Культура Московского царства (XIV—XVI1 вв.)

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры. Процесс становления русского культурного архетипа приходится на следующий период в исто­рии России. Он формируется в эпоху Московского царства в XIV— XVII веках. В развитии этих двух цивилизационных циклов есть различия и преемственность. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, при­общения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между ци­вилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве про­изошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосо­знание. В результате наложения православных ценностей на язы­ческую культуру формируется определенный тип человека.

С XII века началась активная миграция из Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение русских славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва, мари), началось формирование русской народности — великороссов. Земли засе­лялись быстро, но в отличие от Киевской Руси здесь было мало го­родов. Переселенцы жили в другой географической среде, в лесах. Происходило становление иного образа жизни. Жизнеобеспеченность требовала больших физических усилий, тяжелого труда, на который они были обречены на столетия. Произошло изменение даже физического типа людей. Монголо-татарское иго задержало развитие страны. На земле Руси были разрушены города, села, ремесла, утрачена культура земледелия, сократилась числен­ность населения. Становление субцивилизации Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ор­дой. С одной стороны — неприязнью к завоевателям, с другой — Орда была метрополией.

В XIV—XV веках на северо-востоке Руси складывается цен­трализованное государство со столицей в Москве. Социально-поли­тическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве, несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. Подобная «исламизация» некоторых сторон социальной культуры не способствовала смягчению деспотических начал русской жизни и системы государ­ственного управления. В то же время нельзя преувеличивать зна­чимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Стра­на оставалась христианской, и драматические события истории вос­точно-христианской церкви оказали решающее влияние на форми­рование той системы ценностей и картины мира, которые были ха­рактерны для средневековой России. С падением Константинополя в 1454 году Русская православная церковь постепенно обретает са­мостоятельность и одновременно отдаляется от западного христи­анского мира. Русь осознает себя единственной защитницей хрис­тианства. Она принимает миссию спасения, возрождения и распро­странения по миру православия. Таким образом, Московская Русь осознает себя «Святой Русью», а Москва —«третьим Римом».

Развитию московоцентризма способствовал также внешний фактор — Великое княжество Литовское, где в XV веке многие рус­ские города получили статус самоуправления и пошли по пути раз­вития по общеевропейской модели. Культурный изоляционизм Москвы был направлен против Запада, в его основе — антагонизм между православием и католицизмом.

Если на Западе общество освобождается от влияния церкви, то в Москве наоборот, это влияние возрастает, оказывая большое воздействие на жизнь государства и повседневную жизнь людей. Общественным идеалом стало религиозное подвижничество во имя Христа, общества. Духовными символами Москвы стали святой Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской.

С 1547 года, с венчания Ивана IV на царство, Русь стала назы­ваться Россией. Официальное название страны — Российское госу­дарство, Россия. В 1480 году была ликвидирована зависимость Моск­вы от Золотой Орды. Но влияние культуры восточного типа на русские земли не ослабело. Иван IV не принял европейский тип светского госу­дарства. Его идеал — неограниченная монархия, где власть Санкцио­нирована церковью. Этой цели служила опричнина. Она была самым своеобразным в культурно-психологическом отношении событием истории Московской Руси. Опричнина — это уникальный в мировой практике, нетипичный для России «политический карнавал». Почти полтора века спустя, такого же типа «карнавал» (но с иными целями) затеет другой царь — молодой Петр I. Главная психологически-пове­денческая особенность подобных «карнавалов» видится в том, что оп­ричники, петровские «потешные»(а позже и пугачевские «генералы») вели себя как завоеватели в собственной стране, это была психология самозванцев, разыгрывающих карту своей формальной законности по отношению к существующим нормам и одновременно утверждаю­щих новую узаконенность своей власти, основанную на праве силы.

Политический «карнавал» и самозванство вылились в весь­ма специфичный для России инструмент узаконивания массового насилия. В результате опричнины проблема власти и государства решилась в пользу власти, ликвидировав экономически независи­мую власть собственника, который мог быть основой формирующе­гося в России гражданского общества. В Европе в XVI веке общест­во высказалось за ликвидацию церковной собственности. Забота церкви о душе, экономические дела — заботы светские. В России в XV веке дискуссии о церковной собственности вышли на более вы­сокий круг вопросов — о путях ее развития. Был подтвержден прин­цип единения церкви и государства.

К XVI веку сформировались особые, специфические чер­ты русского национального самосознания: 1) Соединение харак­терной для Востока духовности, сосредоточенной на высшем смысле сущего, выраженного в православии, со стремлением к свободе, демократии, характерной для Запада. 2) Коллективизм и слабо выраженное личностное сознание. 3) Приверженность к цен­ностям православия с его своеобразным миропониманием. 4) При­оритет государственных начал, интересов державы. Держава, об­ретенная в ходе борьбы за независимость, Считалась главным на­циональным достоянием, и ее интересы воспринимались как интересы лично каждого.

