Люксембург. История государства.


 

Люксембург - ми­ни­атюр­ное го­су­дар­с­т­во на за­па­де Ев­ро­пы, од­но из древ­ней­ших на кон­ти­нен­те. Его ис­то­рия вос­хо­дит к 963 г., ког­да ар­ден­нский граф Зиг­ф­рид, вас­сал гер­ман­с­ко­го ко­ро­ля и им­пе­ра­то­ра, по­лу­чил во вла­де­ние мас­сив­ную ска­лу Бокк и пос­т­ро­ил там ры­цар­с­кий за­мок, по­лу­чив­ший наз­ва­ние по име­ни древ­ней­ше­го ук­реп­ле­ния - Лю­ци­лин­бур­хук, что в пе­ре­во­де оз­на­ча­ет «ма­лень­кая кре­пость». Поз­д­нее это наз­ва­ние тран­с­фор­ми­ро­ва­лось в Лют­цель­бург, за­тем - в Люк­сем­бург. За­мок по­ло­жил на­ча­ло го­ро­ду, а впос­лед­с­т­вии и го­су­дар­с­т­ву Люк­сем­бург.

Удобное ге­ог­ра­фи­чес­кое по­ло­же­ние на пе­рек­рес­т­ке важ­ных тор­го­вых пу­тей­, раз­но­об­ра­зие при­род­ных ус­ло­вий и бо­гат­с­т­во ес­тес­т­вен­ны­ми ре­сур­са­ми де­ла­ли Люк­сем­бург ла­ко­мым кус­ком для со­сед­них стран, борь­ба за об­ла­да­ние ко­то­рым не прек­ра­ща­лась на про­тя­же­нии сто­ле­тий. Стра­ну при­со­еди­ня­ли то к од­но­му, то к дру­го­му го­су­дар­с­т­ву. За­во­ева­те­ли - бур­гун­д­цы, ис­пан­цы, фран­цу­зы, ав­с­т­рий­цы, прус­са­ки - час­то сме­ня­ли друг дру­га. Го­род Люк­сем­бург 22 ра­за на­хо­дил­ся в оса­де.

В сред­ние ве­ка Люк­сем­бург был за­мет­ным фе­одаль­ным вла­де­ни­ем в За­пад­ной Ев­ро­пе. Его тер­ри­то­рия тог­да при­мер­но в 4 ра­за пре­вы­ша­ла сов­ре­мен­ную. В на­ча­ле XIV в. люк­сем­бур­г­с­кий граф Ген­рих III, из­б­ран­ный им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим­с­кой им­пе­рии, стал ос­но­ва­те­лем Люк­сем­бур­г­с­кой ди­нас­тии в Гер­ма­нии, а в 1354 г. Люк­сем­бург был про­воз­г­ла­шен гер­цог­с­т­вом в сос­та­ве гер­ман­с­ких зе­мель. Од­на­ко в 1443 г. он был за­во­еван Фи­лип­пом Бур­гун­д­с­ким. С это­го вре­ме­ни на­чал­ся от­с­чет че­ты­рех сто­ле­тий ино­зем­но­го гос­под­с­т­ва.

