Деление понятий. Классификация
Если определение задает содержание понятий, то деление раскрывает их объем. Чтобы получше представить себе, какую помощь может оказать деление в практической и научно-исследовательской деятельности, представим себе такую ситуацию. Работники уголовного розыска прибыли расследовать тяжелое преступление, совершенное в таком месте, где расположены молодежное общежитие, небольшое кафе и жилой дом. Руководитель следственной группы, распределяя между своими сотрудниками работу по поиску и опросу возможных свидетелей, подразделяет весь контингент людей, с которыми предстоит поговорить, на три категории: молодежь, работники кафе, жильцы дома. Спрашивается, может ли возникнуть путаница и дублирование в работе при таком подразделении всех возможных свидетелей? Совершенно очевидно, что без дополнительных уточнений отправившиеся выполнять поручение работники кого-то могут опросить два или три раза, а кого-то упустят. Следователь, направленный в молодежное общежитие, может узнать, что кто-то из его обитателей работает в кафе, и не станет его разыскивать, понадеявшись на своего коллегу, проводящего опрос там. А тот вполне может быть, не застав того же человека на своем рабочем месте, в свою очередь положится на того, кто обрабатывает общежитие. То же самое может случиться и среди жильцов дома и не только по таким причинам.
Подразделение объектов, ставших в силу тех или иных причин предметом внимания, приходится делать довольно часто. Готовит, скажем, правительство распоряжение о повышении налогов на какие-то товары, оно должно расписать их по статьям и рубрикам так, чтобы не попали лишние и при этом ни один из них не оказался упомянут дважды и трижды (а то получится, что разные инстанции будут каждая отдельно взимать один и тот же налог несколько раз). Или если дается предписание освободить какую-то группу молодых людей от призыва в армию, то надо обязательно четко и однозначно отделить их от остальных, дабы не получилось, что какие-то из них по одному распоряжению идут, а по другому не идут служить.
Для того чтобы, с одной стороны, не возникло упущений и в то же время, с другой стороны, обошлось без путаницы, надо разбивать весь массив обязательно на непересекающиеся и тем не менее в своей совокупности исчерпывающие множества. В рассмотренном нами примере с опросом свидетелей это могло бы выглядеть так: обитатели общежития, жильцы дома, все остальные. Если каждый из работников твердо знает, что выделенный участок относится только к нему и ни в каком пункте не перекрывается другими, то не будет пустопорожних повторений и при этом ничего не выпадет из внимания. При необходимости внутри каждой категории можно сделать дальнейшие подразделения.
Общие правила деления, пригодные и обязательные для любой отрасли знания, вырабатываются в логике. При делении вводятся три структурных элемента: 1) делимое понятие - то понятие, объем которого предстоит разбить, 2) члены деления - они получаются в результате разбиения, 3) основание деления - признак (их может быть несколько), по изменению которого формируются члены деления. Разбиение объема должно подчиняться ряду правил; без их соблюдения ошибки неизбежны.
1. Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть в точности равен сумме объемов членов деления. Это означает, что после того, как объем разделен на части, не должно быть ни лишних, ни недостающих членов деления. Ошибка, вызванная нарушением этого правила, может возникать в силу слабого знания подразделяемого материала, когда остается неизвестным, является ли выполненная операция разбиения на разряды законченной или имеются еще какие-то невыявленные пока разновидности. Но нарушения могут возникать и из-за невнимательности. Например, когда членов деления очень много и их все перебрать невозможно, то надо, сделав перечисление видов, обязательно отметить, что есть и другие. Так, если сказать, что к лососевым относятся кета, горбуша, нерка, то этим можно ввести в заблуждение, поскольку остается неизвестным, исчерпывают ли перечисленные виды все семейство лососевых или нет. Между тем в действительности к нему относятся десятки видов рыб.
2. Деление по одному основанию не должно перемежаться с делением по другому основанию. Нарушение этого правила ведет к тому, что объемы членов деления перекрещиваются и одни и те же предметы оказываются одновременно в разных разрядах, то есть на самом деле не отделяются. Так, разделив дома на одноэтажные, кирпичные, панельные, деревянные, многоэтажные, мы получим классификацию, в которой, скажем, кирпичные дома окажутся и в первой, и в последней категории. То же самое с остальными видами. Произошло это потому, что для выделения одного вида берется в качестве признака этажность, а для другого - материал, из которого дом построен. Стало быть два видообразующих признака перемежаются, накладываются друг на друга. Иногда данное правило не совсем точно формулируют так: деление должно проводиться по одному основанию. В этой редакции оно верно лишь пока дело идет о выделении только одной ступени членения родового понятия. Когда же их несколько, то и оснований деления тоже бывает несколько. И для оперирования ими даже имеется специальное (следующее) правило.