XVII век в истории культуры России был «бунташным», ког­да перемешалась старина и новизна. Разрушается средневековое мировоззрение, изменяется картина мира. Люди XVII века закат прошлой культуры переживали как личную и национальную тра­гедию. Это было время соперничества двух культур — барокко и « мужицкой». Старую обиходную культуру вытесняет новая под лозунгом «Чем мы прежде хвалились, того ныне стыдимся». На место 'религиозной, вертикальной концепции времени «вечность-времен­ность» приходит горизонтальная «прошлое-настоящее-будущее». В русской культуре появляется идея единства, быстротечности, бесконечности истории, переориентация с прошлого на будущее. В начале XVII века Борис Годунов проявлял интерес к просвещению, культуре, успехам западной цивилизации. Поощрялась торговля с Западом, для обучения за границу были посланы несколько дво­рянских «робят». Много внимания уделялось развитию городов. Они становились очагами культуры, в Москве отстраивался кремль. Но в городах России проживало лишь 2 % населения. Основная мас­са населения — крестьяне. Положение их оставалось без измене­ний, страна скатывалась к гражданской войне.

С 1613 года в России правит новая династия Романовых, ко­торая пробудет на престоле более 300 лет. С XVII века начинается процесс крушения авторитета государственной и церковной влас­тей. Документы того периода фиксируют «непочтительно» отноше­ние к царю, так называемое «отклоняющееся» поведение, как симп­том социальной активности масс. Россия нуждалась в реформировании, но это было невозможно без предваряющих изменений в ду­ховной сфере. К этим реформам приступил патриарх Никон. Цер­ковь преследовала цели:

устранение различий в богословской практике между грече­ской и русской церквями. Это позволяло восстановить связь с евро­пейским православным миром, привязать Россию к Европе духов­но и тем самым расширить возможности для влияния в христиан­ском мире;

введение единообразия в церковной службе по всей стране, так как на местах богослужение велось по-разному, наличествова­ли черты языческих культов»

Реформа Никона была умеренной, несравнимой с религиозной реформацией на Западе. Но даже эта попытка вызвала сопротивле­ние значительной части общества и церкви. Произошел раскол. С это­го времени общественный раскол как последствие реформы будет со­провождать всю историю России. Сторонники Никона выступили за обновление общества, противники — за сохранение в неизменном ви­де православной старины. И там и тут были люди различных слоев, социального положения. Вопрос о соотношении духовной и светской власти обсуждался на соборе 1666 года. Церковь пришла к выводу о необходимости раздела светской и духовной сфер деятельности. Рус­ская православная церковь сблизилась с православным миром. Из­менения в такой сложной сфере, как духовная, открывали дорогу де­ятельности Петра I — великому преобразователю России.

В период Московского царства идет процесс становления русского национального характера. Характер — это совокупность психологических особенностей человека, проявляющихся в его по­ведении, действиях. Это устойчивое начало в человеке. Его станов­ление очень длительно. На его формирование оказали влияние при­родные условия, определенные архетипы, лежащие в основе пове­дения человека. Во всей сложности русский характер был «открыт» в XVII веке. Писатели современники стали замечать и описывать его. Корни нового воззрения на человека — в отходе от богословской точки зрения на него, начавшемся с XVI века.

«Открытие» в XVII веке русского характера определило новое воззрение на человека, его роль в исторических событиях, в осознании собственной судьбы. Новый человек ощущал себя об­ладателем истины, творцом истории. Он создавал силлабичес­кую поэзию, портретную живопись, партерную музыку. Его тру­дом Россия преодолевала культурное одиночество, приобщалась к европейской цивилизации, становилась европейской державой. К концу века появляется новый пласт в системе ценностей — раз­вивается утилитаризм, прорываясь в массовое сознание. Конкре­тизируется представление о человеческом благе.

В период Московского царства набирает силу процесс об­мирщения, освобождения искусства от подчинения его церков­ным канонам. Со второй половины XIV века ослабляется влияние местных особенностей русской культуры. Раньше эта тенденция проявилась в московской исторической литературе, которая об­ретала общерусский характер и становилась носителем идеи единства и патриотизма («Сказание о Мамаевом побоище»). Побе­да на Куликовом поле подняла дух и самосознание русского наро­да. Возник ряд произведений, которые призывали к единению русских земель для освобождения от врага. Значительным памятни­ком этого периода стала «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, воспевающая великую победу русского народа над та­тарами. В устном народном творчестве былины уступили место историческим повестям, в которых действовали конкретные ис­торические люди в конкретной обстановке («Песня о взятии Каза­ни»). С начала XV века на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись — это своеобразная историческая эн­циклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 года, летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею единого государства. В XVI веке создаются крупные лето­писные произведения. Это «Летописец начала царства», где опи­саны первые годы правления Ивана Грозного, «Степенная книга» — с описанием портретов и времени правления великих русских князей. Создание их было продиктовано заботой об укреплении Российского централизованного государства. Написание послед­них летописей относится к XVII веку. В них доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