В се­ре­ди­не XVI в. Люк­сем­бург ото­шел к Ис­па­нии. Ис­пан­с­кое вла­ды­чес­т­во, про­дол­жав­ше­еся с не­боль­ши­ми пе­ре­ры­ва­ми до 1714 г., бы­ло са­мым тя­же­лым пе­ри­одом в ис­то­рии Люк­сем­бур­га, ус­та­но­вил­ся ре­жим жес­т­кий и па­ра­зи­ти­чес­кий. Это бы­ло вре­мя раз­гу­ла ин­к­ви­зи­ции, вы­ка­чи­ва­ния из стра­ны на­ло­гов и ма­те­ри­аль­ных цен­нос­тей­, ра­зо­ре­ния крес­ть­ян­с­т­ва, вер­бо­вок сол­дат для неп­рек­ра­щав­ших­ся войн Ис­па­нии в Ев­ро­пе и ог­ром­ных за­мор­с­ких вла­де­ни­ях. Про­тив это­го ре­жи­ма под­ня­лось на­се­ле­ние поч­ти всех ис­пан­с­ких Ни­дер­лан­дов, объ­еди­нив­ших­ся в 1566 г. в Ико­но­бор­чес­ком вос­ста­нии. Лишь люк­сем­бур­ж­цы ос­та­лись в сто­ро­не. А гу­бер­на­тор гер­цог­с­т­ва граф фон Ман­с­фельд учас­т­во­вал вмес­те с «кро­ва­вым» гер­цо­гом Аль­бой в жес­то­ком по­дав­ле­нии вос­ста­ния. Ни Ре­фор­ма­ция, ни Крес­ть­ян­с­кая вой­на в Гер­ма­нии XVI в., ни раз­го­рев­ша­яся в се­ре­ди­не XVII в. борь­ба Ни­дер­лан­дов про­тив ис­пан­с­ко­го вла­ды­чес­т­ва не наш­ли серь­ез­но­го от­з­ву­ка в Люк­сем­бур­ге. Этот край мно­гие ве­ка слу­жил оп­ло­том ре­ак­ци­он­но­го дво­рян­с­т­ва и ка­то­ли­чес­кой цер­к­ви. Не уди­ви­тель­но, что, ког­да в 1648 г. по Вес­т­фаль­с­ко­му ми­ру, по­ло­жив­ше­му ко­нец Трид­ца­ти­лет­ней вой­не, се­вер­ная часть ис­пан­с­ких Ни­дер­лан­дов ста­ла Гол­лан­д­с­кой рес­пуб­ли­кой­, Люк­сем­бург ос­тал­ся вмес­те с их юж­ной час­тью по-преж­не­му под гне­том ис­пан­с­кой ко­ро­ны. И лишь по Ут­рех­т­с­ко­му и Раш­тат­тско­му до­го­во­рам, за­кон­чив­шим вой­ну за Ис­пан­с­кое нас­лед­с­т­во, в 1714 г. он пе­ре­шел к Ав­с­т­рии, под влас­тью ко­то­рой на­хо­дил­ся вплоть до Фран­цуз­с­кой ре­во­лю­ции XVI­II в.

В XVI­II в. Люк­сем­бург яв­лял со­бой жал­кое зре­ли­ще. Мно­го­чис­лен­ные вой­ны ра­зо­ри­ли стра­ну и до­ве­ли до об­ни­ща­ния ее жи­те­лей. Об­ру­шив­ши­еся в на­ча­ле ве­ка не­ви­дан­ные сти­хий­ные бед­с­т­вия, в ре­зуль­та­те ко­то­рых по­гиб­ли по­се­вы, ви­ног­рад­ни­ки и фрук­то­вые де­ревья, усу­гу­би­ли и без то­го бед­с­т­вен­ное по­ло­же­ние на­се­ле­ния. Пос­ле­до­вав­шие за­тем го­лод и эпи­де­мия чу­мы выз­ва­ли мас­со­вую эмиг­ра­цию. Все, кто мог, уез­жа­ли в Аме­ри­ку и Ка­на­ду. Ос­та­вав­ши­еся в стра­не жи­те­ли по­пол­ня­ли тол­пы го­лод­ных и обор­ван­ных бро­дяг, ко­ле­сив­ших по до­ро­гам в по­ис­ках пи­щи. В си­лу ис­то­ри­чес­ко­го раз­ви­тия и при­род­ных ка­так­лиз­мов Люк­сем­бург от­с­тал в сво­ем раз­ви­тии на два сто­ле­тия.

Однако нес­мот­ря на ра­зо­ри­тель­ные вой­ны, сти­хий­ные бед­с­т­вия и об­щую от­с­та­лость стра­ны, хо­зяй­ст­во ее, хо­тя и мед­лен­но, но про­дол­жа­ло раз­ви­вать­ся. На по­лях по­яви­лись но­вые куль­ту­ры, в том чис­ле за­ве­зен­ный из Флан­д­рии кар­то­фель. На ба­зе бо­га­тых мес­то­рож­де­ний же­лез­ной ру­ды рос­ла ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, в ос­нов­ном для во­ен­ных це­лей. В се­ре­ди­не XVI­II в. бы­ли пос­т­ро­ены ко­же­вен­ный за­вод и фа­ян­со­вая фаб­ри­ка. Но в це­лом Люк­сем­бург ос­та­вал­ся стра­ной сель­с­ко­хо­зяй­ст­вен­ной с от­дель­ны­ми оча­га­ми ме­тал­лур­гии и про­из­водств по пе­ре­ра­бот­ке мес­т­но­го сырья. Го­ро­да рос­ли мед­лен­но и бы­ли срав­ни­тель­но не­ве­ли­ки. Так, в кон­це XVI­II в. го­род Люк­сем­бург нас­чи­ты­вал ме­нее 9 тыс. жи­те­лей.

