Содружество передвижников и его роль в русском искусстве.
9 ноября 1863 года в Академии художеств разразился скандал. Четырнадцать выпускников, допущенных к конкурсу на золотую медаль, отказались писать картины на предложенную академическим Советом тему из скандинавской мифологии. Этот скандал вошел в историю русского искусства под названием «бунта 14-ти». Они создали «Артель свободных художников», которая была предшественницей Товарищества передвижных художественных выставок. Идейным вдохновителем передвижников был И.Н. Крамской. В ноябре 1870-го года был принят устав нового объединения, который подписали члены-учредители – художники Перов, Крамской, Ге, Шишкин, Маковский и др.
Товарищество, в отличие от Артели, не было производственной коммуной. Оно представляло собой выставочное объединение, каждый член которого был экономически независим — деньги от продажи картин на выставках шли не в общий котел, а их автору. Прежней артельной “уравниловки” не стало. Главной целью Товарищества стала организация во всех городах Империи передвижных художественных выставок. Само слово «передвижник» появилось в связи с программой «передвижения» выставок по стране. Они призваны были познакомить русское общество с современным отечественным искусством, привить любовь к нему, развернули просветительскую деятельность. Передвижники находились под воздействием общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. С 1871 по 1923 годы Товарищество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др. городах. Не было в России ни одного художника, за исключением представителей академической школы, который бы хоть раз не принял участия в выставках: Перов, Крамской, Репин, Левитан, Суриков, Шишкин, Серов, Васнецов, Поленов, Саврасов, Куинджи, Верещагин, Рябушкин, Коровин и многие другие. Более ста живописцев состояли членами товарищества передвижных художественных выставок и ещё столько же участвовали в его выставочной деятельности. Идейная программа передвижников покоилась на двух китах: реализм и народность. Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. Реализм и народность поддерживал крупнейший художественный критик второй половины 19 века Владимир Васильевич Стасов. Трудно сказать, как сложилась бы судьба многих передвижников и всего товарищества в целом, если бы ни один московский коллекционер. Имя ему – Павел Михайлович Третьяков. Третьяков разделял убеждения передвижников, и в то же время морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря П.М. Третьякову передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал эту "независимую группу художников", "живописцев национального быта и нравов" – "Третьяковскою школой". На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (1871), Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870). Полотно И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".
К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Собиратель сам заказывал художникам портреты, горячо интересовался их работой, тем самым, помогая развитию этого жанра. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его музей в музее. Требовалось недюжинное здоровье, чтобы ежегодно четыре раза ездить в Кострому на свою фабрику, не пропускать международные выставки в Европе, попадать вовремя на российские академические и передвижные выставки. Третьяков очень переживал, что "Бурлаки на Волге" (1870–1873, Государственный Русский музей) И.Е. Репина достались великому князю Владимиру, поэтому полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885) собиратель оставил за собой, еще не видя его на выставке. Эта картина была запрещена властями к показу в собрании Третьякова, как когда-то "Сельский крестный ход на Пасхе" Перова, но спустя несколько месяцев запрет был отменен.
Судьба Павла Михайловича Третьякова оказалась неразрывно связана с русским искусством и с деятельностью Товарищества передвижных выставок. Это подтверждают слова из письма Николая Ге. Обращаясь к Третьякову от лица передвижников, он писал: “Вы самый дорогой наш товарищ. Когда искусство реальное, современное, наше родилось с нами, Вы нас поддержали своей чистой, благородной, любящей критикой. Вы первый показали без слов, а делом, что Вы цените и любите наше искусство”.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3719;