Этнические отношения. Этническое сознание народа Украины.
Этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и развития. По критериям конфликтности можно выделить несколько типичных форм этнических отношений:
- уравновешенные бесконфликтные отношения – бесконфликтное существование рядом плечом к плечу разных этнических групп (идеальный тип);
- отношения с элементами внутреннего напряжения – такие отношения характерны для Украины. В целом украинское общество характеризуется толерантным состоянием межэтнических отношений, хотя внутреннее напряжение сохраняется. В больших полиэтнических странах всегда находятся скрытые конфликты или причины, которые их могут провоцировать;
- ситуация открытой эскалации конфликта – открытое противостояние этнических групп. Суть его в поэтапном обострении конфликта, который может достигнуть вооруженной борьбы, погромов. Такая эскалация имеет несколько характерных фаз: 1) инцидент; 2) мобилизация этнических групп; 3) открытые враждебные действия 4) кульминация борьбы; 5) снижение уровня противостояния – консервирование и остановка.
- институализированные формы этнического насилия – несправедливые, насильственные отношения в сфере взаимодействия этнических групп (принудительная ассимиляция, апартеид, сегрегация); государственная поддержка дискриминации (неравенства между этническими группами). Дискриминация имеет разные формы: ограничение определенных видов деятельности, запрет на приобретение земли, расселение в тех или иных районах, поклонение своим богам и т.п.,
- этническая чистка, геноцид – систематическое разрушение культуры народа и физическое уничтожение этнической группы.
Современные тенденции развития межнациональных отношений:
1. Стремление этносов к политической независимости, создание независимых государств.
2. Сближение различных этносов, ломка межэтнических перегородок.
Национально-этнические конфликты – это конфликты, связанные с борьбой за права и интересы этнических групп.
Типология этнических конфликтов:
1. Культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации.
2. Социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами.
3. Статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению политического статуса и объема властных полномочий определенной автономной этнотерриториальной структуры.
4. Территориальные.
5. Сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним государством.
Исходя из особенностей противостоящих сторон, выделяют:
- горизонтальные конфликты между этнические группами (осетино-ингушский);
- вертикальные конфликты между этнической группой и государством (чеченский).
Для актуализации конфликтов нужны конфликтная ситуация и конфликтные люди (группы). Конфликтные люди – это стремящиеся к власти и собственности силы, которые используют стихийную неудовлетворенность, подогревают ее, выставляя себя защитниками нации.
Обстоятельства, необходимые для урегулирования конфликтов (по Дарендорфу):
Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из конфликтных сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, за оппонентами признать само право на их существование.
Во-вторых, определенная степень организованности сторон: чем более они организованы, тем легче достичь договоренности и добиться исполнения условий договора.
В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей, т.е. обеспечивать баланс интересов. Эта предпосылка фактически во всех этнических конфликтах отсутствует.
Пути разрешения конфликтов:
1) устранение сверхцентрализации;
2) разработка общей концепции переустройства всей системы межнациональных отношений, основанной на равноправии, балансе интересов, диалоге;
3) развитие экономических связей;
4) создание в районах с обозначившимся напряжением в межнациональных отношениях общественных структур типа круглого стола, антиконфликтных комиссий, формирование института посредников;
5) развитие прогнозирования, направленного на принятие незамедлительных мер по предупреждению, локализации или скорейшему, с наименьшими потерями, разрешению.
3. Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире.
Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во второй половине 20-го ст.; обозначает социальный пол в отличие от понятия «биологический пол» (в англ. - sех), вбирающего в себя собственно биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические, генетические, физиологические).
Гендер – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами общественной жизни. В современном обществознании принято употреблять прилагательное половой лишь в том случае, если мы хотим подчеркнуть биологические различия между женщинами и мужчинами (половая конституция). Во всех других случаях корректным считается употребление прилагательного гендерный (гендерные роли, гендерное неравенство, гендерная социализация и т.д.).
Гендер как социальный феномен проявляется на двух уровнях:
1. Социетальном; 2. Индивидуальном.
На социетальном уровне гендер включает в себя следующие элементы:
1. Гендерное разделение труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда между членами общества в соответствии с их полом. Так, женщинам издавна приписывалась роль хранительницы домашнего очага, мужчинам – роль добытчика. В продолжение этого разделения возникла гендерная сегрегация труда – разделение профессий на мужские и женские, причем женскими профессиями стали те, которые связаны с функциями женщины в семье (воспитательница, учительница, медсестра, социальный работник и т.д.).
2. Гендерные идеалы – устоявшиеся в обществе представления о том, какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина. Наиболее распространенными гендерными идеалами являются идеалы феминности и маскулинности.
Феминность –модель поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью и т.д.
Маскулинность – модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола, которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью, рациональностью, эмоциональной сдержанностью.
С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению,ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры. Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro - мужчина, gynе - женщина).Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления.