В 1792 г. Люк­сем­бург за­ня­ли вой­ска ре­во­лю­ци­он­ной Фран­ции, а 1 ок­тяб­ря 1795 г. ре­ше­ни­ем Кон­вен­та он был при­со­еди­нен к Фран­ции как но­вый де­пар­та­мент Фо­рэ (Де­пар­та­мент ле­сов). Это при­ве­ло к кру­ше­нию гос­под­с­т­во­вав­ших в стра­не фе­одаль­ных по­ряд­ков и ус­та­нов­ле­нию бур­жу­аз­но­го строя. На Люк­сем­бург бы­ло рас­п­рос­т­ра­не­но фран­цуз­с­кое за­ко­но­да­тель­с­т­во. От­ме­не­ны кре­пос­т­ное пра­во и фе­одаль­ные по­вин­нос­ти крес­ть­ян, при­ви­ле­гии дво­рян­с­т­ва и ду­хо­вен­с­т­ва, лик­ви­ди­ро­ва­ны мо­нас­ты­ри, а их соб­с­т­вен­ность бы­ла объ­яв­ле­на на­ци­ональ­ным дос­то­яни­ем. К влас­ти приш­ла бур­жу­азия.

После па­де­ния им­пе­рии На­по­ле­она по ре­ше­нию Вен­с­ко­го кон­г­рес­са в 1815 г. Люк­сем­бург был от­де­лен от Фран­ции и про­воз­г­ла­шен са­мос­то­ятель­ным Ве­ли­ким Гер­цог­с­т­вом. При этом он по­те­рял часть ото­шед­ших к Прус­сии зе­мель по пра­во­му бе­ре­гу Мо­зе­ля. В ка­чес­т­ве «ком­пен­са­ции» за быв­шие вла­де­ния, при­со­еди­нен­ные к Гер­цог­с­т­ву Гес­сен, ко­роль Ни­дер­лан­дов по­лу­чил ко­ро­ну ве­ли­ко­го гер­цо­га Люк­сем­бур­га, и, та­ким об­ра­зом, Люк­сем­бург ока­зал­ся в лич­ной унии с Ни­дер­лан­да­ми. Сво­е­об­ра­зие по­ло­же­ния Люк­сем­бур­га сос­то­яло в том, что он был свя­зан так­же с Гер­ман­с­ким со­юзом, в ко­то­рый вхо­дил вплоть до рас­па­да со­юза в 1866 г. В си­лу этой свя­зи го­род Люк­сем­бург - силь­ней­шая в Ев­ро­пе пос­ле Гиб­рал­та­ра кре­пость - был приз­нан кре­пос­тью Гер­ман­с­ко­го со­юза и за­нят прус­ски­ми вой­ска­ми. В го­ро­де был рас­к­вар­ти­ро­ван прус­ский гар­ни­зон, ко­то­рый в обыч­ное вре­мя нас­чи­ты­вал око­ло 4 тыс. сол­дат, а в пе­ри­оды кри­зи­сов до­хо­дил до 7 тыс.

В ре­зуль­та­те ре­во­лю­ции 1830 г., ох­ва­тив­шей вслед за Фран­ци­ей Бель­гию и Люк­сем­бург, об­ра­зо­ва­лось не­за­ви­си­мое бель­гий­ское го­су­дар­с­т­во, к ко­то­ро­му в 1831 г. доб­ро­воль­но при­со­еди­ни­лась поч­ти вся тер­ри­то­рия Люк­сем­бур­га, за ис­к­лю­че­ни­ем са­мой кре­пос­ти с бли­жай­ши­ми ок­рес­т­нос­тя­ми. В ре­зуль­та­те де­вя­ти­лет­ней борь­бы меж­ду Бель­ги­ей и Ни­дер­лан­да­ми вок­руг люк­сем­бур­г­с­ко­го воп­ро­са был дос­тиг­нут ком­п­ро­мисс. Трак­тат, под­пи­сан­ный в 1839 г. в Лон­до­не пред­с­та­ви­те­ля­ми пя­ти ве­ли­ких дер­жав (Ве­ли­коб­ри­та­ния, Прус­сия, Ав­с­т­рия, Фран­ция, Рос­сия), с од­ной сто­ро­ны, и Бель­гии и Ни­дер­лан­дов

- с дру­гой­, пре­дус­мат­ри­вал раз­дел тер­ри­то­рии быв­ше­го Ве­ли­ко­го Гер­цог­с­т­ва. При­мер­но 2/3 ее отош­ли к Бель­гии, об­ра­зо­вав про­вин­цию Люк­сем­бург, а три рай­она (Люк­сем­бург, Ди­кирх, Гре­вен­марх) бы­ли воз­в­ра­ще­ны Ни­дер­лан­дам, сос­та­вив в ос­нов­ном тер­ри­то­рию сов­ре­мен­но­го го­су­дар­с­т­ва Люк­сем­бург. Не­до­воль­с­т­во в Люк­сем­бур­ге ут­ра­той весь­ма зна­чи­тель­ной час­ти тер­ри­то­рии по­бу­ди­ло ко­ро­ля Ни­дер­лан­дов про­воз­г­ла­сить в 1841 г. дек­ла­ра­цию не­за­ви­си­мос­ти этой ма­лень­кой стра­ны в знак не­ко­то­рой «ком­пен­са­ции» при сох­ра­не­нии, од­на­ко, лич­ной унии.

