ПОЧВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
Возникновение почвенной микробиологии связано с работами С. Н. Виноградского. Открытие С. Н. Виноградским специализированных форм бактерий позволило связать их деятельность процессами трансформации веществ идущими в почве. С. Н. Виноградский сформулировал представление об автохтонной микрофлоре почвы, куда входят постоянные ее обитатели, использующие гумусовые вещества почвы, и зимогенной микрофлоре, представленной быстро развивающимися микроорганизмами, использующими попадающий в почву легко доступный субстрат.
Наконец, С. Н. Виноградским был разработан метод прямого микроскопического исследования микроорганизмов почвы - возможность непосредственного наблюдения организмов в их естественной среде. Предложенный С. Н. Виноградским метод прямого учета почвенных бактерий используется и в наши дни.
В 1930 г. киевским микробиологом Николаем Григорьевичем Холодным для исследования почвенных микроорганизмов в их естественных ассоциациях был предложен метод стекол обрастания. Суть метода сводится к микроскопическому наблюдению зафиксированных и окрашенных микробных обрастаний, образующихся на предметных стеклах, помещенных в почву на разные сроки. Этот метод приобрел популярность благодаря его простоте и наглядности и в тридцатые годы широко применялся в различных исследованиях, но затем интерес к нему снизился.
Более совершенным оказался метод, основанный на использовании плоскопараллельных капилляров, техника изготовления которых была разработана в лаборатории Бориса Васильевича Перфильева (1891—1969). Капиллярные приборы—педоскопы, были предложены для исследований микрофлоры почвы в 1961 г. Д. Р. Габе. В последующие годы этот метод с успехом был использован Т. В. Аристовской. В педоскопах капилляры с каналами прямоугольной формы, иногда содержащие те или иные вещества—приманки, выдерживают в почве, и затем микрообрастания микроскопируют прижизненно или после фиксации и окраски. Микрообрастания, развивающиеся в каналах капилляров, хорошо защищены от механических повреждений, загрязнения почвенными частицами, в них сохраняются подвижные формы. При использовании педоскопов были обнаружены, а затем исследованы и описаны новые для науки бактерии, в том числе виды родов Seliberia и Pedomicrobium.
Широкое внедрение в микробиологическую практику методов электронной микроскопии позволило Д. И. Никитину и Другим московским микробиологам в начале 60-х годов осуществить прямое электронно-микроскопическое наблюдение почвенных бактерий. В составе микрофлоры почвы были выявлены бактерии необычной морфологии, а также субмикроскопические (невидимые в световом микроскопе) формы микроорганизмов.
Число клеток бактерий, выявляемых электронно-микроскопическим методом, оказалось значительно больше, чём при прямом микроскопировании почвы в световом микроскопе.
В связи с огромным разнообразием эколого-географических условий, в которых формируются почвы нашей обширной страны уже на заре развития почвенной микробиологии возникло естественное стремление русских ученых выяснить специфику микрофлоры различных их типов, найти связь между свойствами почвы и составом населяющих ее бактерий.
Еще в 1909 г. С. А. Северин занимался сравнительным изучением микроорганизмов почв о-ва Ямал и средней полосы России. Используя метод посева на твердые питательные среды, он не смог обнаружить существенных отличий между микроорганизмами взятых для исследования почв. Большая экспериментальная работа по изучению микрофлоры различных почв была проведена под руководством С. П. Костычева в 20-е годы, в 40-е годы эти исследования были продолжены и развиты Н. М. Лазаревым, который предложил схему структуры «биоорганоминерального комплекса» различных почв, основанную на анализе содержания в почве представителей различных физиологических групп микроорганизмов. В работах такого рода проводят учет на более или менее избирательных средах представителей аммонификаторов, денитрификаторов, нитрификато-ров, микроорганизмов, разлагающих клетчатку, и т. д. При этом систематическая принадлежность соответствующих возбудителей остается неизвестной. Подобный подход был принят в работах школ С. Ваксмана в США, Ж. Пошона во Франции и других ученых, особенно в период с 40-х по 60-е годы. Опубликованы результаты огромного количества исследований по определению численности представителей разных физиологических групп бактерий в почвах различных типов, а также в зависимости от сезона года, степени окультуренное™ почвы и т. д. К сожалению, сколько-нибудь крупных обобщений из данных такого рода сделать не удалось. В 40-е годы широкий интерес привлекла концепция В. Р. Вильямса. В. Р. Вильяме считал, что микрофлора почв под разными растительными формациями принципиально различна, и высказал ряд соображений о природе подобных различий. Экспериментальных подтверждений представления В. Р. Вильямса, однако, не получили.
В настоящее время очевидно, что в любой почве происходят в принципе сходные процессы трансформации веществ, поэтому всегда присутствуют представители разных физиологических групп бактерий. Различия могут касаться их систематического состава или отношения к тем или иным факторам среды.
