Экономическое время и экономические законы. Значение рефлексивности
Под экономическими законами понимают объективные, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими феноменами, характеризующие как их количественные, так и качественные показатели. В связи с этим экономический закон также иногда называют мерой процесса.
Говоря об объективности экономических законов, исследователи обычно подчеркивают, что указанные связи действуют независимо от воли и сознания людей, также, скажем, как и законы физики. Тем не менее, в экономической литературе можно встретить точку зрения, что экономические законы действуют как тенденции. Другими словами, в большинстве случаев ранее выявленные причинно-следственные связи имеют место, но нередки случаи, когда они «нарушаются». Поэтому, по мнению многих исследователей, законы общества следует отличать от законов природы.
Реальная проблема заключается в том, что экономические феномены реализуются в экономическом времени, в то время как мы наблюдаем за ними во времени календарном. Между принятием хозяйственным субъектом решения и наступлением последствия такого решения может пройти немало времени, в течение которого тот же хозяйственный субъект может предпринять действия, полностью противоположные первоначальному замыслу. Таким образом, конечный результат может оказаться неожиданным: два разнонаправленных процесса наложились друг на друга в календарном времени, что и привело к наблюдаемому якобы «нарушению» экономических законов.
Большинство сигналов распространяется в экономике не мгновенно, но с некоторым лагом. Вдобавок специфику экономического времени предопределяет еще и то обстоятельство, что разнонаправленность экономических процессов здесь правило, а не исключение.
Рис. 14.1. Циклы потребления – производства по Я. Ферианцу
Как показал словацкий экономист Я. Ферианц, в экономике постоянно чередуются фазы производства – потребления, образующие экономический цикл. Если производство равно потреблению, синусоида постоянна; если производство меньше потребления, она может все глубже уйти в отрицательную область, что в конечном счете приведет к «проеданию» богатства. Такой экономический феномен, как кредит, может позволить выйти в положительную область (прирост богатства), однако если в момент возврата кредита экономика еще не будет нормально функционировать, то можно оказаться в долгах, причем таких, что производство не сможет покрыть даже выплату процентов по долгу. Напротив, рост производительности труда «вытягивает» синусоиду вверх и увеличивает частоту колебаний.
Однако у экономических процессов есть и ещё одна особенность по сравнению с природными. Анализ двух основных сил, действующих на рынке – спроса и предложения – исходит из того, что они являются заданными. Именно в силу этого они определяют цены на рынке. Однако изменяющиеся цены оказывают влияние на участников операций. Последние пытаются предвидеть дальнейший рост или снижение цен и принимают решения на основе ожиданий, что приводит к постоянным однонаправленным отклонениям от равновесия. Как указывает Дж. Сорос: «Взаимосвязь между мышлением участников и ситуацией, в которой они участвуют, может быть разбита на две функциональные зависимости. Я буду называть усилия участников по пониманию ситуации когнитивной или пассивной функцией, а воздействие их умозаключений на ситуацию в реальном мире – воздействующей или активной функцией. В когнитивной функции восприятия участников зависят от ситуации; в воздействующей функции восприятия участников влияют на ситуацию. Можно видеть, что эти две функции работают в противоположных направлениях: в когнитивной функции независимой переменной является ситуация; в воздействующей функции таковой является мышление участников…
В том случае, когда обе функции работают одновременно, они интерферируют друг с другом. Для получения детерминированного результата функция должна иметь независимую переменную, но в нашем случае независимая переменная одной функции является зависимой переменной другой. Вместо детерминированного результата мы имеем взаимодействие, в котором как ситуация, так и взгляды участников являются зависимыми переменными, и первичное изменения ускоряет наступление дальнейших изменений как в самой ситуации, так и во взглядах участников. Я (Дж. Сорос – ПО) называю это взаимодействие «рефлексивностью», используя слово, которое французы употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают. Используя простейшую математику, можно представить рефлексивность как пару рекурсивных функций:
…Две рекурсивные функции ведут не к равновесию, а к никогда не заканчивающемуся процессу изменений. Процесс этот коренным образом отличен от процессов, изучаемых естественными науками, где одна совокупность фактов следует за другой безо всякого вмешательства со стороны процесса мышления или восприятия… В том случае, когда в ситуации действуют мыслящие участники, последовательность событий не ведёт напрямую от одного набора фактов к другому; вместо этого она перекрёстным образом, наподобие шнурка от ботинок, соединяет факты с их восприятиями, а восприятия с фактами. Таким образом, концепция рефлексивности предлагает шнурочную теорию исторического процесса»[61].
Дж. Сорос иллюстрирует своё представление о рефлексивности на финансовом рынке с помощью схемы, изображённой на Рис. 14.2:
Рис. 14.2. Рефлексивность на фондовом рынке
«Сначала признание основного тренда запаздывает, но тренд достаточно силён для того, чтобы проявлять себя в чистой прибыли на акцию (АВ). Когда основной тренд наконец осознаётся, он усиливается возрастающими ожиданиями (ВС). Возникают сомнения, но тренд продолжает действовать. Или же тренд пропадает, но затем вновь восстанавливается. Такое испытание может повторяться несколько раз, но здесь показан только один такой момент (CD). В конце концов убеждённость крепнет и её не может поколебать даже некоторое замедление роста чистой прибыли на акцию (DE). Ожидания становятся слишком завышенными и не поддерживаются реальностью (EF). Предпочтение как таковое осознаётся, и ожидания понижаются (FG). Котировки теряют свою последнюю опору, и происходит их обвал (G). Основной тренд сменяется на противоположный, усиливая падение (GH). В конце концов пессимизм преодолевается и рынок стабилизируется (HI)»[62].
Сорос утверждает, что на рынке всегда присутствуют предпочтения того или иного направления ,и рынок может воздействовать на ход предвосхищаемых им событий. Таким образом, участники экономических процессов, осознавая эти процессы, изменяют их.
И рефлексивность, и «экономическое время» приводят к тому, что понятие «закона» в экономике становится весьма неопределённым. Фактически «законы» действуют только в нормативных моделях. Вопрос их соотнесения с действительностью остаётся открытым.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2261;