Вопрос о пол­ной не­за­ви­си­мос­ти Ве­ли­ко­го Гер­цог­с­т­ва был ре­шен лишь пос­ле рас­па­да в 1866 г. Гер­ман­с­ко­го со­юза. Воз­ник­шая меж­ду Фран­ци­ей и Прус­си­ей борь­ба за при­со­еди­не­ние Люк­сем­бур­га ед­ва не при­ве­ла к вой­не. Кон­ф­ликт был раз­ре­шен Лон­дон­с­кой кон­фе­рен­ци­ей ве­ли­ких дер­жав в 1867 г., ко­то­рая оп­ре­де­ли­ла ста­тус Люк­сем­бур­га, про­воз­г­ла­сив его пос­то­ян­ный не­во­ору­жен­ный ней­тра­ли­тет, га­ран­ти­ро­ван­ный ве­ли­ки­ми дер­жа­ва­ми. Впер­вые в ис­то­рии Люк­сем­бур­га воп­рос о его судь­бе ре­шал­ся с учас­ти­ем са­мо­го люк­сем­бур­г­с­ко­го пра­ви­тель­с­т­ва, приг­ла­шен­но­го в Лон­дон. Прус­сия обя­за­лась пос­ле ра­ти­фи­ка­ции до­го­во­ра вы­вес­ти свой гар­ни­зон из Люк­сем­бур­га, а Люк­сем­бург - раз­ру­шить все кре­пос­т­ные со­ору­же­ния и не воз­во­дить та­ко­вых в бу­ду­щем. Люк­сем­бур­гу зап­ре­ща­лось так­же иметь на сво­ей тер­ри­то­рии соб­с­т­вен­ные круп­ные во­ин­с­кие фор­ми­ро­ва­ния. Для под­дер­жа­ния внут­рен­не­го по­ряд­ка и спо­кой­ст­вия в стра­не бы­ли ос­тав­ле­ны лишь две ро­ты жан­дар­мов и во­лон­те­ров об­щей чис­лен­нос­тью 300 че­ло­век.

Решение Лон­дон­с­кой кон­фе­рен­ции бы­ло под­т­вер­ж­де­но в Кон­с­ти­ту­ции Люк­сем­бур­га (1868), объ­явив­шей Ве­ли­кое Гер­цог­с­т­во «не­за­ви­си­мым, не­де­ли­мым и не­от­чуж­да­емым, на­веч­но ней­траль­ным го­су­дар­с­т­вом». Приз­нав гла­вой го­су­дар­с­т­ва, как и преж­де, ве­ли­ко­го гер­цо­га, Кон­с­ти­ту­ция в то же вре­мя ог­ра­ни­чи­ла его пра­ва, зак­ре­пив за­ко­но­да­тель­ные фун­к­ции за па­ла­той де­пу­та­тов в ко­ли­чес­т­ве 54 че­ло­век, из­би­ра­емых на шесть лет пу­тем все­об­щих пря­мых вы­бо­ров. Пра­ви­тель­с­т­во, наз­на­ча­емое ве­ли­ким гер­цо­гом, дол­ж­но бы­ло нес­ти от­вет­с­т­вен­ность пе­ред па­ла­той де­пу­та­тов.

Провозглашение Люк­сем­бур­га ней­траль­ным, сво­бод­ным и не­за­ви­си­мым го­су­дар­с­т­вом ос­во­бо­ди­ло его от бре­ме­ни во­ен­ных рас­хо­дов, во­ин­с­кой по­вин­нос­ти, что спо­соб­с­т­во­ва­ло рос­ту хо­зяй­ст­вен­ной ак­тив­нос­ти и подъ­ему бла­го­сос­то­яния на­се­ле­ния. При­ня­тие Кон­с­ти­ту­ции яви­лось сти­му­лом для раз­ви­тия внут­ри­по­ли­ти­чес­кой жиз­ни. Про­воз­г­ла­шен­ные ею сво­бо­ды, в час­т­нос­ти сво­бо­да со­юзов и пе­ча­ти, спо­соб­с­т­во­ва­ли соз­да­нию по­ли­ти­чес­ких пар­тий­, пред­с­тав­ляв­ших раз­лич­ные слои об­щес­т­ва, рос­ту на­ци­ональ­но­го са­мо­соз­на­ния.

 



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1606;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.