Взгляды на питание растений и удобрения в период от древних авторов до основания науки агрохимии в середине XIX века Ю. Либихом, Ж.Б. Буссенго и Д.Б. Лоозом


1.1. Аристотель, Феофраст, Катон, Варрон, Колумелла,

Плиний и другие мыслители античного мира о почве, ее плодородии, питании растений и удобрениях

Археологические исследования показали, что возделывание сельскохозяйственных культур начато примерно 10-12 тыс. лет назад (Коллингс, 1960, с. 18).

С появлением земледелия качественно изменилась история развития человечества. На основе практического опыта формиро­вались правила использования земли, которые не записывались, а передавались от отца к сыну. В лесных районах земли люди пере­ходили к подсечно-огневой системе земледелия. А это уже требовало знания целой системы технологических приемов: выбор участка леса, подсека, сжигание, перемешивание золы с почвой, рыхление и обработка почвы соответствующими орудиями. Возрастало значение золы как источника плодородия почвы и питания растений. Земледелие же рассматривалось как единство факторов: почва, вода, огонь, лес, металл.

Что же касается орошаемого земледелия, то в гигантских речных долинах Нила, Тигра, Евфрата, Инда за несколько тысяче­летий до нас уже существовала контролируемая ирригация земель, которая явилась главной функцией возникших здесь государственных образований. Формировались и научно-практические знания полив­ного хозяйства во всей ее сложной цепи, начиная от выбора ороша­емой территории, физических свойств почвы до получения урожая.

История орошения в Средней Азии показывает, что истоки древней ирригации здесь прослеживаются параллельно с Египтом и Двуречьем, т.е. до II тысячелетия до нашей эры. Почвы дельты Амударьи тяжелые и не отличались высоким плодородием, поэтому хорезмские земледельцы рано научились песковать их и удобрять различными отходами.

Археологические памятники на севере Индии свидетельствуют, что колыбель индийского земледелия появилась за III - II тысячи лет до нашей эры, затем центр его переместился на более плодородные аллювиальные равнины, где рано возникла переложная система земледелия, а затем и искусственное орошение.

Один из древнейших очагов земледелия находился в Восточном Китае, которому посвящены работы многих исследователей. Так, по словам В.И. Вернадского, в Китае интенсивное земледелие в доволь­но стационарной форме существовало более 4000 лет. Русский ис­следователь Н.А. Бичурин, 14 лет проживший в Пекине, писал, что задолго до нашей эры в Китае было накоплено много сведений по земледелию, и правительство, руководствуясь ежегодными наблюде­ниями за полевыми работами, назначало народу время пахоты, средства удобрения, способы посева и уборки (Крупеников, 1981, с. 20).

В Америке земледелие развивалось своим путем. Полеводство велось ручным способом, плуг отсутствовал, возделывались кукуруза, бобы, картофель, тыква, земляной орех. Существовали подсечно­огневое земледелие, посевы на естественно увлажненных почвах, на искусственных террасах, ирригация.

И.А. Крупеников пишет, что в Мексике первые свидетельства о существовании земледелия относятся к V тысячелетию до нашей эры, а на тысячу лет позднее в культуру вводится кукуруза, орошаемое земледелие достигло расцвета в I тысячелетии до н. э.

У народа майя сначала господствовала подсечно-огневая система земледелия. Субтропические почвы очень нестойкие, быстро истощались. Самые плодородные использовались подряд не более 3 -

4 лет, затем их надо было на 6-10 лет оставлять под лесом. Такой экстенсивный способ использования почвы подрывал производитель­ные силы (с. 22).

Древний период накопления опыта и знаний о земледелии был самым длительным и самым трудным.

Первые специальные сохранившиеся до нашего времени агро­номические, биологические и географические сочинения, в которых немало говорится о земле - почве, ее свойствах и плодородии, восходят к древним грекам. Хотя они порой и мифологические по форме, но отражают агрокультуру и природу Греции. Древним грекам уже были известны различия между почвами, усвоены приемы их обработки в рамках сухого земледелия средиземноморского типа.

В литературных произведениях древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) изложены наиболее значи­тельные сведения об особенностях агрономии, питании растений. Он учился у Платона в Афинах, являлся воспитателем Александра Македонского. По существу, сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Он отмечал ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. Аристотель делил растения на однолетние, многолетние, кустарники и деревья, сделал попытку описать внутреннее строение растений. Он считал, что растениям нужны четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь.

Положения Аристотеля в естествознании много веков цитиро­вались как незыблемые. Они обобщали не только богатый опыт использования почв в земледелии Греции, но и знания, почерпнутые у народов других стран, особенно Египта и Двуречья, а также собранные во время военных походов и путешествий.

Сведения о почвах Греции и их использовании приводятся в трактате «О домашнем хозяйстве» знаменитого древнегреческого историка и писателя Ксенофонта (ок. 430 - 355 гг. до н. э.). Знания о почве и тогда связывались с ее воздействием на растения.

