Дилемма заключенного»
Данная биматричная игра G(2´2)представлена табл. 4.2.
Таблица 4.2
Bm An | В1 | В2 |
А1 | (–1; –1) | (–10; 0) |
А2 | (0; –10) | (–6; –6) |
Интерпретация игры следующая.
Два заключенных находятся в разных камерах и подозреваются в совершении одного и того же преступления. Каждый из них располагает двумя стратегиями поведения: кооперативными (молчать и не давать показания) А1и В1, и некооперативными (давать показания на другого) А2и В2.
Нетрудно заметить, что вторые стратегии игроков предпочтительнее (доминируют) первых, и, следовательно, ситуацией равновесия будет пара (А2, В2) с выигрышем (–6; –6), но, очевидно, что ситуация (А1, В1), дающая выигрыш (–1; –1) более выгодна сразу для обоих игроков (правда, для ее достижения игрокам необходимо договориться между собой, т.е. вступить в коалицию, иначе можно попасть на невыгодные стратегии (А1, В2) и (А2, В1)).
Конкурирующие фирмы»
Эта биматричная игра G(2´2)представлена табл. 4.3.
Таблица 4.3
Bm An | В1 | В2 |
А1 | (5; 5) | (2; 7) |
А2 | (7; 2) | (3; 3) |
Здесь также у игроков (конкурирующих фирм) по две стратегии: стратегии сохранения цен на продаваемый ими товар А1, В1 и стратегии снижения цен А2, В2. Аналогично предыдущей игре вторые стратегии предпочтительнее первых и ситуацией равновесия является пара (А2, В2) с выигрышем (3; 3), но и в этой игре ситуация (А1, В1) с выигрышем (5; 5) более выгодна сразу для обоих игроков (правда, и здесь для ее достижения фирмам необходимо договориться не снижать цены, что может противоречить их интересам).
Семейный спор»
Рассмотри еще одну биматричную игру G(2´2),представленную табл. 4.4.
Таблица 4.4
Bm An | В1 | В2 |
А1 | (2; 1) | (–1; –1) |
А2 | (–5; –5) | (1; 2) |
У игроков А – мужа и В – жены имеются по две стратегии: А1 и В1 – пойти на футбол; А2 и В2 – пойти в театр. В данном случае получаем две ситуации равновесия – (А1, В1) с выигрышем (2; 1) и (А2, В2) с выигрышем (1; 2), но так как ситуации равновесия не являются равноценными, то данная игра считается неразрешимой по Нэшу.
Рефлексивная игра
Для поиска решения биматричной игры может быть использована игровая модель в виде так называемой рефлексивной игры, т.е. игры, в которой игрок моделирует поведение соперника.
Рассмотрим рефлексивную игру на примере приведенной выше игры «конкурирующие фирмы» (см. табл. 4.3) в предположении, что игрок А моделирует поведение (выбор) игрока В.Соответствующая матрица игры G(2´4) представлена табл. 4.5.
Таблица 4.5
Bj Ai | В1 | В2 | В3+ | В4– |
А1 | (5; 5) | (2; 7) | (5; 5) | (2; 7) |
А2 | (7; 2) | (3; 3) | (3; 3) | (7; 2) |
У игрока В (в отличие от табл. 4.3) добавились еще две «предполагаемые» стратегии – В3+ – отвечать той же по номеру стратегией, что выбрал игрок А, и В4– – отвечать противоположной стратегией.
Доказано, что в рефлексивной игре выигрывает тот игрок, у которого ранг рефлексии на единицу больше, чем у соперника. Если ранг рефлексии отличается больше, чем на единицу, то исход игры не ясен.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 431;