Предыстория вопроса. Участники возможного процесса дестабилизации обстановки в Арктическом регионе
Ранее к арктическим государствам относили: Россию, Соединенные Штаты Америки, Норвегию, Канаду, Данию (Гренландия) и, по взаимной договоренности, за каждым из указанных государств были закреплены соответствующие секторы Арктики, образуемые меридианами от крайних точек северных границ этих государств до северного полюса планеты. И, пока Арктика представлялась всем ледяной пустыней, такое деление всех устраивало, претензий никто ни к кому не предъявлял. С открытием в этом регионе больших запасов углеводородов и других полезных ископаемых военно-политические руководства ряда зарубежных стран стали активно разрабатывать новые стратегии продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики.
В настоящее время на арктический регион претендуют, в разной степени, уже семнадцать государств: США, Норвегия, Канада, Дания, Россия, Великобритания, Исландия, Бельгия, Ирландия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Латвия, Литва, Эстония, Польша и Германия. Некоторые эксперты не согласны с таким делением и настаивают, что уже более двадцати стран, включая Японию и Китай, втянуты в этот процесс. Даже Китай имеет наземную базу на Шпицбергене, в 2012–2015 гг. планирует провести три серьезных экспедиции в Арктику и построить второй ледокол водоизмещением около 8000 тонн. Первый ледокол такого типа уже несет службу в арктических районах [47].
Не опровергая мнение экспертов, в данном исследовании сосредоточимся только на вышеупомянутых семнадцати странах.
Большая часть этих стран входит в блок НАТО (США, Великобритания, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Нидерланды) и выступает единым фронтом, участвуя в других межгосударственных образованиях (советах), решающих вопросы Арктики. К таким в первую очередь относятся: Арктический совет, Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР), Комиссия Европейских сообществ, Совет министров Северных стран (Северный совет) и другие.
В Арктический совет входят 8 арктических государств: США, Канада, Исландия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Отдельные страны также хотят участвовать в Арктическом совете в качестве постоянных наблюдателей. Китай уже подал заявку на приобретение такого статуса [47].
В Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) входят Дания, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств – Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония – имеют статус наблюдателей.
В Северный совет входят члены Совета министров северных стран. Это – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, автономные территории: Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия). Кроме этого, с 1991 г. существуют информационные офисы Северного совета в Эстонии, Латвии и Литве, а также в Санкт-Петербурге и Калининграде [5].
При этом практически все эти страны имеют претензии друг к другу по поводу тех или иных территорий, входящих в зону Арктики.
Так, например:
– Канада конфликтует с Данией, и на границе между Данией и Канадой может разгореться первый нецивилизованный конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый островок Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Собственно, остров представляет собой всего лишь трехкилометровую полосу обледенелых скал. До сих пор за скалу в океане шла флажная война. Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако, в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные манёвры, глава министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе;
– Бельгия имеет не разрешенный спор с Ирландией;
– Великобритания спорит за континентальный шельф с Данией, Исландией и Ирландией;
– Канада спорит с США из-за морской границы в море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил;
– Ирландия не разрешила до конца вопросы с Данией, Великобританией и Исландией по континентальному шельфу Фарерских островов за пределами двухсотмильной зоны;
– Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией, спорит с Данией о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами, спорит с Данией, Великобританией и Ирландией о континентальном шельфе Фарерских островов вне двухсотмильной зоны;
– Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией, спорит с Исландией о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами, ведет спор с Исландией, Великобританией и Ирландией о континентальном шельфе Фарерских островов вне двухсотмильной зоны. Спорит с Канадой за остров Ханса;
– Норвегия имеет особые претензии к России (территориальные притязания в Арктике – Земля Королевы Мод, Свальбард (Шпицберген) [5] и другие. Даже подписанный в 2010 году руководителями этих стран договор о разграничении примерно 175 тыс. кв. км богатой нефтью и газом приграничной акватории, по мнению отдельных экспертов, является той уступкой со стороны России, которая не решит проблемы [12, 15];
– США претендуют на районы, которые Россия считает своими, и устремлены к установлению контроля за Северным морским путем, спорят с Канадой из-за морской границы в море Бофорта, пролива Хуан-де-Фука, острова Мачиас-Сил.
Даже такой неполный перечень причин и возможных участников дестабилизации обстановки в Арктическом регионе заставляет сосредоточить внимание мирового сообщества на решении проблем Арктики. Ведь, с известной долей условности, можно утверждать, что она на сегодняшний день является источником не только новых информационных, но и «горячих» войн, способных перерасти в мировой конфликт. Корреспондент британской «The Times» Тони Халпин также считает, что вопрос о том, кому принадлежит Арктика, может спровоцировать новую мировую войну [31].
Трудно спорить с экспертами, утверждающими, что начало активной фазы арктического противостояния приходится на девяностые годы, когда Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и согласилась с установлением ей 200-мильной зоны без признания приоритета России над остальными территориями Арктического сектора (по меридианам к северному полюсу), ранее относящегося к России. Факт усиления противоречий приходится на эти годы. Кстати, Америка до сих пор не ратифицировала указанную Конвенцию, что способствует ей в решении своих арктических вопросов.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1840;