Основные пути происхождения права.
Необходимым условием существования любого общества является регулирование отнош его членов. Соц регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое — носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Второе — относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего (т. е. нормативного) установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.Соц рег-ние приходит в челкое сооб-во от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием чел общ. При первобытнообщ строе основным рег-ром общ отношний были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты поведения в опред ситуациях, перед-сь из покол в покол и отраж в равной степени интересы всех чл об-ва. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого об-ва, происходившим в тот период. В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс — мононормы, обеспечивавший достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общ отн. Такими обычаями, одобрен моралью и освящен религией, были в первоб социуме нормы, определ-ие порядок обобществления добытого чл сообщ-ва продукта и его последующего перерас-ия, котор всеми восприн-сь не только как правильные и безусловно справед-ые, но и как единственно возможные.Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.Развитие первобытного об-ва, о котор говорилось выше, привело на опред этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая соц группа, состав-ая чиновничий гос аппарат, котор стал фактическим соб-ком средств произ-ва, либо класс, обративший эти средства в част соб-ть. В обоих случаях возникли соц неравенство и эксплуатация чела челом, иногда носящая замаскированный хар-р. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распред-я общ продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранившийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общ отнош пришла в противоречие с их измен-ся содержанием.Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были предс-ли формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только соб-ть (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формир-йся гос аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуж к лицам, их совершающим. Возникли, т.о., правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга.Развитие об-ва с появлением даже зачатков гос-ва резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда прав бычаи не м обес-ть рег-ие соци связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами соц развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает гос соб-ть, основным источником, способом фиксации правовых норм, становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, др обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чин-ми гос аппарата.В обществе же, основанном на част соб-ти, котор обусловливала необх-ть равенства прав соб-ков. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).Так или иначе, в любом гос-организ об-ве тем или иным способ-м нормы права возводятся в закон, освящ свыше, поддерж и обеспеч гос-вом. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части (как правило, меньшей части) общества.Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профес правосоз на понимание того, что прав рег-ие отнош и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обяз-тей сре-ми юр процесса, что действие права предполагает опред условия, требуемые ресурсы, наличие спец структур, способ применять право и при необ-ти принуждать к его исполнению.Итак, по своей сущности право выражает соглас-ную волю уча-ков регу-мых отнош, приоритеты и цен-ти лич-ти и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1995;