Вытинанка как традиционный вид обработки бумаги


История развития

Вытинанка – один из древнейших видов ДПИ, который возник в Китае благодаря изобретению бумаги. Технология изготовления бумаги с течением времени стала известной и в другиз странах: сначала соседних – Японии, Корее, Индонезии, а потом и в дальних - Персия, Турция, страны Европы. В Европе было распространено силуэтное вырезание (в частности портреты), в Латинской Америке – сюжетное вырезание и т.д.

Самая древняя бумага, которая известна на территории Беларуси датируется ХIV веком – это письма Витовта Великого, князя древне белорусской державы. Первое предприятие по производству бумаги (паперня) появилось в ХVI веке в Вильно, тогдашней столице Великого княжества. В ХVІІ в. (1601 г.) в Сморгони имелась бумажная фабрика. О существовании таких мастерских в других сместах нашей страны говорят названия деревень: Паперня. С XVI века стала распространяться в среде знати силуэтная вырезка (черно-белые реалистичные изображения людей, природных мотивов, бытовых сцен)

Возможно первая вытинанака на территории ВКЛ, а затем Речи Посполитой была бумажная кустодия (украшение для защиты восковых и сургучных печатей на документах). Кустодии имели форму ромба или розетки. Кусочек бумаги складывался в 4 раза и по краю вырезался фигурными вырезками разной формы. Кустодии существовали с конца 16 до начала 19 века. Потом они исчезают и в первой половине 19 века появляются в интерьере жилья Польши, Украины, Беларуси иносят одинаковове название “вытинанка”.

Бумага стала доступной и вошла в народную среду. Ею украшали стены хаты, окна, мебель, образа и др. Вырезали фиранки, рушники, салфетки. карунки (ленты), головные уборы, калядные зорки, абажуры для ламп. С по­мощью ножниц и бумаги стали украшать интерьеры домов. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных сал­феток тоже покрывали вытинанками. По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены изб. С появлением в деревне глянцевой бумаги вытинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями-вытинанками из кожи, с которыми мог­ли быть связаны по технике выполнения бумажные вытинанки.

В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, кото­рую небогатые мещанки надевали на Масленицу

Бумажные узоры были с образами “дерева жизни”, “женской доли”, цветов, птиц и др. брались из ткачества, вышивки, керамики, резьбы и неси символический смысл, но с течением времени он утратился. Сейчас существуют современные названия "звездочки", "солнышко", "цветы", "снежинки", "вазон", " птицы "," петушки "и др..

Шло время. вытиинанки вытесняись фабричными товарами и искусство призодило в упадок. Новое “дыхание” наблюдается вопервой половине 20 века (послевоенное время). но потом почти полностью исчезает.

Во второй половине 20 века в 90-е гг.национальнро-культурное возрождение вызвало пробуждение интереса к народному художественному наследию.

Сущность и особенности белорусской вытинанки

Вытинанка (“выцінанка”, “выразанка”, “выразка”, “выстрыганка”, “выбіванка”) – вид народного декоративно-прикладного искусства, ажурный узор, вырезанный из чёрной, белой или цветной бумаги; а также техника традиционного вырезания из бумаги.

Само слово «вытинанка» произошло от белорусского «выцинаць» — «тщательно вырезать».

В каждой местности вытинанка приобретала стилистические и содержательные особенности, присущие мировосприятию людей, живших здесь. В белорусской вытинанке сформировались тенденции, которые можно описать следующим образом:

- принцип многоразового складывания (это значит, что лист бумаги многократно, в разных направлениях и под разным углом складывается для того, чтобы получились определенные прорези);

- создание изображения из прорезей простых геометрических форм (т.е. даже самое сложное изображение комбинируется из набора разнообразных по своей форме треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полумесяцев, миндалевидных лепестков и т.д.);

- относительная монохромность (используется обычно, не считая фона, один, два, максимум три цвета бумаги, иногда используется фольга золотая или серебряная);

- симметричность изображения (как следствие многоразовых складываний); виды симметрии: линейная, зеркальная, центрическая;

- декоративность (что обусловлено стилизацией, необходимой при обобщении формы (см. второй принцип) и симметричностью (предыдущий принцип)).

От аппликации её отличает то, что всё изображение - это цельный кусок бумаги. Если не наклеенную вытинанку поднять за один уголок, она поднимется вся целиком, и будет напоминать связанную крючком салфетку.