Выдающийся исследователь растительного мира в Древней Греции Феофраст (ок. 372 - 287 гг. до н. э.) в своем сочинении «Исследования о растениях» отмечал на каких почвах какие культуры лучше высевать, как поддерживать плодородие почвы, о роли навоза и т.д. Для естествознания он наравне со своим учителем Аристотелем сыграл важную роль в развитии учения о растениях и почве. Труд Феофраста «Исследования о растениях» считается главным из самых ранних ботанических и агрономических сочинений.

Греческая агрономия была преемницей древневосточной, а сельскохозяйственные знания римлян развивались под влиянием греческой культуры и науки.

Внешние завоевания Рима, захват им Испании, Галлии, Брита­нии, Северной Африки, Греции и других стран, привели к созданию огромной и могущественной империи, расширил географический и агрономический кругозор римлян и породил необходимость и одно­временно возможность обобщения данных, накопленных в этих областях знаний.

До II в. до н. э. у римлян нет литературных сведений агрономического содержания. С 160 г. до н. э., со времени появления рукописи Катона, началась эпоха римской агрономии, которая продолжалась до начала V в. н. э. На протяжении всего этого времени римляне настойчиво интересовались почвой как главным объектом любой агрономической деятельности.

В Древнем Риме использовали различные виды органических удобрений, а также золу, гипс, известь, мергель. Высоко ценили птичий помет как эффективное и быстродействующее удобрение. Здесь также знали, что при одинаковом количестве удобрений, внесенных в плодосмене, продукции получается больше, .чем при монокультуре.

Римлянам было хорошо известно удобрительное действие люпина. Они высаживали его на склонах Везувия в качестве зеленого удобрения. При этом руководствовались лишь практическими наблюдениями.

Были попытки найти объяснение фактам, установленным на практике. Так, действие удобрений объясняли увеличением «жира» в почве, так как считали, что плодородие почвы зависит от наличия «жира» в ней.

По различным вопросам сельского хозяйства богатое наследие по тому времени оставили древние римские ученые и писатели: Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. Все они занимались земле­делием, так как этот род занятий считали самым полезным и достойным свободного гражданина.

Марк Порций Катон (старший) (234 - 149 гг. до н.э.) - государственный деятель и писатель. Из его трудов до нашего времени дошла книга «О делах деревенских», сохранился и трактат «Земледелие», в которых собраны практические советы по разным отраслям хозяйства: по обработке почвы, возделыванию виноград­ников, оливковых садов, по луговодству и животноводству. Он сделал попытку классифицировать почвы по пригодности их для вы­ращивания различных культурных растений. Катон в своих трудах дает практические советы по правильному хранению и срокам вывоза навоза на поля, рекомендации по возделыванию люпина, вики, бобов на зеленое удобрение, по лучшим срокам скашивания трав на сено, а именно, до начала созревания семян.

Катон считал, что земледелие является основой Римского государства, а труд земледельца - самый чистый, верный и не вызывает зависти. Он почтительно относился к земледельцам, о которых писал как о самых мужественных людях и дивных воинах.

Трудами Катона широко пользовались землевладельцы, они неоднократно переписывались и дошли до наших дней, являясь важными источниками по истории экономики Древнего Рима.

Наиболее успешно обобщил материалы, накопленные за следу­ющее после Катона столетие, Варрон.

Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) - писатель и ученый-энциклопедист, автор многих сочинений по истории, фило­софии, математике, большинство из которых не дошли до наших дней. По поручению Юлия Цезаря организовал в Риме публичную библиотеку. Его труд «Сельское хозяйство», состоящий из трех книг целиком сохранился. При решении вопросов земледелия Варрон большое значение придавал научному подходу. Он предлагал отказаться от общего шаблона и тщательно изучать почвы по отдель­ным районам, советовал на более жирных почвах сеять пшеницу, а на более тощих - бобы. Он писал и о зеленом удобрении, рекомендуя для этой цели взращивать и запахивать люпин. При этом отмечал, что некоторые растения следует выращивать не для получения высокого урожая в данном году, а для ожидаемого в будущем.

Варрон первый утверждает самостоятельность земледелия как науки. Он писал, что земледелие - наука необходимая и великая. Она учит нас, что на каком поле следует сеять, чтобы земля постоянно приносила самые большие урожаи. В центре земледелия он видел два главнейших звена: почва и урожай. В связи с рядом сильных неурожаев в Риме Варрон говорил о необходимости смягчения колебания урожаев и призывал дифференцировать агротехнику в зависимости от климата и почвы.

При характеристике почв Варрон широко использовал сочи­нения Феофраста, дал классификацию почв Италии. Он был активным сторонником внесения в почву навоза и первым выдвинул идею о союзе земледелия и животноводства. Для Варрона забота о плодо­родии почвы - важнейшая задача земледелия. Этой заботе была подчинена и его идея о необходимости установления севооборотов.

В начале нашей эры римская наука дошла до своих предельных высот. Знаменитый римский ученый и писатель Гай Секунд Плиний (старший) (23 - 79 гг. н.э.), один из последних римских авторов, 9 писавших по вопросам земледелия. Его «Естественная история», со­стоящая из 37 книг, представляет своего рода энциклопедию. В течение ряда столетий этот огромный труд, потребовавший от автора большой энергии, трудолюбия и исключительной эрудиции, служил справочником по географии, ботанике, зоологии, медицине, сель­скому хозяйству и другим отраслям знаний.

