Проблема человека в философии.


 

Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии. На начальных этапах истории люди в преданиях, мифах, сказках и легендах пытались раскрыть природу и смысл человеческого бытия. На базе этих представлений формируются первые учения о человеке в Индии, Китае, Древней Греции.

В восточных учениях человек связан с запредельным миром; его душа рассматривается как часть мировой души. Одновременно человек не противопоставляется природе, он – ее часть, он относится к природе, к людям, к государству уважительно. В древнегреческой философии сочетались и противостояли друг другу антропологический материализм и антропологический идеализм.

Средневековый человек – «образ и подобие» бога, рассматривается как часть мира, созданного Всевышним. Человек пассивен, ничтожен, полностью зависим от Творца.

Философская антропология Нового времени зарождается под влиянием новых экономических отношений, научного знания и гуманизма. Бог полностью не отрицается, но в центре мышления стоит человек, вера в его безграничные возможности, разум, естественное стремление человека к счастью, к добру, к гармонии.

В современной антропологии человека рассматривают как сложное существо, живущее в природном мире, обладающее и физическими, и духовно-нравственными, и социальными качествами.

Человек является существом биопсихосоциальным; в нем связаны воедино природные особенности и задатки, социальность и внутреннее «Я» (стремления, воля, эмоции, интересы).

Понятие «человек» обозначает все свойства этого уникального существа. С биологической стороны, «человек» – это видовое понятие, - «гомо сапиенс», высокоорганизованное животное, принадлежащее к классу млекопитающих; отличающееся прямохождением, дифференцированным использованием задних и передних конечностей; обладающее сложноструктурированным высокоразвитым мозгом; умеющее создавать орудия труда и систематически их использовать.

Социальная сущность человека раскрывается через общественные условия и трудовую деятельность людей, через совокупность внутренных закономерностей их существования. Человек осуществляет свою деятельность всегда в рамках общественного производства. Он вступает в самые разнообразные общественные связи и отношения, через которые реализует свою социальную сущность. Человек одновременно является существом и производящим, и культурным, и нравственным, и политическим… Он– результат развития общества, и в то же время человек творит историю. Поэтому он является и объектом, и субъектом общественных отношений, а значит, имеет социально-деятельностную сущность, которая проявляется в его существовании. Если сущность человека – общая характеристика рода «гомо сапиенс», то его существование глубоко индивидуально.

В истории философии известно два подхода к объяснению сущности человека: биологизаторский и социологизаторский.

В биологизаторских концепциях (З.Фрейд и др.) истоки социального сводятся к биологическим механизмам жизнедеятельности человека. Противоположные теории (социологизаторство) недооценивают, а то и вовсе игнорируют биологические основы существования человека и его деятельности (О.Хаксли и др.).

В развитии общества выделяют два типа наследственности: биологическую и социальную. Человек, будучи существом биосоциальным, наследует и генетические свойства, и общественный опыт, знания, культуру. Естественный отбор давно уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. В то же время социальные условия существования людей стали все более определять их развитие и развитие общества.

Слова «человек», «индивид», «личность» широко используются как в научно-философском лексиконе, так и в повседневном общении. Относятся они к одному и тому же явлению, но означают его разные стороны. Как уже говорилось выше, «человек» – это широкое понятие, обозначающее одновременно и биологическое, и социальное существо. Отдельный представитель вида «человек разумный» называется индивидом. Каждый индивид обладает совокупностью присущих только ему качеств, свойств, особенностей и черт, которые придают человеку своеобразие и неповторимость, составляя его индивидуальность. Таким образом, индивид с присущей ему индивидуальностью – это конкретный человек во всем своеобразии его многочисленных и разнообразных свойств и качеств. Индивидуальностью обладают не только люди, но и высокоразвитые животные. Новорожденные младенцы также обладают индивидуальностью, хотя и кажутся в первые месяцы жизни одинаковыми. Однако к ним нельзя применить понятие «Личность». Личностью человек становится, а не рождается ею. Личность – это общественная сущность человека. Человек становится личностью, вступая в общение с другими людьми, участвуя в коллективном труде, приобретая социальный опыт, развивая свое сознание, приобщаясь к нормам жизни общества, т.е. проходя социализацию, воспитание, включение в жизнь общества.

