Повседневность как объект и предмет исторической науки.
Трансформационные процессы в истории человечества стали одной из причин переноса акцента с исследования государственных институтов, экономических структур и больших общностей на изучение небольших групп, стратегий поведения индивидов, а также переход от описания значимых событий к анализу повседневности, в которых главным объектом исследования становиться рядовой человек с его каждодневными проблемами питания, одежды, жилья, занятости, труда, отдыха, морали и т.д.. Повседневный мир —это мир, где люди живут, рождаются и умирают, радуются и плачут, любят и ненавидят. Повседневность, словно воздух, которым дышит человек. Видимо, поэтому историки веками игнорировали обыденную жизнь, отдавая предпочтение явлениям более сложным и проблемным: королям и дипломатам, войнам и революциям. А между тем только в рамках этого повседневного мира рождается и растёт человек, расцветает культура, искусство, наука и религия. Только жизненный мир при всех своих иллюзиях обладает непосредственной достоверностью.
История повседневности, как новое направление современной социальной истории, первоначально стала предметом специального исследования в трудах зарубежных историков из Германии А. Людтке и Х. Медик, которые отмечали, что она фокусируется на анализе поступков тех, кого называют «маленькими, простыми, рядовыми людьми», на «детальном историческом описании их душевных переживаний и воспоминаний, любви и ненависти, тревог и надежд на будущее». Исходя из толкования следует, что историческое исследование должно строиться не на традиционных представлениях миропространства, с официальной точки зрения, а с позиции отдельных индивидов, как бы «снизу» и «изнутри». Впервые была сделана попытка определить историю повседневности как своего рода новую исследовательскую программу. В конце XX – начале XXI вв. повседневность стала объектом внимания российских историков. Для понимания исторического аспекта повседневности как среды человеческого бытия важно осмыслить суть этого понятия, определяемого достаточно разнообразно в российской историографии. В словаре С.И. Ожегова под повседневностью понимаются быт, бытование. Исследователь Н.Л.Пушкарёва считает, что предметом «истории повседневности» является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах.
Исследователь повседневности, по мнению А.С.Сенявского,видят одну из своих задач в изучении условий работы, мотивации труда, отношений работников между собой и их взаимодействий, то есть они включают производственный быт в сферу повседневного.
Одним из значимых событий в российской гуманитарной науке явилось создание Научного Совета РАН «Человек в повседневности: прошлое и настоящее» от 16 апреля 2002 г. под председательством академика Ю.А. Полякова. Отечественные исследователи пришли к общему мнению о том, что историю советской повседневности логично рассматривать по четким критериям, в основу которых закладывается сферы жизненного пространства личности, а именно:
1) жилищные условия, медицина, питание;
2) образование, наука, искусство;
3) торговля, сервис, туризм, спорт;
4) семья, брак, гендерные проблемы.
История повседневности призывает к воспроизведению «всего многообразия личного опыта и форм самостоятельного поведения», к изучению «человека в труде и вне его». То есть центральными в анализе повседневности становятся «жизненные проблемы тех, кто в основном остались безымянными в истории». И, прежде всего, вопрос о том, как люди переживают воздействие разнообразных структур и процессов.
Существенное принципиальное отличие истории повседневности заключается в понимании изучения истории как процесса реконструкции прошлого. При таком подходе задача исследователя состоит в том, почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух времени. Необходимо создать сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки и поведение получили историческую оценку. В силу этого основой истории повседневности манифестируются производство и воспроизводство действительной жизни, где участники не только объекты, но и субъекты истории.
Исследование повседневности позволяет увидеть длинные промежутки истории и, одновременно, разобраться в «мелочах» жизни. Изучение повседневности дает возможность понять культурную ментальность, которая сохраняется на длинных исторических промежутках, разобраться в том, как теории претворяются в практику, какова этика повседневного поведения, которая состоит из незначительных, но решающих индивидуальных решений и выборов. Повседневность позволяет осмыслить не только правила и запреты данного общества, но и способы уклонения и отступления от них.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 503;