Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.
Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.
Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен
Памятники истории и культуры - это своеобразные информационные каналы, транслирующие знания о прошлом в настоящее и будущее.
Памятники классифицируются на археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты. Признаками культурных памятников являются: материальность, антропогенность, недвижимость. К их свойствам следует отнести возможность применения памятников в качестве носителей информации и сенсорного воздействия.
Социальные функции культурных памятников включают в себя: функцию трансляции и исторической преемственности, идеологическую, воспитательную, познавательную, утилитарную, коммуникативную, компенсаторную, образовательную и регулятивную.
К памятникам истории и культуры, составляющим наше культурное наследие, относятся старинные постройки - церкви, монастыри, дворцы, усадьбы, крепости, особняки, надгробия, монументально-скульптурные композиции, а также иконы, картины, фрески, изделия из бронзы, мрамора, дерева, ткани (декоративно-прикладное искусство), монеты, книги, рукописи, предметы народного быта и др. Нередко к памятникам истории и культуры причисляют также здания и сооружения, не имеющие художественной ценности, но дорогие нам тем, что с ними связаны исторические события, жизнь и деятельность великих людей.
1. памятники градостроительства:
историческая планировочная структура, территории в пределах системы исторических городских укреплений и иные историко-градостроительные образования, относящиеся к зонам особого градостроительного регулирования и определяющие в целом ценность Москвы как памятника истории градостроительного искусства и исторического города;
памятники архитектуры:
отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения вместе с их территориями, пространством и неотделимыми от них произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; исторические сады, парки;
ансамбли: совокупность недвижимых памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи, включая места археологических раскопок, обладающих универсальной ценностью с архитектурной, исторической, археологической, эстетической или социально-культурной точек зрения: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также неразрывно связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;
2. памятники истории:
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с жизнью выдающихся исторических личностей, с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства;
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны и города;
здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, иные недвижимые объекты, связанные с развитием науки и техники, культуры и быта населения Москвы;
исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии:
объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки;
древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений;
объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;
места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения;
объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и др.), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и др.), инфраструктура водных и водно-волоковых путей;
памятники искусства:
городские памятники (монументы) и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории Москвы и России, выдающимся гражданам; произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.
К недвижимым памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов
Проблемы приватизации
Из общего числа памятников лишь 36% являются памятниками федерального значения. Основной массив памятников федерального значения используется под культурно-просветительские и музейные цели. Таким образом, круг памятников федерального значения, возможных к приватизации, не слишком широк. Памятники истории культуры регионального значения, которых значительно больше, разрешены к приватизации в 1994 г. указом Президента РФ Б.Н.Ельцина. Приватизация объектов культурного наследия разрешена федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества, но приостановлена Федеральным законом "Об объектах культурного наследия, памятников истории культуры народов Российской Федерации" до принятия федерального закона, позволяющего разграничить объекты культурного наследия, находящихся в государственной собственности.
До настоящего времени не удалось снять этот мораторий на приватизацию памятников истории культуры, поскольку в большинстве субъектов РФ не урегулированы вопросы разграничения объектов культурного наследия. В действительности имеется ряд проблем в существующем положении дел с разграничением памятников культуры, которые надо решить путем принятия федерального закона. О каких проблемах идет речь? Формулировка приложения № 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 32-1 о разграничении государственной собственности так нечетко сформулирована, что до 1997 г. все памятники истории культуры считались исключительно федеральной собственностью. Об этом свидетельствуют инструктивные письма Госимущества, разъяснения Правового управления Государственной Думы и другие документы.
Только в 1997 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда России дал разъяснение в своем вестнике о том, что к исключительно федеральной собственности относятся памятники истории культуры общероссийского значения.
Возникает вопрос: к чьей собственности относятся памятники местного регионального значения, которые имели этот статус с 1991 по 1997 г.?
