Постклассической философии.

Формирование и развитие марксизма.Создание марксистской философии не было явлением случайным. Марксизм – детище своей исторической эпохи. Марксизм как научное философское мировоззрение был выработан в итоге обобщения исторического развития человечества, анализа истории философии и социально-политической мысли. И хотя родиной марксизма явилась Германия, по своим источникам и содержанию он является интернациональным учением.

Формирование философских взглядов Маркса и Энгельса не было беспроблемным и прямолинейным процессом. Они прошли сложный путь от идеализма через революционный демократизм к диалектическому и историческому материализму.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире (Рейнская земля) в семье адвоката. Учился в гимназии, потом в Боннском и Берлинском университетах на юридическом факультете. Изучал философию и историю; считал, что философия должна служить людям, преобразованию общества, а не быть только средством изменять сознание. Уже в молодые годы Карл Маркс высказывал атеистические взгляды, осуждал реакционные политические взгляды Гегеля. Однако окончательно Маркс отходит от младогегельянства с 1842 года, когда он начинает работать в «Рейнской газете». После её закрытия Маркс переезжает в 1843 году во Францию, где начинает активную борьбу против идеализма и религии. Здесь Маркс издаёт «Немецко-Французский ежегодник», приходит к выводу, что только пролетариат способен освободить себя и всех эксплуатируемых от всех форм угнетения.

К подобным выводам, хотя и другим путём, пришёл и Фридрих Энгельс. Он родился 28 ноября 1820 года в городе Бармен (Рейнская земля) в семье фабриканта. Не смог окончить гимназию из-за болезни отца. С 1838 года работал приказчиком одного торгового дома. Много сам занимался, читал и размышлял. Он жил в Англии с отцом, работал на его фабриках, видел, как живут и трудятся английские рабочие. В 1841 году Фридрих Энгельс приехал в Берлин отбывать воинскую повинность, здесь он увлекается гегельянством, знакомится с левогегельянцами. Но с 1842 года он, работая в Англии, сам наблюдал жизнь английских рабочих, поэтому начинается его отход от гегелевской философии, переход на позиции революционного демократизма, а затем и к диалектическому материализму и коммунизму.

В 1844 году Маркс и Энгельс встречаются и знакомятся в Париже. Начинается их совместная деятельность. Они пишут несколько совместных работ: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии».

Наиболее известные работы Карла Маркса – «К критике политической экономии», «Тезисы о Фейербахе», «Капитал». Фридрих Энгельс написал следующие труды: «Диалектика природы», «Анти – Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Закончили свой земной путь: Карл Маркс в 1883 году, Фридрих Энгельс в 1895 году. После них остался марксизм – учение в трёх составных частях: философии, политической экономии, научного коммунизма. Создание Марксом и Энгельсом качественно нового мировоззрения стало их величайшей заслугой перед человечеством.

Общей социальной предпосылкой для возникновения марксизма стал переход человечества на путь капиталистического развития. Лишь на этой стадии развития общества создаются предпосылки для освобождения трудящихся от эксплуатации. Становится возможным создание научной теории общественного развития. Именно в этих социальных условиях чрезвычайно упростились отношения между классами и группами, и на исторической арене выделились три больших класса, которые и претендовали на господство – земледельческая аристократия, буржуазия и пролетариат. Возникновение капитализма облегчало и ускоряло развитие других отношений и сторон общественной жизни. Быстро развивались производительные силы, складывался единый мировой рынок. Обостряется классовая борьба между пролетариатом и буржуазией. Всё ярче и непримиримее становится основное противоречие капитализма – между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения его результатов. Нарастал накал классовой борьбы пролетариата: в 1831 году во Франции восстали лионские ткачи, в 1844 году – силезские ткачи в Германии; в Англии началось Чартистское движение (1830-1840 годы). Возникла реальная возможность и острая необходимость научного познания и объяснения законов развития общества, необходимость освобождения рабочих и всех трудящихся от буржуазного мировоззрения и эксплуатации. Маркс и Энгельс изучили и переосмыслили особенности социально-политического развития Европы XIX века, выступления рабочего класса за свои права, что стало социально-историческими предпосылками возникновения марксизма. Кроме анализа исторических предпосылок и условий К. Маркс и Ф. Энгельс проанализировали достижения современных им наук и философии, что явилось теоретическими и естественно – научными предпосылками возникновения и формирования марксизма.