В 40-е годы в исследованиях лаборатории канадского ученого А. Лочхеда в основу экологической классификации почвенных бактерий были положены их потребности в тех или иных комплексах питательных субстратов. Оказалось, что плодородные почвы от более бедных отличаются сравнительно меньшим содержанием микроорганизмов, способных развиваться на простых синтетических питательных средах, и сравнительно большим количеством требовательных организмов, т. е. растущих только на сложных средах, содержащих аминокислоты, витамины и другие соединения, в том числе неустановленной природы. Эти исследования в дальнейшем развития не получили. Пищевые потребности бактерий обычно прямо не связаны с типом их обмена и особенностями биологии. Очень многие бактерии нуждаются в тех или иных факторах роста, но в естественной среде обитания они, видимо, бывают обеспечены ими благодаря сим биотическим взаимоотношениям между компонентами бактериальных сообществ.
Исследования эколого-географической изменчивости почвенных бактерий были предприняты в 30—40-е годы Евгением Николаевичем Мишустиным. Результаты были обобщены им в монографии «Эколого-географическая изменчивость почвенных бактерий», опубликованной в 1947 г. Им, в частности, было показано, что почвенная бактерия Bacillus mycoides обнаруживает адаптивную реакцию к изменению температурных условий среды. У культур, выделенных из окрестностей Архангельска, температурный оптимум варьирует от 26 до 28°С, а оптимальная температура для культур, выделенных из почв Средней Азии, около 38°С. Значения оптимальной и максимальной температуры находятся в зависимости от температурных показателей климата.
Культуры В. mycoides различного географического происхождения различаются не только отношением к температуре. Так, внутриклеточное осмотическое давление оказывается выше у южных штаммов, чем у северных. Позже температурная адаптация бактерий рода Clostridium в почвах разных климатических зон была показана В. Т. Емцевым. Он же установил, что группы доминантных видов Clostridium различны в почвах разных климатических зон: сахаролитические виды преобладают в северных, а протеолитические — в южных почвах.
Кардинальные температурные точки, прежде всего оптимальная и максимальная для роста температура, у всех изученных видов Clostridium заметно сдвигались по мере перехода от холодных климатических зон к теплым. Температурный оптимум для культур Cl. pasteurianum, выделенных из северных -почв, составлял приблизительно 23 °С, а максимум около 36° С. Культуры из почв южной зоны имели температурный оптимум около 30 °С, а максимум—около 45 °С. Аналогичные закономерности были обнаружены и у других представителей почвенной микрофлоры, хотя и не у всех. Например, не удалось наблюдать адаптации к температурным особенностям климата у штаммов Bacillus mesentericus, В. megaterium, Azotobacter chroococcum, инекоторых актиномицетов. Необходимость дальнейших исследований в этом направлении очевидна.
Развитию почвенной микробиологии в нашей стране в значительной степени способствовали работы Д. М. Новогрудского. Ему принадлежит оригинальная монография «Почвенная микробиология», вышедшая в Алма-Ате в 1956 г., которая представляет интерес и для современного исследователя.
В 1953 г. на почвенном отделении биолого-почвенного факультета МГУ была создана кафедра биологии почв, которую возглавил один из ведущих советских микробиологов Николай Александрович Красильников (1896—1973). Здесь получили интенсивное развитие исследования систематики и биологии почвенных актиномицетов, образования микроорганизмами антибиотиков, взаимоотношений микроорганизмов с растениями. Многие научные направления, возникшие в нашей стране благодаря инициативе Н. А. Красильникова, развиваются и в наши дни. В настоящее время на этой кафедре под руководством Д. Г. Звягинцева ведется разработка общих принципов экологии почвенных микроорганизмов. Рассмотрены различные стратегии существования почвенных бактерий—форм, усваивающих легкодоступные субстраты, содержащиеся в высокой концентрации, и форм, приспособленных к медленному росту в бедной среде. Сформулированы концепции пула микроорганизмов почвы и почвы как множества сред обитания микроорганизмов. Эти вопросы будут рассмотрены нами в дальнейшем.
Экологическое направление в почвенной микробиологии с момента своего возникновения было тесно связано с интересами сельского хозяйства. Начало систематическому изучению проблем сельскохозяйственной микробиологии в нашей стране было положено в 1891 г., когда в Петербурге была создана Временная бактериологическая лаборатория при Департаменте земледелия и Государственных имуществ. Основная задача лаборатории заключалась в разработке бактериологических методов борьбы с вредными насекомыми и грызунами. В 1923 г. на базе Бактериологической лаборатории был организован Отдел сельскохозяйственной микробиологии при Государственном институте опытной агрономии, который в 1930 г. был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии при Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. Первым директором института стал академик Сергей Павлович Костычев (1877— 1931). В разные годы в институте работали и другие известные ученые: академики Б. Л. Исаченко, Е. Н. Мишустин, Г. А. Надсон, И. И. Самойлов. В настоящее время институт является на-Учно-исследовательским центром сельскохозяйственной микробиологии в СССР. Особое внимание здесь уделяется изучению микробиологических процессов в почвах в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства. Исследуется роль микроорганизмов в азотном питании растений, антропогенные влияния на микрофлору почвы и значения почвенных микроорганизмов для разрушения ксенобиотиков. Ведутся поиски продуцентов биологически активных соединений среди микроорганизмов и разрабатываются методы их практического использования. Усовершенствуются биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 796;