Права авторов и иных правообладателей. Срок действия исключительного права на произведение. Защита авторских прав.

Авторские права делят­ся на личные неимущественные и имущественные.Последние мо­гут принадлежать в силу закона, договора или наследования лю­бым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные пра­ва принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автор в отношении своего произведения обладает такими пра­вами, как:

· правоавторства;

· право на имя;

· право наобнародованиепроизведения, включая право наотзыв;

· право нанеприкосновенность произведения

· право назащитусвоей репутации(? В ГК не указано, но в учебниках выделяют иногда вместо права на неприкосновенности произведения).

Пра­во авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осу­ществлять защиту указанных прав в случае их нарушения.

Пра­во авторства -основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

Право на имя- возможность автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно).

При опубликовании произведения анонимно или под псевдо­нимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, напри­мер Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет со­мнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не рас­кроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на обнародованиесостоит в возможности автора само­му обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают про­изведение доступным для всеобщего сведения. Обнародование произведения, в зависимости от его объективной формы и жела­ния автора, может осуществляться путем его опубликования, пуб­личного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на обнародование предполагает воз­можность отказа автора от ранее принятого решения об обнаро­довании произведения. Подобный отказ именуется правом на от­зыв.Автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Эти правила не применяются к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект. (ранее в ГК так же было: «Если произведение уже было обнародовано, автор обязан пуб­лично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведе­ния». Сейчас этого в ст. нет).

Право на защиту репутацииавтора означает возможность за­щиты произведения от всякого искажения или иного посягатель­ства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Ограждаются права автора на неприкосновен­ность не только содержания, но и названия произведения. В соот­ветствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстра­циями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произ­ведения. Редакторская и иная правка допускается только с согла­сия автора.

Предполагается защита произве­дения также от иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Посягательства могут выражаться в приписках его автору каких-либо неблаговидных поступков, связанных с созданием произведения. Например, непре­кращающиеся домыслы об истории создания М. А. Шолоховым романа «Тихий Дон». Формула «иные посягательства, способные нанести ущерб чести и достоинству автора» может распространять­ся также на случаи недозволенного использования имени автора в рекламно-коммерческих целях.

Право на защиту репутации автора произведения не перехо­дит по наследству. Однако ГК дает наследникам право осуществлять защиту этого права (наравне с правом авторства и правом на имя). Защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим ав­тором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Понятие и виды имущественных (исключительных) прав автора

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя — на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права назы­ваются имущественнымипотому, что независимо от того, кто по­лучает вознаграждение, доход или прибыль, использование про­изведения всегда приносит определенные имущественные выго­ды.

►1. Право на воспроизведениеозначает возможность изготовле­ния одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видео­записи. Запись произведений, т. е. фиксация звуков и (или) изо­бражений с помощью технических средств (магнитной пленки, ленты, кассеты). Воспроизведением произведения служит также его за­пись в память ЭВМ. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, например, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

►2. Право на распространениереализуется различными способа­ми, прежде всего путем продажи экземпляров про­изведений.

►3. Право на публичный показ— это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредствен­но или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионно­го кадра или иных технических средств в месте, открытом для сво­бодного посещения (картинная галерея и т. п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются, прежде всего, произведения живописи, скульптуры, графики, ди­зайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения.

►4. Право на импортвыражается в возможности импортировать, т. е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в част­ности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литератур­ные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфичес­кой) базе.

►5. Прокат оригинала или экземпляра произведения;

►6. Право на публичное исполнениетакже является средством выражения одного из способов как обнародования, так и исполь­зования произведения. Публичное исполнение предполагает звуковое исполнение му­зыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

►7. Право на сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

►8. Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю— самостоятельное имущественное право, отличное от пра­ва на передачу в эфир. Сообщение по кабелю - это сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

►9.(НОВОЕ) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

►10. Право на перевод или другую переработку произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Право на перевод и обработку обобщенно называют правом на изменение формы произведения.

