Особенности ухода за больными в послеоперационном периоде.
Послеоперационный период — период с момента проведения операции до восстановления трудоспособности (выздоровления) пациента или перевода его на инвалидность (утрата трудоспособности).
Послеоперационный период — период с момента проведения операции до восстановления трудоспособности (выздоровления) пациента или перевода его на инвалидность (утрата трудоспособности).
Независимо от характера выполненного хирургического вмешательства в послеоперационном периоде необходимо проводить целый ряд мероприятий, которые позволят пациенту легче справиться с теми изменениями в организме, которые развиваются после операции. Среди этих мероприятий необходимо выделить следующие:
а) Транспортировка пациента из операционной в палату интенсивной терапии производится на каталке в лежачем положении. Каталка должна быть приспособлена для удобного перекладывания пациента на кровать.
б) Придание пациенту положения в соответствии с характером выполненного оперативного вмешательства и/или в соответствии с патологическим процессом:
положение на спине без подушки, голова повернута на бок — после наркоза для профилактики гипоксии головного мозга и аспирации рвотными массами дыхательных путей;
положение на боку допускается после стабилизации состояния пациента;
положение Фаулера (полусидячее) применяется при операциях на желудочно-кишечном тракте;
положение на животе — после операции на головном мозге и позвоночнике;
при операциях на нижних конечностях пациентов укладывают на шины Белера.
Кровать необходимо оборудовать приспособлениями, которые будут облегчать больному движения (трапеции, вожжи, столики).
в) Восстановление функций организма (дыхательной системы, сердечно - сосудистой системы, кровообращения, пищеварительной системы, выделительной системы).
Основными моментами послеоперационной интенсивной терапии являются: адекватное обезболивание, поддержание или коррекция газообмена, обеспечение адекватного кровообращения, коррекция нарушений метаболизма, а также профилактика и лечение послеоперационных осложнений.
Борьба с послеоперационной болью имеет огромное значение в послеоперационном периоде. Интенсивность болей находится в прямой зависимости от характера и объема оперативного вмешательства, а также от состояния нервно-психического статуса пациента. Психическая травма, вызываемая операцией, и испытываемые пациентом боли проводят к нарушению обмена веществ в организме, развитию послеоперационного ацидоза, нарушению функции органов выделения.
Послеоперационные боли обычно появляются через 1-1,5 часа после операций, выполненных под местным обезболиванием, или после возвращения сознания у пациентов после наркоза. Обычно для снятия этих болей используют наркотические аналгетики (промедол, омнопон, морфин). Однако после больших травматических операций применение даже больших доз этих препаратов не дает полного купирования болей. Более того, использование больших количеств указанных препаратов приводит к угнетению дыхательного центра, что создает условия для развития послеоперационной пневмонии и эмболии легочной артерии.
Наблюдение за состоянием дыхания заслуживает особого внимания, так как расстройства дыхания в послеоперационном периоде при определенных условиях могут оказывать неблагоприятное влияние на послеоперационное течение. После продолжительных операций и длительного наркоза иногда может оказаться необходимым аппаратное искусственное дыхание с целью нормализовать концентрацию газов крови, а также для облегчения дыхательной "работы" пациенту, который ограничивает дыхательные движения из-за боязни болей. В некоторых случаях бывает необходимым использовать подачу кислорода через носовой катетер.
В послеоперационном периоде у пациентов отмечается величание потоотделения, учащение дыхания, повышение температуры и т.д., в результате чего увеличивается потеря воды внепочечным путем. Поэтому пациентам с нормальной гидратацией в день операции должно быть введено не более 1,5 л/м жидкостей - от 35 до 40 мл на 1 кг массы тела (поддерживающая доза, кроме замещения естественных потерь), в первый послеоперационный день (а также в последующие дни) в качестве поддерживающей дозы назначают 1,5 л/м жидкости.
При этом особенное внимание следует уделять увеличенному выделению шлаков с мочой вследствие возросшего катаболизма. Необходимо иметь в виду, что, например, у больных после резекции желудка выделяется на 3-4 г (а при травмах черепа - даже на 13 г) больше азота, чем у здоровых лиц с такой же длиной и массой тела. Это требует, например, при относительной плотности мочи порядка 1,025 большего введения жидкости: от 160 до 220 или 700 мл воды.
Наблюдение за пациентом дежурным медицинским персоналом является важным мероприятием послеоперационного периода. Наряду с динамическими клиническими наблюдениями за частотой пульса, характером дыхания, артериальным давлением, температурой, состоянием нервной системы, цветом кожных покровов определяют и другие параметры, которые помогут выявить отклонения, специфические для того или иного пациента (например, центральное венозное давление, а так же динамический контроль за выделением мочи).
После операции на органах брюшной полости необходимо регулярно производить исследование живота, включая аускультацию, чтобы убедиться в восстановлении перистальтики кишечника. Для стимулирования деятельности кишечника, особенно после лапаротомии, проводят электро- и медикаментозную стимуляцию, в прямую кишку рекомендуется вводить газоотводную трубку. Кроме этого послеоперационная атония желудочно-кишечного тракта может быть обусловлена дефицитом калия (так же как и послеоперационные психозы).