Современная белорусская вытинанка характерна своей богатой и разнообразной тематикой, техникой исполнения, оригинальными дизайнерскими решениями, но при этом всегда ориентируется на народные традиционные мотивы.

Узоры и элементы вытинанки

узоры для вытинанок: геометрические,

растительные,

животный мир(зооморфный)

На начальном этапе освоения вы­тинанки обычно используют геометрические узоры, поскольку они самые простые, состоят из различных геометрических фигур. Процесс создания бумажного ажура усложняют растительными узорами: листьями, травин­ками, цветами, ягодами и т. д. Зооморфные узоры — самые сложные в создании сюжета бумажной композиции (нередко новички добавляют их к узорам с помощью шаблонов); изображают представителей живот­ного мира. Умелое сочетание всех видов узоров в одной работе позволя­ет добиться в изображении легкости и целостности.

Виды вытинанок: симметричные,

раппортные,

розетковые.

Симметричная вытинанка — одна ось симметрии, ко­торая получается при складывании листа бумаги пополам. Поэтому рисуя карандашом на бумаге сюжет, нужно учитывать симме­тричность изображения на развернутом листе: детали композиции долж­ны быть связаны между собой, чтобы при вырезании узоров ножницами работа не развалилась.

Раппортная вытинанка – вырезанная из сложенной гармошкой полосы

Розетковая вытинанка – вырезается из сложенной в несколько раз относительно центра симметричной бумажной фигуры

Симметрия центрическая (радиальная), зеркальная (осевая) и линейная (рапортная). Каждый вид симметрии отражает древнейшие формы человеческого мышления. Так центрическая – восприятие космоса, где центр – это человек, окружность – это его вселенная, цикличность природных явлений, круговорот. Широко распространенный мотив «снежинки», розетки, мандалы Зеркальная – дуализм мира, разделение на день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту. «Вазон» в ткачестве и вышивке в вытинанке преобразился в Древо жизни (или Мировое древо), Это один из самых излюбленных мотивов вытинанщиков. Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности, где один – два – три, а дальше уже много. Она перешла в вытинанку в большей степени из ткачества и очень широко используется в её фрагментах

Основные виды прорезей:

Зубчик, стрелочка, чешуйки, простые геом.фигуры, криволинейные произвольные фигуры

Материалы и инструменты

Бумага – должна быть тонкая, гладкая, плотная (не рыхлая)

Ножницы – разной величины, с прямыми и фигурными лезвиями

Нож канцелярский, подрезная доска

Оформление вытинанки

Вырезанные ажурные узоры обычно наклеи­вают на основу (ткань, картон, бумагу) при помощи клея, содержащего минимальное количество влаги, иначе бумага деформируется. Лучше всего подходит клеящий карандаш. Обычно сначала фиксируется цен­тральная линия вытинанки (линия сгиба). Затем постепенно, параллель­но центральной линии, клеем смазывают участки бумаги и аккуратно приклеивают их к основе с одной стороны линии сгиба, а затем то же выполняют с другой стороны.

 

Квиллинг

История квиллинга

Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV — начале XV века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX — дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — она не развалится и не сломается.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Сущность технологии

Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Инструменты и материалы для квиллинга

Для квиллинга используется бумага различной плотности (от 116 до 160гр./кв.м), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга (разноцветные микс и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в процессе работы полоски для квиллинга разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

Специальные полоски для квиллинга могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, черные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая)

Инструментами для квиллинга могут быть специальные приспособления (QuillingStick) с деревянной, пластиковой или металлической ручкой и тонкой "вилочкой" на конце. В такую "вилочку" удобно вставлять полоску бумаги и постепенно её закручивать в ролл, поворачивая ручку. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь.

При желании можно сделать простейший инструмент из круглой деревянной палочки длиной 10 см и гобеленовой иглы с большим ушком. Воткните острие иглы в торец палочки и "откусите" кусачками кончик ушка, чтобы осталась щель.

Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Также, хорошо получается накручивание на зубочистку.

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

К инструментам для квиллинга относят также: линейки с кругами для создания одинаковых элементов, машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для гофрирования бумаги (состоит из двух шестеренок, между которыми пропускается полоска бумаги для квиллинга), машинки для нарезания полосок из листа бумаги.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш. Источник

Технология квиллинга

Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Виды Квиллинга

Есть четыре вида квиллинга:

Простой квиллинг – в основе составляющих деталей рисунка лежит свернутая в виде спирали полоска из бумаги. Этот вид квиллинга самый доступный и подходит для начинающих.