В естественных науках середины XIX века начали быстро прогрессировать такие области знания, как механика газов, органическая химия, эмбриология, геология, палеонтология, сравнительная анатомия растений и животных и другие. Все они доказывали материальное единство мира, объективный характер природных законов, подрывали религиозно-мистические взгляды, идеализм, агностицизм и метафизику, показывали качественный переход естествознания от эмпирического накопления и описания фактов к их теоретическому объяснению и формулированию общих законов природы. Новый уровень развития науки делал настоятельной потребность и выработку соответствующего ему философского мировоззрения, каким явился диалектический материализм. Особую роль в его создании, как подчёркивал Ф. Энгельс, сыграли три крупнейших открытия середины XIX века: 1. Клеточная теория строения растений и животных, созданная немецкими биологами Шлейденом и Шванном; 2. Эволюционная теория Ч. Дарвина; 3. Закон сохранения и превращения энергии Р.Майера.

Эти законы и теории позволили обнаружить диалектический характер развития природы, создать относительно цельную научную картину мира. Они убедительно доказали положения материализма о несотворимости и неуничтожимости материи и движения, о многообразии форм движения и их взаимопревращаемости; о материальном единстве растительного и животного мира, об отсутствии принципиального разграничения между ними; обосновали идею эволюционного развития видов растений и животных путём естественного отбора, дали естественно – научное обоснование основных принципов своей философии.

Теоретическими источниками марксизма стали: английская классическая политическая экономия А.Смита и Д.Рикардо, утопический социализм А.Сен–Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна, немецкая классическая философия Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

А.Смит и Д.Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости и, тем самым, научному познанию законов общества. Но их взгляды носили ограниченный характер. Как представители буржуазии, они не смогли понять сущность капитализма, вскрыть тайну эксплуатации, причину разделения общества на антагонистические классы. Маркс продолжил их дело, создал учение о прибавочной стоимости как источнике богатства класса буржуазии.

Представители утопического социализма резко критиковали капитализм, эксплуатацию, мечтали об уничтожении несправедливости, о равенстве и братстве, рисовали радужные контуры будущего социалистического общества. И это было сильной стороной утопического социализма. Но они предлагали нереалистические пути осуществления перестройки общества.

Самое значительное влияние на создание философии диалектического материализма оказала немецкая классическая философия и её крупнейшие представители Гегель и Фейербах. Идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха явились крупнейшим достижением философской мысли человечества к середине XIX века. Маркс и Энгельс переработали их учения, восприняли их рациональные моменты, освободив при этом учение Фейербаха от механицизма, метафизики и идеализма в понимании общества, сформулировали материалистическое понимание истории, очистили диалектику Гегеля от идеализма, и мистики, соединили её с материализмом. Они создали качественно новую философию – диалектический и исторический материализм, что и стало их заслугой перед человечеством.

Прежде всего, Маркс и Энгельс по-новому осмыслили социальную роль философии. Они превратили философию в науку, в эффективный метод революционного преобразования мира. Маркс писал в связи с этим: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».¹ Философия марксизма впервые в истории стала мировоззрением трудящихся масс, теоретическим орудием преобразования мира.

Маркс и Энгельс впервые создали философию, которая органически сочетала в себе материализм и диалектику, теорию и метод. Их философия – диалектический и исторический материализм. Они переработали предшествующий материализм, освободили его от созерцательности, механицизма и метафизики, последовательно провели материализм в понимании природы. Также Маркс и Энгельс распространили материализм и на область исторического развития. В.И.Ленин по этому поводу писал: «Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса.

Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, из крепостничества, например, вырастает капитализм».²

Маркс и Энгельс вскрыли действительные корни идеализма и религии, создали научный атеизм. Они разработали принцип детерминизма и применили его в исследовании таких форм общественного сознания как мораль, право, политика, искусство, где до Маркса и Энгельса царил идеализм.

Философия марксизма верно определила ход и перспективы человеческой истории. Маркс и Энгельс обобщили и осмыслили общественно-исторический опыт, достижения естествознания и общественных наук. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, выявил основные формы движения материи, дал их ____________________________________

¹ Маркс К., Энгельс Ф. соч., т.3, с.3.

²Ленин В.И. Полн. Собр. Соч., т.23, с.44.

классификацию, показал их взаимосвязь, проанализировал научные представления о мире второй половины XIX века.