С XIV века в связи с хозяйственным подъемом росла по­требность в записях. Началось использование бумаги вместо до­рогого пергамента. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью, приходит по­луустав — более беглое и свободное письмо, а с XVI века — скоро­пись, близкая к современному письму.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — сво­еобразной всемирной истории того времени. Первый русский хро­нограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом. Вы­дающимся памятником публицистики явилась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Большое событие в культуре XVI века — появление русского книгопечатания. Его началом принято считать 1564 год, когда была издана первая датированная книга «Апостол». Издали ее Иван Федоров и Петр Мстиславец. За весь век было напечатано 20 книг. Но рукописная книга еще и через сто лет будет занимать ведущее место.

Шел процесс накопления теоретических и практических знаний. Строились крепостные сооружения, храмы, церкви, для которых требовались строгие математические расчеты. Были на­писаны первые пособия по математике, геометрии. Развивалась техника. Русские первые изобрели вышки-копры для бурения скважин при добыче соли. Выдающиеся гидротехнические сооружения были созданы в Соловецком монастыре. Система кана­лов соединяла десятки озер. Мельницы, молоты приводились в движение водой, каменная дамба с многочисленными мостами со­единяла острова.

Путешествия русских людей, открытия, присоединение земель привели к рождению картографии. Создаются первые карты русского государства. Развитие торговли, политических, культурных связей с иностранными государствами привели к не­обходимости составления первых кратких словарей иностран­ных слов — азбуковников.

После татарского нашествия более чем на полстолетия было прекращено каменное строительство, уничтожены кадры зодчих. Поэтому в XIV веке во многом приходилось начинать сначала. Стро­ительство сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Псков, Новгород) и во Владимирской земле (Москва,Тверь). В Новгороде в XIV веке формируется новый тип церкви. Лучшие па­мятники этого типа — церковь Федора Стратилата и Спаса на Иль­ине. Географическое положение Пскова обусловило значительное развитие оборонного зодчества. С XV века начинается процесс сли­яния местных архитектурных художественных школ в единую об­щерусскую, общемосковскую. С превращением Москвы в полити­ческую, религиозную столицу связано стремление поднять худо­жественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV веке при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведения­ми искусства. В XVI веке была сооружена вторая линия укрепле­ний Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены бе­локаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (со­временное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересека­лись радиальными улицами — дорогами, начинавшимися от Крем­ля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и но­сила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андрон-ников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государ­ства. С помощью итальянских мастеров завершается создание ан­самбля Московского Кремля. Было сооружено три собора: Успен­ский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом цар­ского дворца. Одним из выдающихся проявлений новой националь­ной архитектуры стало строительство шатровых храмов. В отли­чие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Наиболее изве­стным памятником этого стиля является Покровский собор (Васи­лия Блаженного) 1555-1560 гг.

 

 

Особое развитие получает живопись. Ее расцвет приходится на XIV—XV века, начинается в Новгороде. Здесь работал пригла­шенный из Византии Феофан Грек. Он расписывал церковь Спаса на Ильине. Грек — гениальный колорист, свободно владеющий тех­никой письма и мастерством тональной живописи. Его образы отли­чали особая выразительность, динамика, душевность, порыв. Сов­местно с Андреем Рублевым он расписал иконостас Благовещен­ского собора в Москве. Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева. Он работал на рубеже XIV—XV веков. Знамени­тая «Троица», ставшая одной из вершин мирового искусства, вопло­тила основные черты и принципы живописной манеры Рублева. Фи­лософская глубина, внутреннее достоинство и сила, гармоничное, мягкое сочетание чистых, неярких красок художника создают впе­чатление цельности и законченности его образов. Кисти А. Рублева принадлежат дошедшие до нас фресковые росписи Успенского со­бора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Круп­нейшим живописцем XVI века был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождест­венского собора под Вологдой, Архангельского собора в Кремле. Жи­вописи Дионисия присуща необычная яркость, изысканность, кото­рых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропор­ций тела, утонченность в отделке каждой детали иконы, фрески.