В философии личность понимается как человек, обладающий сознанием, преобразующий мир. Некоторые мыслители считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития; воспринимающего самого себя как нечто отличное от других людей; сформировавшего свое «Я», собственные взгляды, оценки, убеждения. Личность способна управлять своим поведением, деятельностью и словами. Личность имеет собственные нравственные нормы, действуя в соответствии с ними даже оставшись наедине с собой.

Личность всегда выступает как член общества, группы, коллектива. Само человеческое «Я», внутреннее содержание личности формируется только в процессе общения с окружающими людьми. На каждом этапе своей жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Жизнь человека – это «сплошные хождения» по группам. И в каждой группе, да и в жизни вообще, человек исполняет определенные общественные функции или социальные роли. Социальная роль – это выработанная обществом программа поведения человека в определенных обстоятельствах.

Личность – очень сложное образование, в структуре которого можно выделить биологические свойства (темперамент, половые, возрастные и другие особенности), психологические свойства (память, восприятия, эмоции, чувства, мышление, воля), социальный опыт (знания, умения, навыки, привычки), направленность личности: ее мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы.

Одной из «вечных» философских проблем, издавна занимавших умы мыслителей, является проблема свободы. Она проблема и в наши дни не утратила своей остроты и актуальности. Термин «Свобода» обычно употребляется в двух основных значениях: 1) как независимость, отсутствие стеснений и ограничений («Свобода от»); 2) как возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание необходимости («Свобода для»).

«Свобода от» - так называемая «отрицательная свобода» (от эксплуатации, от социального и национального гнёта и т.д.) является условием «Свободы для» - так называемой «положительной свободы» (для творческого труда, для всестороннего развития и т.д.). В истории философии существовало две трактовки свободы: 1) просветительская, рационалистическая (свобода понимается как познанная необходимость: и 2) гуманистически-натуралистическую (свобода здесь понимается как возможность раскрыть природные задатки человека. Такая свобода – это реализация творческих способностей личности.

Важнейшим компонентом свободы личности является способность человека к целеполаганию. Выбор цели – это свободный творческий акт. Способность к творчеству занимает центральное место в структуре свободы личности. Завершающим компонентом свободы личности является стремление к самореализации, к осуществлению своего выбора. В структуре свободы личности можно выделить и эмоциональную составляющую, т.к. человек ощущает свою свободу, прежде всего, как личное чувство (чувство свободы).

Многогранность общественных отношений обуславливает многообразие проявлений свободы. В соответствии с тем, в какой сфере деятельности и жизни общества она проявляется, обычно выделяют основные виды свободы: экономическая, политическая, духовная. Можно сказать, что свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой в одних сферах деятельности и быть лишены её в других. Различной может быть и степень свободы личности – от свободы в выборе целей и средств до свободы приспособления к действительности.

В философской литературе выделяют два основных диалектически взаимосвязанных аспекта свободы: субъективный (внутренняя свобода) и объективный (внешняя свобода, свобода действий).

Стремление человека к свободе выражается в различных вариантах его поведения. Это может быть ситуация, когда человек, борясь за свою свободу, вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом; или «уходит в себя», в виртуальную реальность, чтобы там обрести возможность свободной реализации. Но чаще человек адаптируется к обществу, подчиняется его правилам с тем, чтобы пользоваться хотя бы ограниченной свободой. Свобода

 

как важнейший признак личности, предполагает социальную ответственность, обязанности и права личности.

Права человека гарантируются государством: это – право на жизнь, развитие, свободу, безопасность, неприкосновенность личности, на уважение человеческого достоинства, право на собственность. Права человека первичны по отношению к национальным и государственным интересам. В нашей стране права личности гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Республики Беларусь.

 



Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2096;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.