Маркс и Энгельс разработали диалектику, выделили объективную и субъективную диалектику, т.е. развитие в природе, обществе и в мышлении, рассмотрели три главных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; закон превращения количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания.

Маркс и Энгельс разработали диалектико – материалистическую теорию познания. Они признавали несотворённость материи, её первичность и объективность. Положительно они решили и вторую сторону основного вопроса философии – о принципиальной познаваемости мира, выступали против скептиков и агностиков. Также они разработали теорию истины, выделили истину абсолютную и относительную, нашли критерий истинности знаний. Маркс и Энгельс разработали концепцию общественно-исторической практики, выделили в структуре практики потребность, цель, мотив и целесообразность деятельности.

Важной особенностью марксизма является положение о совпадении логики, теории познания и диалектики, под которыми они понимали наиболее общие законы материального бытия, человеческой истории и познания.

Важнейшим достижением экономического учения марксизма стал «Капитал», в котором Маркс открыл двойственный характер труда, исследовал рабочую силу как товар, раскрыл сущность прибавочной стоимости.

Маркс и Энгельс дали материалистическое объяснение истории. Из всех сложных и многообразных отношений людей выделили в качестве базисных материальные, производственные отношения. Они складываются, не проходя через сознание людей, и определяют все остальные отношения, проходящие через сознание. Их Маркс называл идеологическими.

Маркс определил сущность капиталистических отношений, место человека в них, выработал категории «отчуждение», «труд», «рабочая сила», «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «товар», «деньги» и другие.

Маркс разработал учение о человеке, показал его общественную сущность и социальную активность. Он также создал учение об общественно-экономической формации, рассмотрел сущность, структуру и законы смены общественно-экономических формаций.

Маркс и Энгельс разработали категорию общественного прогресса, определили значение субъективного и объективного фактора в истории людей, роль великой личности и народных масс. Энгельс ввёл категорию «исторический материализм» (философия истории), разработал вопрос об относительной самостоятельности надстройки и форм общественного сознания по отношению к базису, создал учение о государстве, его происхождении и сущности.

В последней четверти XIX – начале XX веков значительный вклад в дело разработки и пропаганды марксистской философии внесли Франц Меринг и Иосиф Дицген (Германия), Поль Лафарг (Франция), Антонио Лабриола (Италия), Георгий Валентинович Плеханов и Владимир Ильич Ленин (Россия).

Среди учеников К.Маркса и Ф.Энгельса особое место занимает Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.). Ленин следовал завету Маркса и Энгельса о том, что истинный материалист-диалектик не должен стоять на месте. Он писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни».¹

В начале XX века перед В.И.Лениным встала задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях методологического кризиса в науке, когда наблюдался массовый отход материалистов-естествоиспытателей от материализма и переход на позиции идеализма, в том числе, и махизма (эмпириокритицизма).

После поражения революции 1905-1907 годов в России усилилось влияние религии, идеализма и мистики. Махизм стали считать новой философией естествознания. Даже А.В.Луначарский предлагал «сбросить ветхий плащ серого материализма». В.И.Ленин начал борьбу с этими тенденциями. В 1908 году он написал книгу «Материализм и эмпириокритицизм», где рассмотрел ситуацию в науке, в физике, в философии; вскрыл корни «физического» идеализма.

_________________________

¹ Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.4, с.184.

В.И.Ленин дал определение материи, пространства, времени, движения, причинности. Он изложил теорию познания диалектического материализма, рассмотрел вопрос об истинности наших знаний, развил учение К.Маркса о практике, её формах и функциях, разъяснил принцип отражения мира сознанием. Также В.И.Ленин разработал теорию исторического материализма Маркса, но применительно к новым условиям, рассмотрел принцип партийности в философии.

После смерти В.И.Ленина философия в России развивалась как бы вширь, а не вглубь. Она приняла примитивный и догматический характер. Некоторое развитие наблюдалось в области философии природы и естествознания. В области истории и общества она превратилась в законченную, верную и неприкосновенную догму.

Современная, постклассическая философия.Современная, постклассическая западноевропейская философия представляет собой большое количество различных школ, направлений, течений, концепций, которые рассматривают несколько иные проблемы, нежели классическая буржуазная философия 18-19 веков.

