Практическое задание N 2. 16
1. Построить траектории движения десяти пловцов, заканчивающих движение со скоростью V2 = V1 / N, где N - номер пловца. Ширина реки H=1000, м, скорость V1=2, м/с, Vp=1, м/с.
2. Построить траектории движения спортсмена, прыгающего вертикально со скакалкой в поезде. Скорость движения поезда прямолинейна и постоянна Vp=20, м/с. Спортсмен отрывается от пола со скоростью V1=5,м/с и до касания движется по закону: Y= V1*t - 0. 5*g*t2. Движения повторяются 10 раз с периодом t = 2*V1/g, где g=9. 81, м/с2.
3. Построить траектории движения шести точек на колесе радиусом R=0. 5, м, катящемся по горизонтальной плоскости с постоянной скоростью V=0. 2, м/с. Траектория точки описывается уравнениями:
X = V*t - R1*sin(fi); Y = -R1*cos(fi);
где R1= R +(N-3)*R/2 - радиус N -ой точки, N=1, . . . , 6;
fi= V*t/R, t - время движения 0<=t<=3*(2*Pi*R/V).
Динамика. В задачах динамики рассматривается движение тел под действием сил. Для определения характеристик движения (траектории, скорости и т. д. ) составляются дифференциальные уравнения движения, которые затем интегрируются, а также используются законы сохранения энергии или импульса.
Рассмотрим задачу столкновения двух шаров, движущихся со скоростью V1 и V2. Если центры масс соударяющихся тел находятся на общей нормали, проведенной в точку контакта, то удар называется центральным. Например, удар при столкновении двух шаров. При центральном ударе двух тел с идеально гладкой поверхностью справедлива гипотеза Ньютона: проекция скорости на нормаль к поверхности в точке контакта уменьшается после удара в "k" раз. Коэффициент восстановления "k" характеризует потери энергии на тепло при ударе и зависит от материала тел. Используя также закон сохранения импульса, получаем формулу расчета векторов скорости шаров W1 и W2 после удара:
W1 = V1 + M2*(1+k)/(M1+M2)*(|V1|*cos(fi1) + |V2|*cos(fi2))*n1;
W2 = V2 + M1*(1+k)/(M1+M2)*(|V1|*cos(fi1) + |V2|*cos(fi2))*n2;
Здесь fi1 и fi2 - углы между линией общей нормали и векторами скоростей V1 и V2 в момент удара.
n1 и n2 - векторы единичных нормалей к поверхности шаров в точке контакта.
|V1| и |V2| - модули векторов скоростей V1 и V2.
Рассмотрим случай построения плоской траектории при столкновении шара "1", движущегося со скоростью "V1" с неподвижным шаром "2". В проекциях на оси скорость первого шара равна:
W1x = V1x + M2*(1+k)/(M1+M2)*|V1|*cos(fi1)*n1x;
W1y = V1y + M2*(1+k)/(M1+M2)*|V1|*cos(fi1)*n1y;
n1
где n1x=cos(-fi1+Pi); n1y=sin(-fi1+Pi); Y
1
Аналогичный вид имеет формула для W2x и W2y, V1
причем n2x=cos(-fi1); n2y=sin(-fi1); n2
Практическое задание N 2. 17X
1. Пренебрегая размерами шаров построить траектории движения двух шаров до и после столкновения. Первый шар движется по горизонтали со скоростью |V1|=10, м/с, а второй неподвижен (в центре экрана). Массы шаров равны: M1 = 0. 1, M2 = 0. 1. Угол fi1 менять по зависимости: fi1 = Pi*(5-i)/10, i=1, 2, . . . , 9. Коэффициент восстановления k=0, 55 - для стальных шаров, k=0, 89 - для шаров из слоновой кости.
Многие задачи динамики связаны с расчетом длины пути "L", например, при определении работы сил трения "At":
At = ò Kt*N*dL = Kt*N*L;
(L)
Здесь Kt - коэффициент трения скольжения,
N - нормальная реакция поверхности (полагается постоянной).
Длина дуги плоской линии находится по формуле:
t1 B
L= òÖ((dx/dt)2 + (dy/dt)2)dt; или L= òÖ(1 + (dy/dx)2)dx;
t2 A
Здесь t - параметр, при задании вида кривой в параметрической форме.
Практическое задание N 2. 18Y
YL
1. Определить, длину пути точки, движущейся
в горизонтальной плоскости X0Y по траектории:
1) Эллипс y= YL*sin( t ); x= XL*( 1+ cos( t ))/2; 0<=t<=Pi;
2) Парабола y=4*YL*x*(XL-x)/XL2; 0<=x<=XL; 0<=y<=YL;
4) Синусоида y=YL*sin(Pi*x/XL); 0<=x<=XL; 0<=y<=YL; 0 XL X
Расчет интеграла провести двумя численными методами,
например, с использованием квадратурных формул Гаусса и по формуле Симпсона, для YL=10; XL=15; Построить все траектории движения точки.
Оптика и свет
Геометрическая оптика. Задачи оптики связаны с графическими построениями падающих, преломленных и отраженных лучей.
Рассмотрим задачу построениятраектории преломленных и отраженных лучей при прохождении границы раздела двух прозрачных сред.Углом падения называют угол, образованный лучом и нормалью к поверхности в точке падения. Согласно закону отражения света угол падения луча равен углу отражения. Углом преломления называют угол, образованный лучом, прошедшим через границу раздела двух сред, и нормалью к поверхности в точке падения. Согласно закону преломления света проходящего из среды с показателем преломления n1 в среду с показателем преломления n2 зависимость между углом падения fi1 и углом преломления fi2 имеет вид:
Y n1 fi2 X fi1 n2 (X0, Y0) |
sin(fi2)/sin(fi1)=n1/n2.