г) Гигиенические мероприятия имеют большое значение для предупреждения развития различных осложнений в послеоперационном периоде. Среди них необходимо отметить протирание кожи камфорным спиртом у длительно лежащих пациентов (профилактика пролежней), обработку ротовой полости (профилактика паротита), смену постельного и нательного белья в случаях рвоты, непроизвольного мочеиспускания, загрязнения белья отделяемым из полостей, кровью.
д) Наблюдение за состоянием послеоперационных швов для своевременного выявления осложнений – кровотечения или нагноения в ране, эвентрации органов и прочее.
К мероприятиям, обеспечивающим скорейшее заживление операционной раны нужно отнести: соблюдение правил асептики антисептики, антибиотикопрофилактика. При этом скорее показано местное лечение антибиотиками, особенно для промывания, например, гнойного очага и для очищения брюшной полости при диффузном перитоните.
е) Питание пациентов должно соответствовать характеру оперативного вмешательства. При этом следует помнить, что чем раньше пациент начнет получать с пищей все необходимые для жизнедеятельности его тканей питательные вещества, тем скорее отпадет необходимость вводить их парентеральным способом. Должны соблюдаться следующие правила: углеводы должны вводиться незамедлительно, по возможности от 150 до 250 г/сут. С хорошим эффектом применяют усваиваемые организмом без инсулина сахаросодержащие вещества, например, ксилит, сорбит, фруктозу. Патофизиологической предпосылкой для перехода на пероральное введение жидкостей и питательных субстанций для коррекции питания должны являться нормализация опорожнения желудка и восстановления резорбции кишечника в дистальных его отделах.
ж) Активное ведение послеоперационного периода имеет большое значение для профилактики серьезных послеоперационных осложнений – тромбоэмболий, пневмонии. Под активным ведением послеоперационного периода понимают комплекс мероприятий, включающих в себя раннее движение больного в постели, раннее вставание (в первые 24-48 часов после операции), лечебную физкультуру, раннее питание.
Активный метод ведения пациентов в раннем послеоперационном периоде улучшает кровообращение и ускоряет процесс регенерации тканей организма больного, способствует восстановлению нормального мочеиспускания и улучшает функцию кишечника. К тому же при раннем вставании улучшается функция легких.
з) Профилактика осложнений и борьба с ними.
Все осложнения, возникающие в послеоперационном периоде, можно разделить на три большие группы
- осложнения в органах и системах, на которых проводилось оперативное вмешательство (осложнения основного момента операции). Осложнениям первой группы относятся: вторичные кровотечения, развитие гнойных процессов в зоне оперативного вмешательства и в послеоперационной ране, нарушение функции органов после вмешательства на них (нарушение проходимости желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей);
- осложнения в органах, на которые оперативное вмешательство непосредственного влияния не оказывало:
1) осложнения со стороны нервной системы больного: нарушение сна, психические расстройства (вплоть до развития послеоперационного психоза);
2) осложнения со стороны органов дыхания: послеоперационные пневмонии, бронхиты, ателектаз легкого, плеврит, сопровождающиеся развитием дыхательной недостаточности. Мероприятия по профилактике ранняя активизация пациентов, ранняя лечебная дыхательная гимнастика, освобождение дыхательных путей от слизи;
3) осложнения со стороны органов сердечно-сосудистая системы могут быть как первичными, когда имеет место появление сердечной недостаточности из-за болезни самого сердца, так и вторичными, когда сердечная недостаточность возникает на фоне развивающегося в послеоперационном периоде тяжелого патологического процесса в других органах (тяжелая гнойная интоксикация, послеоперационная кровопотеря и пр.);
4) осложнения со стороны органов желудочно-кишечного тракта имеют чаще функциональный характер. К этим осложнениям следует отнести развитие динамической непроходимости органов желудочно-кишечного тракта, возникающей после лапаротомии;
5) осложнения со стороны органов мочеиспускания не так часто возникают в послеоперационном периоде, благодаря активному поведению пациентов после операции. К этим осложнениям относятся: задержка выработки мочи почками – анурия, задержка мочеиспускания – ишурия, развитие воспалительных процессов в паренхиме почек и в стенке мочевого пузыря.
79. Терминальные состояния. Признаки клинической и биологической смерти.
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ. К терминальным состояниям относятся стадии (фазы) жизнедеятельности организма, граничащие со смертью (преагония, терминальная пауза, агония, клиническая смерть), когда уже невозможна самостоятельная коррекция глубоких нарушений основных жизненных функций. Терминальным состоянием является и начальная стадия постреанимационного периода. По сути, любое заболевание может привести к терминальному состоянию.