3. Деление должно быть непрерывным. Согласно этому правилу сначала надо разделять родовое понятие на виды и только потом в каждом виде делать дальнейшие подразделения. Это означает: не делать скачков - приступать к дальнейшим более дробным членениям надо лишь после того, как исчерпывающим образом завершено деление предыдущего уровня. Нельзя, например, признать верным деление членов предложения на разновидности следующим образом: главные члены предложения, второстепенные члены предложения, подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, именные сказуемые. Разветвление этих понятий на роды и виды правильно отобразит действительные отношения между этими понятиями, если представить деление членов предложения так: главные и второстепенные, в свою очередь главные подразделяются на подлежащие и сказуемые, среди которых имеются наряду с другими и именные сказуемые; второстепенные же члены предложения подразделяются на определения, дополнения и др. В таком виде максимально точно описываются взаимоотношения между членами деления.
4. Члены деления должны исключать друг друга. Назначение этого правила должно быть понятно из всего изложенного выше. Когда среди членов деления имеются пересекающиеся понятия, то, само собой разумеется, не избежать путаницы и необоснованных заключений. В принципе это правило действует автоматически, при надлежащем выполнении первых трех. То есть, когда деление соразмерно, непрерывно и в нем не смешиваются разные основания деления, то в итоге члены деления будут непересекающимися. И все-таки помнить это правило необходимо для контроля за проведением операции.
Существуют два способа производить разбивку объемов на различные разряды: по видоизменению признака и дихотомический. До сих пор речь шла о первом из них, при котором виды выделяются в соответствии с градациями в изменении признака: свет, например, в зависимости от длины волны подразделяется на ультрафиолетовый, обычный и инфракрасный. Что касается второго, то этот вид деления предполагает распадение общего объема только на две разновидности, причем члены деления находятся в отношении противоречия. Следовательно, в основу деления кладется наличие и отсутствие какого-либо признака у предметов, разбиваемых на классы, как это характерно именно для противоречащих понятий. А затем один из членов деления снова подвергается дихотомическому разбиению и т.д. Попробуем, например, произвести такую операцию с понятием "автомобильный транспорт". Он может быть разделен на пассажирский и непассажирский, затем в первом из них можно выделить автобусный и легковой, далее среди пассажирских автобусов имеются внутригородские и междугородные.
Рис. 3
Дихотомическое деление свободно от многих недостатков прежде всего благодаря своей простоте: родовидовые отношения предельно упрощаются, переходы между понятиями совершаются без затруднений. Но в большинстве случаев его трудно осуществить даже на две-три ступени. Легко, скажем, выделить среди деревьев две дихотомические разновидности: хвойные и лиственные. Однако дальнейшее подразделение хвойных деревьев, например на вечнозеленые и невечнозеленые, создаст пересекающиеся классы, так как вечнозеленые бывают и среди лиственных деревьев тоже. Еще одним недостатком дихотомии является то, что отрицательное задание противоречащего члена деления оставляет его неопределенным. В целом дихотомическое деление при всех его преимуществах имеет ограниченное значение.
В философии пользуется известностью дихотомическое деление, называемое по имени его автора "древом Порфирия". Оно устанавливает родовидовые отношения между основными категориями бытия.
Порфирий (233-304) являлся последователем и комментатором Аристотеля и сам внес в свое время огромный вклад в логическую науку. Его труды служили одним из основных пособий по логике в течение всего средневековья. Произведенное Порфирием дихотомическое деление родов сущего воспроизводит соответствующие взгляды Аристотеля, который тоже полагал, что все организмы наделены душой, в том числе и растения, но только растительная душа не способна чувствовать; в этом она отличается от животной души.
Операция деления кладется в основу классификации. К ней приходится прибегать во всех областях научного знания и практической деятельности. Классификацией называют распределение предметов и явлений по категориям так, что между всеми разновидностями устанавливаются однозначные родовидовые отношения и переход от одной категории к другой совершается по определенным правилам. Весь систематизированный благодаря классификации материал делается легко обозримым, каким бы масштабным он ни был. Делая заключения о систематизированных явлениях, мы всегда точно знаем, к каким их разновидностям выводы относятся, а к каким нет. На классификацию распространяются все правила деления и она так же, как и деление, распадается на дихотомическую и по видоизменению признака.
Классификацию желательно проводить по существенным признакам. Когда это удается, ее называют естественной. Приносит пользу и классификация по несущественным признакам, называемая вспомогательной. Создание классификаций по наиболее типичным, необходимым, существенным признакам нередко составляет самостоятельную научную или производственно-практическую задачу, как, например, систематика животных и растений в биологии. Много труда потратили исследователи живой природы на то, чтобы уложить все необъятное многообразие животных и растительных видов в единую классификацию по родам, классам, семействам, видам. Широко известно также, какую роль сыграла Периодическая система элементов Д.И. Менделеева для развития химии. Она также опирается на знание существенных свойств химических элементов и представляет собой образец блестяще выполненной естественной классификации.
