ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИЯ
Приоритетами внешней политики Болгарии периода трансформации являлись вступление в НАТО и Европейский союз.
Путь страны от заявления о желании вступить в НАТО до ее присоединения к Североатлантическому альянсу растянулся более чем на 10 лет. За это время Болгария осуществила реорганизацию и привела в соответствие со стандартами и потребностями НАТО свои вооруженные силы и вооружения, военную инфраструктуру и военный бюджет, установила гражданский контроль над военным ведомством.
Дипломатические отношения с НАТО Болгария установила в 1990 г. В 1994 г. она присоединилась к программе „Партнерство во имя мира“. В мае 1997 г. Народное собрание приняло декларацию о национальном согласии, согласно которой присоединение страны к НАТО определялось в качестве основного национального приоритета. Парламент дважды, в 1998 г. и 1999 г., вопреки общественному мнению страны поддержал политику НАТО в Косово, предоставив НАТО возможность использовать воздушное пространство и территорию Болгарии для транзита вооруженных сил, техники и т.д. В мае 2003 г. Народное собрание приняло решение об участии военнослужащих Болгарии в многонациональных оперативных силах в Ираке. Наконец, в марте 2004 г. вступил в силу протокол о присоединении Болгарии к НАТО, подписанный в марте 2003 г.
Вступление в Евросоюз рассматривалось и рассматривается Софией как шанс ускорить модернизацию страны. Именно поэтому данный выбор представлялся безальтернативным, несмотря на имевшие место негативные общественные настроения. Доводы скептиков, отстаивавших тезис о возможности успешного развития Болгарии вне ЕС на основе укрепления военной промышленности и атомной энергетики, отвергались большинством политиков как неубедительные.
Задача вступления в ЕС потребовала от Болгарии, как и от других стран, создания рыночной экономики, способной выдержать конкуренцию, в том числе и в рамках ЕС; стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдения прав и свобод человека, защиты прав меньшинств; включения в единое правовое поле Евросоюза, связанного с освоением правового массива, состоявшего приблизительно из 25 тыс. различных нормативных актов.
Дипломатические отношения с Европейским сообществом Болгария установила в 1988 г. В 1990 г. было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривавшее постепенную ликвидацию количественных ограничений на болгарский экспорт и взаимные уступки в торговле сельскохозяйственными продуктами. Тогда же Болгария была подключена к программе ФАРЕ и начала получать ежегодную безвозмездную помощь от Евросоюза на поддержку реформ и для подготовки страны к полноправному членству.
В 1993 г. вступили в силу соглашение об ассоциировании Болгарии в Европейский союз, обеспечившее условия для развития политического диалога, и временный договор о торговле, предусматривавший создание зоны свободной торговли между Болгарией и ЕС.
Вдекабре 1995 г. болгарское правительство приняло решение официально подать заявление о полноправном членстве в ЕС (при голосовании в парламенте оно было поддержано 212 голосами при 1 „против“).
Поскольку в 1997 г. Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточно подготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступить только к их подготовке. Переговоры Болгарии с ЕС о присоединении начались в феврале 2000 г.
В опубликованном в 2002 г. годовом докладе Европейская Комиссия констатировала, что в Болгарии налицо „функционирующая рыночная экономика“ и что Комиссия поддерживает желание страны присоединиться к ЕС в 2007 г.
В соответствии с данным выводом и решением Совета Европы, Еврокомиссия в 2002 г. разработала и приняла документ, названный „дорожной картой“, на период до 2007 г. В феврале 2005 г. Болгарии был вручен проект договора о присоединении. В апреле 2005 г. Европарламент поддержал Болгарию в вопросе ее присоединения к ЕС („за“ высказалось 522 депутата, 70 проголосовали „против“, а 69 – „воздержались“).
После этого, 25 апреля 2005 г. президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС. Он предусматривает, что если страна окажется неподготовленной к полноправному членству в ЕС к 1 января 2007 г., то ЕС может отложить присоединение на один год.
В связи с рядом объективных обстоятельств, а также вследсвие восприятия России болгарским политическим классом как силы, находящейся в оппозиции НАТО и ЕС, в болгаро-российских отношениях имел место достаточно продолжительный период взаимного отчуждения.
Для преодоления предубеждения в отношении РФ потребовалось время. Немало усилий для налаживания добрососедских, взаимовыгодных отношений между двумя странами приложили президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский. Главным итогом этой деятельности стали „Совместная декларация Президента Российской Федерации и Президента Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией“ и 10 двусторонних документов, которые были подписаны во время визита в Болгарию в марте 2003 г. российского президента В. В. Путина.
Доминирующими в болгаро-российских отношениях являются торгово-экономические связи. Прежде всего, это сотрудничество в области энергетики. Так, в 2003 г. стороны договорились продлить действующий до 2010 г. контракт о транзите российского газа в Грецию, Македонию, Сербию, Черногорию и Турцию на 10-15 лет, а также увеличить объем поставок голубого топлива в Болгарию. Российский партнер выразил готовность принять участие в развитии трубопроводного транспорта и газификации территории Болгарии. Согласно заявлению В. В. Путина во время посещения Болгарии в марте 2003 г., правительство Российской Федерации приняло решение выделить кредит в размере 150 млн долларов на сотрудничество с Болгарией в газовой сфере.
Ведущим российским инвестором в болгарскую экономику является компания „Лукойл“, ее капиталовложения только в 1999—2002 гг. составили 340 млн долларов (болгарские инвестиции в России в виде оборудования, технологий и материалов в совместных предприятиях, преимущественно в табачной и пищевой промышленности, исчисляются в размере 70 млн долларов). Сохраняется сотрудничество в области атомной энергетики.
В 2003 г. наметились сдвиги в области военно-технического сотрудничества. Была достигнута договоренность, что свои долговые обязательства российское министерство обороны будет погашать за счет ремонта некоторых судов на болгарских предприятиях. В числе нерешенных остается вопрос об использовании Болгарией более чем 670 лицензий на производство систем вооружения, переданных ей Советским Союзом.
Еще одним болезненным вопросом является дисбаланс в двусторонней торговле. Так, в 2002 г. отрицательное для Болгарии сальдо торгового баланса с Россией достигло 1,2 млрд. долларов. Причем проблемы в торговле носят структурный, а не только конъюнктурный характер. Российская сторона обеспокоена, что около 80—90% ее экспорта приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты, тогда как доля машин и оборудования неуклонно сокращается. Причиной последнего является, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российской продукции, а с другой, – высокие ставки болгарских таможенных пошлин. Например, в 2002 г. ставки таможенных пошлин при импорте тракторов из России составляли 7,5 и 11,3%, легковых автомобилей — 10 и 11,5%, грузовиков — 10 и 17,5%, а из ЕС — 0%. Дело в том, что в результате либерализации торговых отношений Болгарии с ЕС и членами ЦЕССТ с промышленных товаров этих стран таможенные пошлины не взимаются. Сходные двусторонние соглашения были заключены Болгарией с Турцией, Македонией, Албанией, Сербией и Черногорией. Решения же о мерах по либерализации взаимной болгаро-российской торговли, принятые в 1997 г., практически не реализуются, хотя в марте 1999 г. Болгария была включена в национальную схему преференций России и пошлины на товары традиционного болгарского экспорта были снижены на 25%. Существуют и другие причины, сдерживающие развитие двусторонней торговли.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 431;