Ведущей темой классической философии было прославление человеческого разума, утверждение безграничности познания, развитие науки и техники. Всё это философам-классикам казалось главным условием достижения человечеством гуманистических идеалов и всеобщего счастья. Однако развитие науки и техники не привело к всеобщему благоденствию. В середине XIX века появились первые попытки выступить против бездушной рационализации и создать философию, исходящую из интересов индивида.

В философии постепенно сложились две тенденции: сциентизм (лат. «сциенциа» − наука) и антисциентизм. Первая – будущее человечества связывала с развитием научно-технической революции, а вторая (антисциентизм) включала в себя целый ряд антропологических учений. Все нынешние западноевропейские направления существуют в рамках одной из этих тенденций. К антисциентизму относится и экзистенциализм, название которого происходит от латинского слова «экзистенциа» − «существование», поэтому экзистенциализм иногда называют философией существования. В этом направлении преобладает иррационализм. Экзистенциализм традиционно делят на религиозный и атеистический, преимущественно литературный. Наиболее известными представителями экзистенциализма являются К.Ясперс, М.Хайдеггер (Германия), Жан-Поль Сартр, А.Камю (Франция), Ф.Кафка (Австрия), Л.Шестов и Н.Бердяев. (Россия).

Появился экзистенциализм в Германии после I мировой войны, а вторая волна экзистенциализма поднялась во Франции в период её оккупации и сразу после II мировой войны.

Проблемы, к которым обратились экзистенциалисты, были близки многим: смысл жизни, человеческая судьба, выбор жизненного пути и личная ответственность за свой выбор, «пограничные» ситуации, отношение к проблеме жизни и смерти, право выбора добровольного ухода из жизни.

Главным в экзистенциализме является человек, его существование, для обозначения которого используют термины «Дазайн» и «Экзистенция». «Дазайн» («здесь – сейчас – бытие» или «бытие – сознание») обозначает бытие человека в мире, когда он – один из многих, это «внешнее» бытие человека. А термин «экзистенция» обозначает «внутреннее» бытие человека, не затронутое никакими влияниями извне, вне общественной сущности, в его первозданности, неповторимости и уникальности. На всё происходящее человек реагирует, прежде всего, эмоционально, поэтому совокупность его эмоций определяет качество жизни человека. Таким образом, основным содержанием экзистенциализма становится описание эмоциональной структуры человеческого бытия. Человек по мнению экзистенциалистов, рождается «никаким», он никем не задан, полностью свободен, не имеет никакой сущности, он сам себя свободно «выбирает», «проектирует», «делает» себя тем, кем хочет стать, выбирает различные возможности, несёт ответственность за свой выбор. Экзистенциалисты рассуждали об абсурдности жизни, о том, что истинное предназначение человеческой жизни – смерть, поэтому человек имеет право уйти из жизни по своему усмотрению. В целом, экзистенциализм достаточно пессимистичен, он стал выражением глубокого кризиса западной философии и культуры в XX веке.

К антисциентизму относится и фрейдизм, который сейчас существует в форме неофрейдизма и воспроизводит в различных вариантах учение австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.). Изначально психоанализ не рассматривался как философское учение, но со временем он всё же приобрёл некоторую философскую направленность, особенно в работах современных неофрейдистов.

Классический психоанализ – это своеобразная психология бессознательного, иррациональные моменты в деятельности человека, внутренние конфликты человека с самим собой.

Классический психоанализ был создан на рубеже XI-XX веков, когда в естествознании совершалось много открытий. Они убеждали учёных, что недостаточно знать человека только с внешней стороны. Существует ещё некий «внутренний мир», «внутренняя жизнь» человека, которую нельзя выявить путём эмпирических наблюдений. Большинство учёных изучало сознание человека, а З.Фрейд начал изучать подсознание, бессознательные моменты в поведении человека. В человеческой психике З.Фрейд выделил сознательное, предсознательное и бессознательное. Главным компонентом человеческой психики З.Фрейд считал бессознательное, а сознание лишь надстраивается над ним; оно – одно из качеств психики человека наряду с другими З.Фрейд создаёт модель личности, которая состоит из трёх компонентов: «Я», «Оно», «Сверх-Я».