Исключительно важную практическую роль играет классификация в библиотечном деле. По сути дела, научно подготовленный библиотечный каталог предполагает систематизацию всех видов человеческой деятельности, поскольку книги пишутся абсолютно обо всем. Библиотечная систематика представляет собой большую, сложную и постоянно развивающуюся отрасль знания. Только благодаря ей в центральных книгохранилищах при необходимости отыскиваются все издания, когда бы они ни появились на свет.
Логика закладывает лишь самые общие основы классификации. Они дополняются, уточняются, конкретизируются в каждой, отдельно взятой науке.
Упражнения и задачи к главе "Понятие"
1. Попробуйте определить (хотя бы через описание) следующие понятия и назвать их содержание и объем:
1) Столица. 2) Река. 3) Знаменитый путешественник. 4) Космонавт.
5) Шапка-невидимка. 6) Корабль. 7) Четверг. 8) Пьеса Шекспира.
9) Сплав. 10) Президент страны. 11) Сражение. 12) Планета.
2. Выделите среди следующих понятий группы, образующие линии ограничения, и перепишите каждую группу в порядке уменьшения объема.
1) Школа. 2) Класс. 3) Учебное заведение. 4) Кабинет истории. 5) Карандаш.
6) Учебное помещение. 7) Письменная принадлежность. 8) Начальная школа.
9) Школьная мебель. 10) Парта в кабинете истории. 11) Цветной карандаш.
12) Министерство образования. 13) Парта. 14) Помещение в учебном заведении.
3. Изобразите кругами Эйлера соотношение следующих понятий. Учтите разницу между составными частями и разновидностями предметов, входящих в объем понятия.
А: 1) Книга, 2) абзац в книге, 3) учебник, 4) строка в книге, 5) задачник, 6) тираж книги.
Б: 1) Парусник, 2) мачта, 3) парус, 4) яхта, 5) корабль, 6) трехмачтовый парусник, 7) треугольный парус.
В: 1) Куранты, 2) будильник, 3) наручные часы, 4) часы с боем, 5) настольные часы, 6) секундомер, 7) часы.
Г: 1) Преступник, 2) потерпевший, 3) преступление, 4) грабеж, 5) мать преступника, 6) родственник преступника.
Д: 1) Море, 2) залив, 3) океан, 4) пролив, 5) Гибралтар, 6) Мировой океан.
4. Следственная группа прибыла расследовать ужасное преступление. На место, где оно совершено, выходят окна высшего учебного заведения, спортивного комплекса и почты. Как вы думаете, рационально ли было бы распределить для проведения опроса возможных свидетелей работу следственной группы таким образом: один занимается преподавателями, другой берется за спортсменов, третьему достаются молодежь и студенты, четвертому поручаются почтовые служащие, пятому - местные жители? Могут ли возникнуть путаница и дублирование работы при таком распределении? Какую классификацию всего массива возможных свидетелей предложили бы вы сами?
5. Директор хозяйственного магазина попросил своих сотрудников проанализировать спрос на отдельные виды продаваемых в магазине товаров и поручил одному из них заниматься вазами, другому - декоративными изделиями, третьему - посудой для цветов. Как вы думаете, оптимальный ли это способ распределения работы? Не лучше ли было бы классифицировать товары по материалам, например: фарфор, стекло, хрусталь, фаянс и остальные?
Глава 2. Суждение
В предыдущей главе мы часто называли понятие формой мышления, и в дальнейшем нам придется называть таким же образом и суждение, и умозаключение. С представлением о форме мышления связан целый ряд сложных логико-философских проблем. Из всего сказанного ранее вытекает, что обозначение понятия как формы мышления прежде всего объясняется его предельной универсальностью в качестве логического инструмента. Какой бы материал мы ни осмысливали, к каким бы областям действительности ни обращались, подвергая ее рассмотрению, в любом случае мы должны представить мыслимое содержание в виде понятия. Оно в этом смысле не зависит от содержания; наоборот, понятие представляет собой некий выработанный практикой стандарт, шаблон, через который мыслимый материал оформляется, в нем выделяется набор универсальных характеристик: единичное или общее, отношения совместимости или несовместимости и пр. Не в том, конечно, дело, что понятие не имеет содержания, а в том, что это содержание всегда в нем логически оформлено, благодаря чему его можно подвергать логическим операциям, в частности, создавать с помощью понятий суждения - более сложную форму мышления.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 544;