Преагония - это, прежде всего, выраженная артериальная гипотензия, сопровождающаяся вначале тахиаритмией, тахипноз и патологическими видами дыхания, а затем - брадиаритмией и брадипноэ с одновременным включением в акт дыхания всех вспомогательных мышц с активным выдохом, эйфорией или прогрессирующим угнетением сознания на фоне углубления тотальной ишемии тканей и органов. В этой фазе основные функции организма в определенной степени несовершенно регулируются корой головного мозга.
Терминальная пауза, продолжающаяся до 3-4 мин, наступает после выключения всех уровней регуляции выше продолговатого мозга. В этой фазе наблюдаются резкое угнетение дыхательного центра (апноэ) и брадиаритмия.
Затем дыхательный центр восстанавливает свою активность, что характеризует фазу агонии - последнюю стадию умирания, когда функции органов и систем регулируются неупорядоченной деятельностью бульбарных центров. При этом кратковременно восстанавливается синусовый автоматизм, усиливаются сердечные сокращения, несколько повышается артериальное давление, а также усиливается дыхание. Однако существенного улучшения газообмена не происходит из-за несовершенного акта дыхания: практически одномоментного сокращения мышц вдоха и выдоха. В фазе агонии у некоторых умирающих восстанавливается сознание. Однако ценой такой “вспышки” восстановления жизнедеятельности является последующее полное угасание жизненных функций. Основные клинические проявления агонии:
- полная стойкая потеря сознания;
- неадекватное атональное дыхание;
- судороги;
- брадиаритмия с активизацией водителей ритма II, III порядков и последующей асистолией или внезапной фибрилляцией желудочков;
- снижение артериального давления, определяемого на плечевой артерии в виде одиночного глухого удара на уровне 40-30 мм рт. ст.;
- пульс только на магистральных артериях - сонной и бедренной.
Клиническая смерть - обратимая фаза умирания, характеризующаяся определенной жизнеспособностью клеток головного мозга при прекращении спонтанного дыхания и минимально эффективном кровообращении. Продолжительность клинической смерти при нормальной внешней температуре - не более 4 мин. В условиях гипотермии, при отсутствии судорог, у детей продолжительность клинической смерти несколько больше.
Диагностические критерии клинической смерти:
1. Бледные или мраморно-цианотичные кожные покровы.
2. Отсутствие сознания (человек не реагирует на окрик, боль, встряхивание).
3. Отсутствие пульса на сонных артериях (отсутствие кровообращения).
4. Расширение зрачков, отсутствие их реакции на свет. Известно, например, что расширение зрачков наблюдается уже на второй минуте клинической смерти и свидетельствует о том, что половина времени возможной жизни клеток мозга уже прошла. При этом следует иметь в виду, что при отравлении наркотиками, снотворными, фосфорорганическими соединениями, при клинической смерти в условиях гипотермии наблюдаются узкие зрачки.
5. Отсутствие дыхания.
Нет необходимости в инструментальных методах диагностики клинической смерти (аускультации сердца и легких, регистрации ЭКГ или ЭЭГ), так как это приводит к потере времени возможной реанимации. Подобного рода исследования целесообразны и необходимы лишь при условии одновременного выполнения реанимационных мероприятий, и ни в коем случае они не должны препятствовать их выполнению. Фактор времени начала реанимационных мероприятий играет огромную роль и особенно важен для полноценной последующей психоневрологической реабилитации оживленного пациента.
Если реанимационные мероприятия не проводятся или неэффективны, то через 10-15 мин после клинической наступает биологическая смерть (необратимое состояние, когда оживление организма как биологической системы невозможно).
Диагностические критерии биологической смерти:
1. Все признаки клинической смерти.
2. Помутнение и высыхание роговицы, симптом “кошачьего глаза” - вытягивание зрачка по вертикали при сдавливании глазного яблока по горизонтали (ранние признаки).
3. Трупные пятна и трупное окоченение (поздние признаки).
При обнаружении явных признаков биологической смерти (неэффективность сердечно-легочной реанимации в течение не менее 30 мин, неоднократная остановка сердца при проведении реанимации), а также в некоторых случаях документированного нежелания родственников в реанимации больных врач констатирует биологическую смерть, фиксирует все ее признаки, объясняет ситуацию родственникам, а в случаях насильственной смерти сообщает о случившемся в милицию.
Сердечно-легочная реанимация не показана при констатации смерти мозга консилиумом врачей в условиях стационара в процессе лечения больного. Врач скорой медицинской помощи вправе установить смерть мозга в случаях открытой черепно-мозговой травмы и грубого размозжения мозговых тканей или расчленения туловища.
Любому человеку (больному или пострадавшему) в терминальном состоянии необходима сердечно-легочная реанимация, которая заключается в проведении искусственного дыхания (ИВЛ), закрытого массажа сердца (электрокардиостимуляции и (или) дефибрилляции), коррекции метаболических расстройств и профилактики необратимых повреждений центральной нервной системы.
Показанием для реанимации являются признаки клинической смерти - отсутствие сознания, отсутствие пульсации сонных артерий, дыхания.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4392;