«Я» - сознание человека; «Оно» - самые глубинные слои бессознательного (инстинкты человека, в первую очередь, по З.Фрейду, сексуальные инстинкты или Либидо); «Сверх-Я» - своеобразная внутриличностная цензура, совесть человека. З.Фрейд писал, что «Оно» действует, стремясь получить наибольшее удовольствие. Однако человек сталкивается с общественными правилами, которых он должен придерживаться. В человеке выделяется «Я», которое стремится обуздать «Оно». Их примирить пытается «Сверх-Я», которое переводит (т.е. сублимирует) энергию бессознательных влечений в осознанные общественно-полезные действия, - в этом и состоит задача психоанализа.

Последователями З.Фрейда стали швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, австрийский врач-психиатр и психолог Альфред Адлер, американский психиатр немецкого происхождения Эрих Фромм.

К.Г.Юнг создал так называемую «аналитическую» психологию, а А.Адлер стал основателем «психологии личности» и ввёл в науку термин «комплекс неполноценности». Э.Фромм пытался указать пути выхода современного человечества из кризиса и создания гармоничного, нравственного общества.

Все взгляды последователей З.Фрейда различаются между собой, но при этом они отталкиваются от классического психоанализа, составляя единое направление современной философско-психологической мысли – неофрейдизм.

Одно из самых влиятельных сциентистских направлений современной западной философии – позитивизм. Как самостоятельное течение ин оформился в 30-е годы XIX века. С тех пор различные позитивистские доктрины были самыми устойчивыми в западной философии.

В центре внимания позитивизма – вопрос о соотношении науки и философии. Главное положение позитивизма в том, что всё положительное знание может быть получено лишь в специальных науках, а философия должна пересмотреть свой предмет и не претендовать на содержательное исследование в какой-либо области реальности.

В своей эволюции позитивизм прошёл несколько этапов: позитивизм XIX века (О.Конт, Дж.Милль, Г.Спенсер); эмпириокритицизм (конец XIX – начало XX веков), его представляют Э.Мах, Р.Авенариус, А.Богданов; неопозитивизм XX века (М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел, О.Нейрат, Л.Витгенштейн): логический позитивизм, лингвоаналитическая философия, философская герменевтика (Ф.Шлейермахер, Х.-Г.Гадамер).

Основателем позитивизма стал французский математик Огюст Конт. Он упрекал традиционную философию в неспособности ответить на вопросы, поставленные наукой. Он считал, что всё положительное знание может быть получено эмпирическими науками, опирающимися на опыт, а философия с её умозрительными (теоретическими) построениями не имеет своего конкретного предмета исследования. Она должна ограничиться обобщением результатов специальных наук. Философия не должна выяснять причины различных явлений – этим займутся специальные науки. А философия должна только описывать явления. Эту же задачу перед философией поставил эмпириокритицизм (или махизм). Они провозгласили принцип «экономии мышления», в соответствии с которым философ не должен рассуждать о сущности и причинах мира (это «не экономно»), а должен наиболее полно и подробно описывать мир.

В XX веке позитивизм стал называться неопозитивизмом. Он существовал в форме логического позитивизма, лингвоаналитической философии, герменевтики. Представители логического позитивизма предметом своего философствования сделали анализ языка науки. С помощью принципов верификации и конвенционализма устраняли из состава научных знаний утверждения, не имеющие научного смысла. Научное утверждение имеет смысл для науки, если есть факты, подтверждающие его. Принцип конвенцианализма допускал некоторые положения науки считать (в результате «соглашения») исходными постулатами. К таким научным знаниям и теориям предъявлялось только одно требование: они должны быть внутри себя логически непротиворечивыми. Вторая историческая форма неопозитивизма – философия лингвистического анализа. Лингвоаналитики анализировали различные тексты, т.к. считали, что все философские проблемы возникают из-за неправильного понимания слов и терминов, которые могут в различных контекстах иметь разное значение. Задачей философии они объявили не объяснение различных явлений, а выявление точного смысла текстов, обнаружение и устранение бессмыслицы. Одной из форм позитивизма является герменевтика. Это название связано с именем древнегреческого бога Гермеса, который толковал волю богов, поэтому термин «герменевтика» переводится с греческого языка «разъясняю», «истолковываю». Известными представителями герменевтики являются немецкие философы Ф.Шлейермахер и Х.-Г.Гадамер. Герменевтика занимается разъяснением и толкованием смысла различных текстов, событий, ситуаций и т.д.

В философии начала XXI века наблюдается тенденция к объединению методологии философского анализа, обращение к так называемой практической философии.

 






Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1850; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2019 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.015 сек.