Возникновение славянских государств. Восточные славяне: хозяйство, появление государства. Расцвет Киевской Руси
1. Происхождение славян. Отношения с соседями
2. Экономический строй и общественные отношения в восточнославянских племенах
3. Возникновение государства. Норманнская теория. Древнерусская государственная модель
4. Русские князья IX – X вв. Принятие христианства. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. «Русская правда»
Изучение истории нашего Отечества - занятие необходимое, полезное и вместе с тем нелегкое. Наша история объемна, богата событиями. Грустно сознавать, что уже несколько веков мы проходим путь «догоняющего развития»: монголо-татарское нашествие, запоздалая отмена крепостничества – эти факторы привели к отставанию в социально-экономическом развитии. В начале и в конце ХХ века Россия оказалась на перепутье. Сначала стране навязали социальный эксперимент по построению принципиально новой модели общества, основанного на равенстве и государственно регулируемой экономике. В конце столетия искусственно созданное общество зашло в тупик, но народ нашел в себе силы продолжить свой исторический путь на основе новых ценностей – рыночной экономики и демократии.
О наших далеких предках – славянах - сообщают греческие, римские, арабские, византийские историки и путешественники. В разных источниках упоминаются названия: анты, склавины, венеды. В III-VI в. в результате Великого переселения славянские племена перемещаются из Центральной Европы на восток, где жили финно-угорские и балтские племена, но конфликтов не было, т.к. плотность населения была очень невелика. К тому же перечисленные племена и славяне предпочитали разные способы ведения хозяйства: первые хозяйствовали в лесах, славяне стали возделывать свои поля в долинах рек.
Однозначного ответа о происхождении славян нет: источники слишком малочисленны и противоречивы, даже в «Повести временных лет» множество противоречий. Есть любопытная версия, утверждающая, что в IV тыс. до н.э. предки славян жили с предками народов Индии, Пакистана, Ирана (слова “Днепр”, “Днестр”, “Дон”, бог, топор, собака). Так или иначе, в результате переселений сложилось 3 ветви: восточные, западные, южные славяне. Восточные славяне занимали территорию от Карпат на Западе до Средней Оки и верховьев Дона на Востоке, от Ладожского озера на севере и Среднего Днепра на юге. Большие племенные союзы имели похожие обряды погребения, украшения и др. элементы культуры. Известны названия больших племен: поляне, древляне, кривичи, вятичи, уличи, радимичи, дреговичи, тиверцы, дулебы, волыняне, бужане, ильменцы и др.
В IV в. славяне воевали с германскими племенами готов, под их давлением славяне как раз и расселялись на восток. Особое место занимают отношения с кочевниками. Сначала в IV в. гунны под предводительством Атиллы двигаясь из Азии в Восточную Европу, увлекли за собой в Европу часть славян. Затем целенаправленно стремились потеснить или подчинить славян другие кочевники. В VI в. в южнорусских степях обосновались аварцы. Аварский каганат беспокоил славян вплоть до VII в., пока не был разбит Византией. Тогда эти же степи заняло Болгарское царство. Оно имеет любопытное происхождение: тюрки, проиграв серию войн, были ассимилированы славянами, последние оставили название. Долгое время славяне боролись с Хазарским каганатом.Пожалуй, это самое сильное государство, оно взимало дань вплоть до IX в. Из Алтайских степей совершали походы кочевники Тюркского каганата
Славяне неоднократно совершали походы на Византию. Современники отмечают, что наши предки были довольно воинственными, в походах нередко участвовали женщины. Умереть не в бою, а от старости считалось позором. Славяне умели создавать союзы с бывшими врагами для похода на третьи страны.
2.Славяне селились по берегам рек, поселения обычно состояли из 3-4 поселков. Река, ров, вал служили естественными укреплениями. Расстояние между поселками в среднем составляло 5 км, а между поселениями – 30-100 км. Жилища представляли собой рубленые избы и полуземлянки, всегда однокамерные, в центре размещались печи или очаги (каменные или глинобитные). Стены в домах были деревянными, крыша была обмазана глиной. Печи топились по-черному.
Хозяйство велось натуральным экстенсивным способом.
Занятия.Земледелие: выращивание зерновых - пшеницы, ржи, овса, ячменя, проса, огородных культур - репы, капусты, свеклы, моркови, редьки, чеснока, технических культур – льна, конопли
Существовали разные системы земледелия: на севере, где господствовали леса – подсечно-огневая. Деревья подрубались, высыхали и на следующий год поджигались, пни выкорчевывались, земля удобрялась золой без пахоты, рыхлением. Участки использовалась 2-3 года, потом бросались. В качестве орудий труда использовались мотыга, борона-суковатка (для рыхления почвы), урожай собирали серпами, молотили цепами. Измельчали зерно зернотерками и ручными жерновами. На юге: был распространен перелог. Землю использовали до истощения, затем переходили на новые участки. Здесь основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг с железным лемехом
Скотоводство. Было развито коневодство, свиноводство, птицеводство (куры), на севере получила распространение охота на пушного зверя (белку, куницу, соболя). Популярным занятием было бортничество - собирание меда диких пчел.