Однако не во всех субъектах РФ прислушались к разъяснению Высшего Арбитражного Суда России и в ряде территорий, например, в Иркутской, Калининградской областях, все памятники истории культуры считаются федеральной собственностью. Необходимо установить, на какой период времени распространяется действие указанного выше постановления Верховного Совета России, определить собственность памятников истории и культуры, изменивших свою категорию значимости после 1991 г., в том числе на земли объектов археологического наследия.
Не лишним было бы указать в законе, что изменение категории значимости объектов культурного наследия или объявления объекта недвижимости памятников истории культуры не влечет за собой изменения права собственности на этот объект.
Для осуществления полноценного разграничения объектов культурного наследия необходимо определить пообъектный состав памятников истории культуры, состоящих под государственной охраной на день вступления в действие постановления Верховного Совета.
На сегодняшний день законодательно не установлена возможность передачи памятника истории культуры федерального значения в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность, а также памятников регионального и местного муниципального значения в федеральную собственность, хотя нужда в этом есть.
Тема 11. Научно-методические и правовые вопросы реставрации памятников архитектуры, скульптуры, живописи.
Исторические предпосылки и современные взгляды на методологические подходы к реставрации и сохранению историко-культурного наследия.
Научные основы консервационной деятельности. Этимология понятий «реставрация», «реконструкция», «консервация».
Факторы определяющие потребность и выбор методов восстановительных действий: реставрации, реконструкции, консервации историко-художественных ценностей. Дискуссия о приоритетных ценностях историко-культурных памятников как основание для характера и степени восстановления.
Критерии оценки качества реставрации.
Важнейшие принципы современной научной реставрации, провозглашенные международной Венецианской хартией, состоят в том, что «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза...».
Все виды работ, проводимых на поврежденных произведениях скульптуры и пластики, принято называть одним общим термином — реставрация. Между тем это обобщающее понятие охватывает три по существу различных комплекса работ: консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию.
В практике реставрации эти виды работ могут сосуществовать как различные этапы единого процесса или же быть самостоятельными, с привлечением соответствующих каждому специфических способов и средств.
КОНСЕРВАЦИЯ
Основная цель консервации — прекращение (приостановление) разрушительных процессов; выявление и стабилизация материальных остатков произведения скульптуры в том виде, в каком они дошли до наших дней, в их исторической доподлинности; придание им долговременной сохранности.
В противовес художественно-восстановительной реставрации в процессе консервации определяется преимущественное значение химико-технологических видов работ, а именно: очистки, обессоливания, дезинфекции, укрепления, гидрофобизации. Одну из операций - соединение фрагментов разрушенного произведения — нередко относят к собственно реставрации. Для проведения таких работ необходимо специальное оборудование и помещение, а исполнитель должен быть соответствующим образом подготовлен к ведению лабораторных и технических операций.
РЕСТАВРАЦИЯ
Реставрацией (в узком значении этого термина) называются работы по ограниченному объемному (и живописному) восполнению относительно небольших утрат на скульптуре, сохранившейся в наиболее существенных, художественно важных ее частях.
Допустимость восполнений, в каждом конкретном случае, должна быть методически обоснованной и убедительно подкрепленной вспомогательным материалом.
Технология и материалы, используемые в реставрации, как правило, должны отличаться от авторских во избежание эффекта подделки.
Реставрация включает следующие виды работ:
— выполнение и отделку объемных восполнений, мастиковок и грунтовок;
— различные способы фактурной, текстурной и цветовой имитации (для полихромной скульптуры, майолики, гипса и т. п.);
— тонировка, патинировка и различные виды металлизации;
— изготовление приспособлений для монтажного и конструктивного укрепления многочастных изделий, а также для возможного экспонирования.
Профессиональные требования к исполнителю предусматривают, помимо обязательного владения техническими навыками в различных видах формовки, обработки и отделки восполненных частей, серьезную общехудожественную подготовку, эстетически развитый вкус и определенные знания в области истории искусств.
РЕКОНСТРУКЦИЯ
Реконструкция — это совокупность работ по воссозданию полностью или в значительной мере утраченного произведения, выполняемых с различной степенью приближения к оригиналу, его аналогии или же гипотетическому прообразу. Следует различать научно-музейную и производственную реконструкции.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4777;