами)
3. Позитивная (отказ от теологии и метафизики, господство положительных навыков, научное объяснение мира).
Он считает, что все положительные знания могут быть получены эмпирическими науками, опирающимися на опыт, поэтому философия с её претензиями на исследование реальности не имеет своего предмета, её задача ограничивается результатом обобщения специальных наук.
- Во второй половине 19 века позитивизм становится влиятельным учением, появляется его вторая функция, которая связана с методологическим кризисом в физике. Был совершен круг открытий (электрон, радиоактивность), которые привели к крушению старых представлений о материи.
- Представители второго позитивизма Э.Мах и Р.Авенариус, в отличии от позитивизма О.Конта отходят от эмпирического материализма и разрабатывают принцип экономии мышления. Суть: освободить знания от метафизических учений, т.к. понятия движение, пространство, время рассматривается ими как продукты мышления, которые не имеют смысла помимо человеческого, а следовательно и объективного содержания.
- Сформировавшееся в 20-х го 20 века в Европе учение неопозитивизма, получило широкое распространение в США в 40-50-е годы. Б.Рассел и Л.Витгенштейн. Эти философы пришли к выводу: метод логического анализа, применяемый в математике, может быть привлечен к решению философских проблем. Логика была провозглашена сутью философии, раскалываясь философские проблемы сами сводят себя к логике. Рассвет неопозитивизма относится к 50-60-ым годам 20 века, понятие неопозитивизма стало вытесняться аналитической философией, которая включает в себя самые разнообразные школы позитивизма. К аналитической философии относятся постпозитивизм. Под этим понимаются различные концепции, которые возникли после неопозитивизма, сохранили с ним тесную связь, но также выступили с критикой некоторых её положений. Использование постпозитивизма перемещается с анализа языка науки к вопросу возникновения и развития научных теорий К.Поппер и Т.Кун
«Структура научных революций» вводит понятие парадигма – принятая научным сообществом набор инструментов, приёмов и правил, используя которые мы можем эффективно решать те или иные теоретические или практические задачи.
Этапы: спокойный – научные знания развиваются в этот период по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки.
Под влиянием аномалий или проб, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы происходит научная революция в ходе, которой формируются новые конкретизирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду, к спокойной науке.
2 семестр
Фундаментальные проблемы философии.
Структура философского знания:
1.Онтология – учение о бытии, о сущем.
2.Гносеология – учение о познании ( рационализм, сенсуализм)
3.Аксеология – учение о ценностях
4.Проксиология – социальная философия.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 3893;