Главным из ремесел было изготовление изделий из железа
Славяне участвовали в торговле с другими народами. Через Древнюю Русь проходил путь «из варяг в греки» из Византии на Балтику.
Славяне исповедовали язычество, служителей культа называли волхвами и кудесниками. Сложился целый пантеон богов. Главные боги: Перун - бог грома и войны, Род – бог неба и земли, Сварог – бог огня, Велес – скотоводства. Имена богов у различных племен отличаются друг от труда. У некоторых племен бога солнца звали Даждьбог, у других Ярило или Хорос.Богам приносили жертвы, иногда человеческие. Языческие культы отправлялись в специальных капищах, где обычно в центре располагались идолы.
В VI в. славяне живут родоплеменным строем. Родовая община, объединявшая родственников, распределяла земли, следила за их использованием, организовывала общинников на трудоемкие работы. Община сохранится даже тогда, когда возникнет государство. Раскопки доказывают, что социальные и имущественные различия оставались минимальными, т.к. не было обнаружено более богатых и менее богатых хозяйств.
В VII-VIII вв. начинается процесс разложения родоплеменного строя, на смену родовой общине приходит территориальная (соседская) община. Водоемы, земля, леса принадлежали общине. Похоже, что индивидуальных хозяйств тогда не было. Найденные избы всегда стояли близко друг к другу, соприкасаясь крышами. Летописи VII-VIII вв. сообщают о целых племенных союзах. Возглавляли их вожди – князья (бывшая родовая знать). Князья осуществляли суд. К тому времени территориальные представления возобладали над родственными.
Так поляне остановились на этом самоназвании, поскольку жили в полях, древляне в лесах, дреговичи в болотах (старосл. «дрягва»), на север от полян жили северяне. Это доказывает наличие определенных связей между племенными союзами накануне образования государства
Во всех обществах, стоящих на стадии разложения родового строя, немалую роль играет военная добыча: рабы, предметы роскоши. Князья распределяли их между приближенными, повышая их статус. Вокруг князя складывается дружина (от слова «друг»). Некоторое время дружина существовала параллельно с ополчением: полки, тысячи (во главе с тысяцким), и сотни (с сотниками). Выделение дружины – существенный шаг на пути к созданию государства. Дружина делилась на старшую и младшую (обслуживали княжеский двор). Дружине поручался сбор дани с покоренных племен. Походы за данью назывались полюдьем (с ноября по апрель). Облагался каждый двор («дым»).
Из трактата византийского императора Константина Багрянородного: «Зимний образ жизни самих росов таков. Когда наступает ноябрь, их князья со всеми росами выходят из Киева и отправляются в полюдье в земли древлян, кривичей, дреговичей, северян и прочих славян, которые являются данниками и союзниками россов. Кормясь так в течение всей зимы, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев». В крупных городах, где князь вершил суд, они останавливались надолго
3.О создании государства нет точных сведений, поскольку на это момент письменность еще не была распространена. Описанные племенные объединения известны еще с конца V века. Но их было немного. Известен союз во главе с Кием – удачливым полководцем, который в V в. основал Киев. К IX в. все признаки нарождающейся государственности были налицо, а именно:
использование орудий труда из железа,
преобразование родовой общины в соседскую,
появление городов,
появление дружины,
имущественное расслоение
Летописные рассказы, такие как «Повесть временных лет» и Новгородская летопись повествуют о призвании на княжение в Новгород варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора.
Первоначально варяги брали дань с новгородцев, затем были изгнаны, однако между племенами начались междоусобицы («и воевати почаша сами на ся»). Тогда враждующие обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна», а порядка в ней нет. Да и поидете княжить и володети нами». После чего Рюрик сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор – в Изборске.