►11. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

►12. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Право доступа (относится к иным правам). Автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право следования (относится к иным правам). В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юр. лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ. Авторы пользуются правом следования также в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Общий и иные сроки действия авторского права

Продолжительность действия авторского права определяется как истечением периода времени, исчисляемого годами, так и ука­занием на события, которые должны неизбежно наступить. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора (соавторов) и 70 лет после смерти автора либо последнего из соавторов, считая с 1 января года, следующего за годом смерти. Исключение - авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор может сам позаботиться о надлежащей охране дан­ных прав после своей смерти, указав в завещании лицо, на кото­рое он возлагает их охрану. В этом случае указанное лицо (как любой другой исполнитель завещания) пожизненно выполняет волю завещателя. При отсутствии таких указаний охрану бессроч­ных личных неимущественных прав осуществляют его наследни­ки, а в случае их отсутствия или прекращения авторского права — специально уполномоченный орган РФ.

Иные сроки действия авторского права

Менее продолжительные сроки действия авторского права установлены для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом.Авторское право на такие произведения действует в течение тех же 70 лет, но исчисляемых с даты не смерти автора, а правомерного обнародования произведения. Иначе говоря, если автор не раскроет свою личность и проживет более 70 лет с этой даты, к наследникам вообще ничего не перейдет. Лишь если автор на каком-то этапе данного 70-летнего срока раскроет свою лич­ность либо его личность перестанет оставлять сомнения, вступит в силу общее правило: авторское право будет действовать в течение всей оставшейся жизни автора и 70 лет после его смерти.

Другие исключения касаются сроков действия авторского права на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти авто­ра.Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 летпосле обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора.

В случае же, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 70-летний срок охраны прав исчисляется с 1 января года, следую­щего за годом реабилитации. Таким образом, срок охраны авторс­ких прав автоматически увеличивается на период, прошедший с даты посмертного выпуска произведения до 1 января года, следую­щего за годом, в котором был посмертно реабилитирован его автор.

Еще одно исключение связано с произведениями ветеранов.В случае, если автор работал во время Великой Отечественной вой­ны или участвовал в ней, то 70-летний срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года, т. е. на срок самой войны.

По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние.Они могут свободно исполь­зоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Непременным является лишь требование соблюдения права автор­ства, прав на имя и на защиту авторской репутации.

Под способами защитыавторских прав следует понимать закрепленные в законе материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых про­изводятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздейст­вие на правонарушителя. За­щита авторских и смежных прав предполагает использование разных способов защи­ты, что вызвано неоднородностью и спецификой самих авторских прав.

Основаниями применения гражданско-правовых способов защиты авторских прав являются:

Øсовершенное правонарушение;

Øотрицание или непризнание права иным образом;

Øсовершение действий, создающих угрозу нарушения авторских прав.

Защита авторских правосуществляется путем предъявления требования:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права;

3) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

4) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение;

5) о компенсации морального вреда;

6) об изъятии материального носителя (для контрафактных) - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

7) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

8)по своему выбору вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации:

· в размере от 10 тыс. руб. до 5 миллионов руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

· в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

· в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Личные неимущественные права автора произведения, такие как право авторст­ва, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, защищают­ся путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нару­шения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допу­щенном нарушении. Защита чести, достоинства и деловой репутации автора осу­ществляется в соответствии со ст. 152 ГК.

Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В отношении произведений не допускается:

1) осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

В случае, если разрешено использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и такое использование невозможно осуществить в силу наличия технических средств защиты авторских прав, лицо, правомерно претендующее на осуществление такого использования, может требовать от автора или иного правообладателя снять ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав, либо предоставить возможность такого использования по выбору правообладателя при условии, что это технически возможно и не требует существенных затрат.

 


Условия ограничения исключительных авторских прав. Свободное использование произведения(прямо к вопросу не относится, но могут быть дополнительные)






Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4061; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2022 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.071 сек.