Самосознание личности как предмет научного анализа
Самосознание личности является одной из ключевых проблем психологической науки. Большинство ведущих психологов, в частности Л.С. Выготский [19], А.Н. Леонтьев [45], Б.Г. Ананьев [3], С.Л. Рубинштейн [60] и др. были едины в точке зрения на проблему самосознания как проблему «высокого жизненного значения, венчающую психологию личности» [45, c.228].
Изучение проблемы самосознания личности осуществлялось как отечественными, так и зарубежными авторами. Наибольший вклад в разработку данной проблемы среди зарубежных исследователей внесли: Р. Бернс [8], К. Роджерс [88], У. Джеймс [27], Т. Шибутани [117], Р. Лэнг [49] и др. Фундаментальные исследования самосознания осуществили В. В. Столин [107], [108], С. Р. Пантилеев [61],[62], И. И. Чеснокова [115], Е. Т. Соколова [101],[103], И. С. Кон [38],[39] и др. Однако существующую в настоящее время степень развития психологии самосознания нельзя назвать достаточной [108]. До настоящего времени не существует общепризнанной трактовки самосознания личности.
А. Н. Леонтьевым [45] самосознание понимается не как любое самоописание, самопознание или комплекс самооценок. Самосознание личности направлено на то основное, что составляет ее психологическую сущность – на ее собственный личностный способ интеграции деятельностей, интеграции и иерархизации ее мотивов. С точки зрения С.Л. Рубинштейна [60], самосознание – это осознание себя как сознательного объекта, реального индивида, а не сознание своего сознания.
В. П. Зинченко [32] в логической цепочке сознание-самосознание выделяет два слоя сознания: бытийное сознание (сознание для бытия), рефлективное сознание (сознание для сознания), эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое автор определяет как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Структурное единство простейших форм самовосприятия, так называемое «чувство Я», благодаря которому человеку задается его психосоматическая целостность – неотъемлемая часть самосознания, его базис. Способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает, определяет механизм функционирования и детерминирует остальные, дискурсивно-организованные формы психического самоконтроля.
По В. В. Столину [108], процесс самосознания «происходит в виде переживания конфликтных смыслов, в ходе которого для личности становится ясным, что она может преодолеть, что заставляет ее отступить и через какие преграды личность не может переступить даже под жестоким давлением обстоятельств» [108, c. 23]. Одним из основных механизмов самопознания личности является обнаружение ее собственных черт в ситуации поступка. Процесс самосознания реализуется в виде внутреннего диалога, одной из форм которого является диалог между «Я» и «не-Я». Этот диалог реализует функции стабилизации самоотношения, самопознания путем «вживания» в «не-Я» и отделения «Я» от «не-Я», защиты и поддержания самоотношения, дальнейшей переработки знаний о себе, соотнесения знаний о себе и отношения к себе. Диалогическая активность может отличаться у разных людей как по степени развернутости и свернутости, так и по характеру отношений между участвующими в диалоге инстанциями.
В настоящее время в научной литературе самосознание рассматривается как «совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему» [29, с. 4]. Чаще всего самосознание рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как «Я». Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 444;