Плиний трагически погиб при извержении Везувия в 79 г., желая ближе наблюдать это природное явление.

Луций Юний Мозерат Колумелла (1 в. н.э.). Человек высочай­шей культуры, побывавший в разных провинциях империи, а также в Сирии, владелец нескольких крупных поместий в Италии. Его сочи­нение «О сельском хозяйстве» состоит из 12 книг. Оно представляет собой подлинную сельскохозяйственную энциклопедию, в которой обобщен опыт античной агрономии Средиземноморья.

Колумелла призывал вести земледелие на научных основах. Для этого он считал необходимым введение публичного курса по сельскохозяйственным наукам с целью широкого распространения сельскохозяйственных знаний. Он настаивал на необходимости экспериментирования в земледелии, утверждая, что каждая полоса принесет наибольший доход, если после многочисленных испытаний хозяин убедится в том, что именно на этой полосе следует выращивать то, что лучше всего удается.

Колумелла считал, что разумный человек не позволит довести землю до усталости и истощения такой степени, чтобы она с прежней щедростью не обеспечивала людей пропитанием. Земля не может состариться, если ей помогать навозом как пищей для восстановления ей утраченных сил. Он писал, что с сельским хозяйством можно управиться без тонкостей, но оно не терпит глупостей.

В своих трудах Колумелла много уделял внимания описанию и использованию различных видов удобрений: навозу, приготовлению различных видов компостов, применению золы, выращиванию на зеленое удобрение люпина.

К земле, ее плодородию он относился с особым почтением и образно писал, что земля - это не устарелая женщина, а дева, всегда юная, красивая, свежая, младая, способная во все времена быть плодородною, если только лелеять ее младость, сохранять, под­держивать ее нежную, игривую жизнь.

Много внимания Колумелла уделял познанию сельскохозяйст­венной науки и, по его словам, всегда испытывал страх от того, что смерть застигнет его раньше, чем он сможет постичь целиком всю науку о сельском хозяйстве.

Полемизируя со сторонниками учения об убывающем плодо­родии почвы, Колумелла писал: «Я слышу, как часто у нас первые люди в государстве обвиняют... землю в бесплодии... Некоторые даже как бы смягчают эти жалобы ссылкой на определенный закон; земля, по их мнению, усталая и истощенная роскошными урожаями старых времен, не в силах с прежней щедростью доставлять людям пропитание. Я уверен..., что эти причины далеко отстоят от жизни. Нечестиво думать, что природа, которую Отец мира наделил вечным плодородием, постигнута, как некой болезнью, бесплодием, и разумный человек не поверит, что Земля, получившая в удел божественную и вечную юность, и именуемая всеобщей Матерью, потому что она и рождает все, и будет рождать впредь, состарилась, будто человек». Причину этого ложного взгляда он видит в людях: «Мы отдали сельское хозяйство, как палачу на расправу, самому негодному из рабов» (цит. Крупеников, 1981, с. 44).

Сохранение и приумножение плодородия почв он видел в подборе культур для каждой почвы, должной обработке с учетом местных особенностей, удобрениях разных видов.

Колумелла не сумел создать научную классификацию почв, но стремился к этому. Он обосновал свой классификационный принцип теоретически (комбинация признаков). Обладая огромными позна­ниями, он признавал, что никто не может знать целиком все разно­видности почв.

В своих поместьях Колумелла проводил опыты по выращи­ванию винограда на разных почвах. Об этом писал подробно. В отдельных случаях рекомендовал проводить плантажную вспашку до 90 см, но в строгой зависимости от свойств и профиля почвы с предварительным ее исследованием.

Полевые опыты позволяли ему высказывать идеи методи­ческого характера. Он писал: «Наука освещает ученику правильный путь...», но чтобы стать мастером «...главную роль играют опыты и практика... Никогда не следует забрасывать опыты во всем их многообразии» (там же, с. 44 - 45).

С первого века нашей эры развитие науки было практически остановлено, забыты были и труды древних мыслителей по агро­номии и естествознанию, и только через 1 ООО лет стали возвращаться к авторам Древнего Мира, особенно к Аристотелю и Колумелле, а новое движения науки вперед началось через сотни лет.

Профессор Московского университета Я.А. Линовский в своей книге «Критический разбор мнений об условиях плодородия земли» (1846 г.) писал, что весь этот период (средние века) существовал словно бы для того, чтобы показать будущим поколениям тернистый путь, по которому следовал ум человеческий в своих изысканиях в течение многих веков.

Первые книги по сельскому хозяйству появились только в конце XIII века.

Контрольные вопросы

1. Значение земледелия в истории развития человечества.

2. Сведения об агрономии и питании растений в трудах древнегреческих философов и ученых: Аристотеля, Феофраста.

3. Катон, Варрон, Колумелла и Плиний - писатели и поэты Древнего Рима о плодородии почв, их удобрении, о значении научного подхода к земледелию и о необходимости образования в области сельского хозяйства.

 



Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 947;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.016 сек.