В XVII веке завершилась история средневековой русской культуры и зарождались элементы культуры нового времени. Для него был характерен процесс всестороннего «обмирщения». В лите­ратуре это проявилось в формировании демократического, светско­го направления; в архитектуре — в сближении облика культовых и гражданских построек; в науке — в росте интереса к обобщению практического опыта; в живописи — в разрушении иконографичес­ких канонов и появлении реалистических тенденций. Усложнение городской жизни, рост государственного аппарата, развитие меж­дународных связей предъявляло новые требования к образованию. . Уровень грамотности в XVII веке значительно вырос и в различных слоях составлял: среди помещиков — 65%, купцов — 96%, крестьян — 15 %. В середине XVII века создаются государственные, частные школы, где изучали иностранные языки, другие предметы. В 1687 году в Москве было открыто первое в России высшее учебное заве­дение — Славяно-греко-латинская академия для подготовки выс­шего духовенства и чиновников государственной службы. Ею руко­водили греки братья Лихуды, окончившие Падуанский универси­тет в Италии. Здесь учились представители различных сословий и национальностей. Появились рукописные учебники, самоучители, печатались книги по математике.

В практике XVII века широко использовались знания в обла­сти механики (в строительстве, на первых мануфактурах). Замет­ные изменения произошли в медицине. Продолжает развиваться народное целительство, закладываются основы государственной медицины. Открыты первые аптеки, больницы. Наметились пере­мены и в гуманитарном знании. Вырос слой потребителей и авторов исторических сочинений. В XVII веке старые формы исторических сочинений (летописи, хронографы) постепенно теряют значение и исчезают. Появляются новые виды сочинений, в которых даются более психологические характеристики правителей России, созда­ются более широкие картины исторического прошлого. Таков «Си­нопсис» И. Гизеля — первый учебник русской истории.

Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие об­щественной мысли. Господствующий класс осознает необходи­мость сильной власти в стране, и публицисты выдвигали, обос­новывали идеи абсолютизма. Впервые они прозвучали в произ­ведениях Ю. Крижанича и С. Полоцкого. Наиболее полно и ярко противоречия общественной жизни отразила литература. Она приобрела светский характер. Первые ростки его находились в устном народном творчестве — исторических песнях, послови­цах. Их начинают записывать. Традиционный средневековый жанр — жития переходит в новую форму, больше напоминаю­щую повесть. Новыми жанрами были мемуары и любовная лири­ка. В литературе XVII века появляется силлабическое стихосло­жение. Об изменении вкусов и интересов русских читателей сви­детельствует переводная литература с занимательным сюжетом — рыцарский роман, авантюрно-приключенческая повесть.

Под влиянием Запада в XVII веке возникают первые теат­ральные постановки. В 1672 году был организован придворный те­атр. В нем играли иностранные актеры, ставились пьесы на библей­ские сюжеты. Вначале на немецком языке, затем их переводили на русский и нанимали актеров из мещан. В1675 году на сцене русско­го театра впервые был поставлен балет. В русских городах и селах широкое распространение получил бродячий театр — театр скомо­рохов, Петрушки, хотя правительство и официальная церковь пре­следовали скоморошество.

Одна из особенностей культурной жизни России XVII века связана с сосредоточенностью основных художественных сил в Москве. Архитекторы, художники, ювелиры работали в Приказе каменных дел — «Оружейной палате» в Кремле. Это была своеоб­разная школа искусств и ремесел. Москва становилась непререка­емым авторитетом в области художественного творчества. Здесь трудились русские, иностранные художники, развертывалась де­ятельность самого значительного живописца XVII века Симона Ушакова. В его иконе «Спас нерукотворный» заметны новые, реа­листические элементы живописи: объемность, элементы прямой перспективы. Первым светским жанром, в котором начали рабо­тать художники, была парсуна (то есть портрет реального лица). За несколько десятилетий новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных парсун до реалистических изображений. Плодотвор но развивается в этот период монументальная живопись. Для нее характерно расширение тематики, динамизм композиций. Наибо­лее отчетливо новшества в художественной культуре обнаружи­ваются в памятниках архитектуры. Возводятся гражданские со­оружения, терема, царские дворцы, трапезные. Общая черта этих зданий — богатое декоративное убранство.

Культовая архитектура XVII века перестала соблюдать каноны церковного строительства, становится более празднич­ной, живописной. В русской архитектуре в этот период появля­ются постройки, в которых можно различить черты нового стиля «барокко», господствующего в архитектуре Западной Европы. Это так называемое «нарышкинское барокко». Для него харак­терно сочетание белого и красного цветов в убранстве зданий, четкая этажность построек. Высшего расцвета достигает дере­вянное храмовое зодчество.

Таким образом, период XIV—XVH веков — это время скла­дывания великорусского этноса и его основных стереотипов в со­знании, самоопределения русской церкви, обретения ею своего места на культурной карте мира. В эти века окончательно форми­руется «слободской» тип русского города и маргинальный, полу­крестьянский тип культуры городских слоев населения. Все это наложило серьезный отпечаток на последующее развитие куль­туры России.






Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2089; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.054 сек.