Рассказ дал основание для норманнской теории, из которой следует вывод о колоссальном влиянии варягов на экономическое и социальное развитие славян, а также о неспособности создания государства своими силами. По мнению ее приверженцев, развитие Руси возможно только под иноземным руководством и по иноземным образцам. В Германии времен правления Гитлера даже заговорили о неполноценности славян, а памятка немецкому солдату от 1941 г. открывалась словами «Придите и владейте нами». Немецкие историки, приглашенные Петром I, впервые обнаружили, что славян не называли «русью», напротив, «руотси» называли тех, кто пришел с Рюриком. В переводе слово означает «воины-гребцы» или же «воины-разбойники». Получается, что и самоназвание русским дали скандинавы. С норманистами не согласны отечественные историки:
1) В летописном рассказе есть серьезное противоречие: в древнешведском языке слова «сине хус трувор» означают «с домом и дружиной». Таким образом, есть сомнения относительно реальности Синеуса и Трувора
2) В раннеклассовом обществе неизбежны конфликты; давно известно, что наилучший способ его урегулирования – вмешательство третьей стороны. Скандинавы и стали этой третьей стороной, поскольку последние нанимались на службу славянским князьям, ведь Русь в их понимании была страной несметных богатств
3) Государственность нельзя экспортировать, это многовековой результат исторических процессов, происходивших без инициативы варягов, все предпосылки сложились задолго до призвания иностранцев
4) Варяги могли активно участвовать в создании русского государства, ведь они были заинтересованы в порядке на территории, через которую проходил путь «из варяг в греки», однако к сер. XI в. путь утратил свое значение, а небольшое число варягов ассимилировалось со славянским населением
5) Не отмечено влияния скандинавов на язык и культуру в целом
В настоящее время не отрицается наличие внешнего фактора при создании русского государства. В 862 г. в Новгород был призван Рюрик, в 882 г. объединились Новгород и Киев. Скорее всего, это и есть ответ на вопрос «Откуду есть пошла земля русская». Признанный лидер антинорманистов Рыбаков уверен, что говорить о династии Рюриковичей неправомерно. Во время княжения Рюрика в Новгороде, Киев был освобожден от дани Аскольдом и Диром (их он считает славянами), затем потомок Рюрика Олег захватил Киев, но прокняжил он недолго. Нигде нет данных о том, что следующий киевский князь Игорь был потомком Олега, что дало повод Рыбакову считать Игоря потомком Аскольда или Дира. А это значит, что династия должна называться династией Игоревичей.
РАННЕФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО IX – нач. XII вв.
4. Хронологические рамки Киевской Руси определяют так: IX в.-нач.XII в. Перед молодым государством стояла серьезная задача - защита внешних границ, именно этим объясняется активная внешняя политика русских князей
862-879 новгородским княжеством правил Рюрик.Аскольд и Дир княжили в Киеве, освободив его от хазарской дани.
Олег(879-912)захватил власть после смерти Рюрика (до этого он был предводителем одного из варяжских отрядов). В 882 г. Олег обманом захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и таким образом, объединил Новгород и Киев. Олег включил в состав своего княжества древлян, северян, радимичей, совершил 2 удачных похода на Константинополь (907 и 911), что позволило подписать выгодные торговые договоры с Византией. Летопись донесла до нас легенду о том, как Олег пытался обмануть предсказание волхвов, и все же погиб от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня.
Затем княжил Игорь (912-945). Попытка собрать дополнительную дань с древлян закончилась его гибелью (945). Далее правила его жена Ольга(945-957). Она жестоко отомстила за его смерть мужа, древлян, приехавших сватать ее за князя Мала, велела живьем закопать в землю, а затем приказала спалить Искоростень. И все же ей пришлось уменьшить размер дани. В 957-972 гг. княжит сын Ольги и Игоря - Святослав. Он редко бывал в Киеве, зато много воевал. Ввязался в конфликт с Византией, и уже мечтал о переносе столицы на Дунай, но война приняла неудачный оборот, с большим трудом он спасся, попав в окружение. Расширил подвластные территории, подчинив вятичей. Еще при жизни разделил государство между сыновьями на уделы. Старший Ярополк стал наместником в Киеве, среднему Олегу передал Древлянскую землю, младшего Владимира (рожден от ключницы) призвали к себе новгородцы. Однажды, возвращаясь из неудачного похода против Византии, Святослав попал в засаду печенегов и был убит. Печенежский хан сделал из его черепа чашу, из которой пил на пирах, надеясь на новые силы и военные успехи.
Княжество получает Ярополк (972-980), который пошел войной на среднего брата, последний погиб в бою. В это время Владимир бежит «за море» и, вернувшись с наемной варяжской дружиной, наносит поражение Ярополку, он погибает. И тогда младший Владимирстал киевским князем (980-1015).