3. Гендерные биологические сценарии поведения – нормативные образцы сексуального желания и сексуального поведения, предписываемые в зависимости от биологического пола. В украинском обществе в качестве нормы рассматриваются гетеросексуальные контакты.
4. Гендерный социальный контроль – формальное или неформальное одобрение и вознаграждение поведения, соответствующего полу, и социальная изоляция, презрение и медицинское лечение не соответствующего полу поведения.
5. Гендерная идеология – система идей, оправдывающая существование в обществе гендерного неравенства. В украинском обществе распространена идеология патриархата, с точки зрения которой, центром общественной жизни является мужчина, он выполняет функции управления, женщинам же присущи функции поддержки.
На индивидуальном уровне гендер надстраивается над биологическим полом индивида и включает в себя следующие компоненты:
1. Гендерная идентичность – личностное осознание и принятие своей принадлежности к определенному полу.
2. Гендерная личность – интернализованные (то есть включенные во внутреннюю структуру личности) модели поведения, чувств и эмоций, служащие укреплению семейных структур и института материнства и отцовства.
3. Гендерный брачный и репродуктивный статус – исполнение или отказ от супружества, деторождения, родственных ролей.
4. Гендерная презентация – демонстрация себя как индивида, принадлежащего к определенному полу, посредством одежды, косметики, украшений и других символов.
Общество ожидает гармоничности и согласованности между биологическим полом индивида и четырьмя компонентами гендера, т.е. ожидается, что индивид, имеющий мужские гениталии, ощущает себя мужчиной, одевается в мужскую одежду, ведет себя в соответствии с идеалом маскулинности, выполняет роли мужа и отца. Но жизнь гораздо разнообразнее. Встречаются ситуации, когда гендерная идентичность не соответствует биологическому полу человека, или когда мужчина демонстрирует феминные модели поведения, а женщина – маскулинные. Гендерный подход стоит на позициях толерантного отношения ко всем возможным сочетаниям гендерных компонентов.
Устоявшиеся в обществе гендерные роли накладывают серьезные ограничения на поведение женщин и мужчин.
Ограничения, накладываемые мужской гендерной ролью:
– Норма успешности – норма, в соответствии с которой социальная ценность мужчины определяется величиной его доходов и успешностью карьеры. С этой нормой связан целый ряд ограничений: 1) большинство мужчин не могут соответствовать ей на 100 %, в результате чего испытывают чувство собственной неполноценности; 2) большинство мужчин сталкиваются с проблемами самоактуализации, так как они вынуждены выбирать род деятельности, опираясь не на собственные способности и склонности, а на доход, который может принести данный род деятельности; 3) вследствие того, что мужчины много времени посвящают зарабатыванию денег, страдает исполнение ими родительских функций.
– Норма антиженственности – норма, согласно которой мужчине следует избегать женских занятий и моделей поведения. Попытка соответствовать данной норме приводит к фемифобии – страху показаться женственным.
– Норма твердости (эмоциональной, умственной и физической) – норма, в соответствие с которой мужчина должен быть физически сильным, знающим и компетентным, а также способным решать свои эмоциональные проблемы без посторонней помощи. Попытка соответствовать данной норме приводит к: 1) проявлению агрессии с целью демонстрации собственной мужественности; 2) высокому уровню мужской преступности (по сравнению с женской); 3) высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний как результат постоянного сдерживания эмоций; 4) меньшей продолжительности жизни мужчин и пр.
Ограничения, накладываемые женской гендерной ролью,проявляются в следующих сферах:
1. Сфера семейной жизни:
1) большие временные затраты на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (по данным отечественных и зарубежных исследований, 70-80 % работы по дому выполняют женщины);
2) насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).
2. Сфера занятости:
1) женщины демонстрируют меньшую активность в сфере предпринимательской деятельности (среди владельцев наиболее влиятельных бизнес-структур в Украине нет ни одной женщины, среди владельцев среднего и малого бизнеса – 20 % женщин);
2) женщины чаще являются первыми кандидатами на увольнение в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;
3) женщины сосредотачиваются в так называемых «женских профессиях», которые имеют более низкий уровень оплаты;
4) заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин;
5) общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин; на высших должностях в компаниях и предприятиях в Украине 9 % женщин;
6) снижение социального статуса работающих женщин;
3. Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:
1) среди депутатов парламента женщины составляют около 8 % (в целом в мире – 18,4 %, в Швеции – 47 %, в Финляндии – 41 %);
2) в 20 веке во всем мире насчитывалось примерно 30 женщин-президентов и глав правительств;
3) среди руководителей областных советов в Украине – 3 женщины (2009 г.);
4) в Харьковском областном совете – 14 % женщин, в Харьковском городском совете – 15 % (2009 г.).
В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:
1. Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.
2. Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
3. Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.
4. Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.
Таким образом, принадлежность к биологическому полу, равно как и этничность, влияет на поведение индивида в обществе, его социальный статус, на возможности продвижения в обществе.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 351;