Филигранный квиллинг – при выполнении узора бумажные спирали не закрепляются с помощью клея после закрытия основной фигуры. Эта техника применяется чаще всего для изготовления цветов и изделий в стиле хохломы.

Петельный квиллинг – в основе каждого составляющего элемента узора лежат петли.

Объемный квиллинг – самая сложная техника квиллинга, когда из бумаги создаются не плоские, а объемные объекты.

 

Основные элементы (базовые формы) квиллинга

Резаные формы

Бахрома делается путем надрезов на ленте. Чаще всего бахрома используется для создания цветков. Для этого ленту с бахромой сначала скручивают в тугую спираль, а потом расправляют бахрому:

Двойная бахрома Чтобы сделать ее, просто дважды протащите полоску бумаги через специальный резак, и у вас получится более густая и тонко нарезанная бахрома. Бумага должна быть качественной, тонкую бумагу вам не удастся нарезать во второй раз.

Закрытые формы:

Капля Сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли.

Свободная спираль Скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

Изогнутая капля Сделайте каплю и загните ее уголок.

Стрелка Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друт другу - получится стрелка

Полукруг Сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая - закругленной

Глаз Сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза

Ромб Сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба.

Лист Сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны.

Треугольник Сделайте свободную спираль, и сожмите се в трех местах, чтобы получился треугольник.

Полумесяц Сделайте свободную спираль, сожмите два угла и загните заготовку в виде полумесяца.

Конус Закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы.

Птичья лапка Сделайте свободную спираль, сожмите треугольник. Загните два утла в направлении третьего и сильно прижмите.

Звезда Сделайте свободную спираль, зажмите пять уголков с равными интервалами, чтобы получилась звезда.

Открытые формы:

·«Сердечко». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки внутрь.

·«Рожки». Согните полоску в середине. Закрутите обе половинки наружу.

·«Завиток». Слегка наметьте середину полоски, не делая складку. Закрутите концы к середине, но в разные стороны.

·«Веточка». Согните полоску в соотношении 1 : 2. Закрутите концы в одну сторону.

Бумажная пластика

Все виды бумажного творчества переплетены между собой: оригами, киригами, квиллинг, бумажная пластика, скрапбукинг. Они вбирают в себя общие идеи, правила складывания и формы работы с бумагой.

Бумажная пластика позволяет создать из плоского листа бумаги объемные заготовки, благодаря намеченный линиям, нанесенным специальными инструментами (бульки, палочки для тиснения бумаги и т.п). При помощи двухстороннего скотча вырезанные детали прикрепляются одна на другую, создавая объем.

Способы получения объемной формы из бумаги

Смятый лист бумаги (комканье).

Смятый лист бумаги превращается в объемную форму .Он напоминает нам нагромождение скал – мы видим среди складок и изгибов ровные поверхности – грани, которые как раз и являются существенным компонентом скульптуры и архитектуры.

Изгибание бумаги.

Этот способ не нарушает структуру бумаги ( мы не рвем, не сгибаем, не режем ее), но в то же время позволяет выявить и эффектно продемонстрировать все пластические возможности бумажного листа.

Сгибание и гофрирование.

Очень похоже на комканье, потому что объем опять создается за счет граней. Но в данном случае складки и изгибы подчинены не воле случая, а воле художника, он сам решает – где и когда их сделать.

Разрезывание и разрывание.

Чтобы разрушить ровную поверхность листа , ее можно прорезать, прорвать или проткнуть. Это придаст поверхности иной вид: она станет разнообразней,на ней будут отверстия с рваными краями, , отогнутыми под разным углом ,которые при освещении отбрасывают эффектные тени.

Скручивание.

Спираль, получаемая при скручивании бумаги удивительна тем, что превращается в руках художника в детали самых разнообразных форм и позволяет соединять их в оригинальные ажурные объемные композиции .

Все эти приемы работы с бумагой стали основой для искусства моделирования бумажных художественных композиций и на плоскости и для создания трехмерных скульптур. Искусство бумажного творчества получило единое название - БУМАГОПЛАСТИКА. Бумажная скульптура или объемное конструирование. «Пластика» от греческого «лепить», потому что по виду творчества она больше других техник похожа на скульптуруи позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой, с одним только отличием – в бумажной пластике все изделия внутри пусты, создаются только оболочки персонажей.



Дата добавления: 2019-02-08; просмотров: 3756;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.035 сек.