объединил всех восточных славян под властью Киева, добивался этого военными походами,
укреплял государственный аппарат, переходя к системе наместничества, наместниками чаще всего становились сыновья, у Владимира их было 12 от разных жен, и приближенные старшие дружинники,
совершенствовал оборону: для защиты от кочевников строились крепости, каждая из них имела сторожевую башню, которые современники прозвали огненным телеграфом,
содействовал строительству храмов, монастырей и градостроительству,
крестил Русь
До крещения Владимир пытался реформировать язычество: приказал создать пантеон из 9 главных богов во главе с Перуном, но результаты реформы не удовлетворили князя. Для облегчения принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие обряды. Перун преобразовался в пророка Илью, культ матери-земли соединился с поклонением Богородице, Велес стал святым Власием, солнечный бог Хорс стал Георгием-Победоносцем, поразившим дракона. Долгие годы на рождественских святках православные вели себя как на старинных языческих колядках: зимой ходили ряжеными и пели песни в честь солнца. Летний праздник Ивана Купалы ныне совпадает с днем Иоанна-Крестителя. Пасха совпадала с языческим праздником встречи весны. Сохранился обычай давать человеку 2 имени: одно мирское, а другим крестятся, чтобы не сглазили. Почитались русалки, лешие и домовые
Владимир канонизирован и ныне именуется равноапостольным.
Значение крещения Руси:
1. Укрепилось государство: а) государственная власть получила освящение, б) ушли в прошлое языческие нравы, поощрявшие агрессию, благодаря идее общности возникло чувство общности народа Руси, г) возрос международный авторитет Руси, т.к. язычество считалось примитивной религией
2. С принятием христианства начался расцвет русской культуры. Вместе с христианством пришла болгарская письменность, в Киев часто приезжали церковные грамотеи из Болгарии, Византии и Сербии
3. Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, вынуждая людей к совершенствованию огородничества (лучшими огородниками были монахи)
4.Совершенствуются приемы строительства, многие переданы русским мастерам византийцами
Отрицательные последствия:
1. Закладываются основы крепостничества, неравенство объявляется предопределенным свыше порядком.
2. Расширяется зависимость от Византии
Сыновья Владимира недолго жили в мире. Старший Святополк(1015-1019) развязал междоусобицу, за что и получил прозвище Окаянный. Против него выступил Ярослав(1019-1054). В его правление Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
- покончил с печенегами, теперь главные противники – половцы, утвердил свою власть в прибалтийских землях (основал г. Юрьев),
- расширял государство за счет династических браков (сам женился на шведкой принцессе),
- покровительствовал строительству храмов и градостроительству – при нем действовало около 400 храмов, парадным въездом в Киев стали Золотые ворота,
- развивал просветительские традиции: переписывалось и переводилось с греческого немало книг,
- является автором первой части «Русской правды»,
- способствовал росту международного авторитета Руси, благодаря чему впервые киевским митрополитом стал русский по происхождению Илларион
«Русская правда» - первый свод законов, 17 статей в нем написаны Ярославом. Он ограничил кровную месть ближайшими родственниками (отец, сын, брат, племянник, двоюродный брат), вскоре ее заменят штрафом. В «Правде Ярославичей» регулируются социальные и имущественные отношения: в ней есть положения о вотчине, расписаны категории свободных людей и рабов (к ним относились холопы и челядь), прописаны различные штрафы за их убийство
После смерти Ярослава пятеро его сыновей недолго держались дружно, соблюдая установленный отцом порядок: старший сын занимает киевский и престол, следующий – черниговский и т.д., после смерти старшего - переход на одну ступень вверх, если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети становились «изгоями». Когда в 70-е годы порядок был нарушен, начинается междоусобная борьба. Для прекращения усобиц в 1097 г. созван Любечский съезд по инициативе Владимира Мономаха, но вместо мира съезд признал распад Киевской Руси. В 1113 г. Киевляне призвали на внука Ярослава Владимира Мономаха (1113-1125). Он стал известным благодаря полководческим талантам, кроме того, был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха. Мономах много сделал для сохранения единства:
- организовывал общий отпор кочевникам,
- подавлял мятежи внутри государства, несмотря на явные признаки начинающегося дробления,
- при нем монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил начальную летопись;
- «Поучение детям» – философский трактат, наставления будущим поколениям, рекомендации по правилам поведения, мемуары и размышления
из «Поучения детям»:
«Сироте подавайте и вдовицу оправдывайте, не давайте сильному губить человека»
«Старого чтите как отца, а молодых как братьев»
«А более всего чтите гостя, простолюдин ли он или знатный посол»
«Не пропустите человека, не поприветствовав его»
«Жену любите, но не давайте власти над собой»
«Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь»
«Пусть не застанет вас солнце в постели»
«Бога ради, не ленитесь, молю вас, ибо только делом можно получить милость Божию»
В 1125-1132 правит его сын Мстислав, но после него начинаются конфликты между удельными князьями. Настает период феодальной раздробленности. Вначале Русь распалась на 15 государств, к середине XII в. их было уже около 50, к началу XIII в. – более 250.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 2616;