В случае расположения источника в более плотной среде n1>n2, при угле падения луча большем, чем fip=arcsin(n2/n1) происходит полное отражение луча. В случае расположения источника в менее плотной среде n1<n2 существует оптимальный угол падения луча fio=arctg(n1/n2) при котором потери отраженной и поглощенной энергии наименьшие.
Пусть источник света расположен в среде с n1>n2, а граница раздела сред проходит по оси "Х". Алгоритм построения траектории луча следующий:
1) Задаем координаты и угол выхода луча x0, y0, fi1. Вычисляем fip с использованием формулы: arcsin(x)=arctg(x/Ö(1-x2)).
2) Определяем проекции падающего луча: fx1=abs(y0)*tg(fi1); fy1=abs(y0); и строим вектор из т. (x0, y0) в т. (x1=x0+fx1, y1=0).
3) Если fi1<fip, то вычисляем угол преломления fi2, проекции преломленного луча: fx2=abs(y0)*tg(fi2); fy2=abs(y0); и строим вектор из т. (x1, y1) в т. (x2=x1 + fx2, y2=fy2).
4) Определяем проекции отраженного луча: fx3=abs(y0)*tg(fi1); fy3=-abs(y0); и строим вектор из т. (x1, y1) в т. (x3=x1+fx3, y3=fy3).
Рассмотрим задачу построения траекторий преломленных лучей, проходящих через прозрачную трехгранную призму. Известно, что луч белого цвета разлагается на составляющие цвета из-за разности коэффициента преломления для монохромных лучей, поскольку длина волны зависит от плотности среды.
Например, для стекла - тяжелый флинт: Y 4
2
3
Цвет Красный Желтый Зеленый Синий Фиолетовый
"n2" 1, 644 1, 650 1, 66 1, 68 1, 685 1 n1
n2
0 X
Луч, выходящий из источника света под углом "al1" к оси "Х" падает на первую грань призмы под углом "fi1". Преломленный луч падает на вторую грань призмы под углом "fi3" и выходит под углом "al4" к оси "Х".
Алгоритм построения луча, проходящего через призму:
1) Строим призму при заданных углах "fp1" , "fp2" и высоте "h" треугольника,
2) Определяем точку "2": y2=K*h; x2= K*a1; где 0<K<1; a1=h/tg(fp1);
3) Определяем точку "1": x1=x2-L*cos(al1); y1= y2-L*sin(al1); из которой в точку “2” проводим вектор заданной длины "L" под заданным углом al1.
4) Определяем угол падения луча: fi1=Pi/2+al1-fp1; угол преломления луча: fi2:=arcsin(sin(fi1)*n1/n2) и угол наклона луча к оси "Х": al2=al1+fi2-fi1.
5) Решая совместно уравнение для луча и стороны треугольника, определяем точку "3": x3= (x2*tg(al2)+a*tg(fp2)-y2)/(tg(al2)+tg(fp2)); y3:= (a-x3)*tg(fp2); где a= a1+a2; a2=h/tg(fp2); к которой проводим из т. "2" вектор.
6) Определяем угол падения луча: fi3= Pi/2-al2-fp2; угол преломления луча: fi4:=arcsin(sin(fi3)*n2/n1) и угол наклона луча к оси "Х": al4=al2+fi3-fi4.
7) Строим луч, выходящий из т. "3" в т. "4": x4=x3+L*cos(al4); y4=y3+L*sin(al4).
Рассмотрим задачу построения траектории лучей при отражении от параболического зеркала.Парабола описывается уравнением Y2 = 2*P*X, где X - ось параболы. Фокус параболы находится в точке Xf = P/2, Yf = 0. Приведем алгоритм построения отраженного луча, падающего на параболическое зеркало параллельно оси "X". Известно, что в этом случае отраженные лучи проходят через фокус.
1) В диапазоне 0<=X<=X_Max строим параболу Y = ± Ö (2*P*X).
2) Выбираем некоторую точку на параболе с координатами 0 < Xp < X_Max, Yp= Ö(2*P*Xp). 3) Строим падающий луч - вектор с началом в точке X1=X_Max, Y1=Yp и концом в точке Xp, Yp. Строим отраженный луч - вектор с началом в точке Xp, Yp и концом в точке Y2=0, X2=Xp-Yp/tg(2*fi). Где fi - угол наклона касательной к параболе в точке падения луча. Tg(fi)=P/Yp, Tg(2*fi)=2*Tg(fi)/(1-Tg2(fi)).
Y Y
(Xp,Yp) 2
* (X1, Y1) 1
(Y2, X2) X_max X
*
Рассмотрим задачу построения траектории лучей при отражении от цилиндрического зеркалав поперечном сечении. Пусть луч выходит из источника с координатами (r1, f1) под углом a1 к оси "X". Радиус зеркала R. После отражения от поверхности в т. "2" луч приходит в т. "3". Обозначим b - угол падения луча в точке "2", f2 - угол с осью "X" радиуса-вектора т. "2". Очевидно, что R*sin(f2-a1)=r1*sin(f1-a1), b=f2-a1; - постоянная величина, f3=f2+2*b+Pi - рекуррентная зависимость. Для расчета координат в точке "i" запишем:
fi = fi-1 +2*b+Pi; xi = R*cos(fi); yi = R*sin(fi); i = 3, 4, . . .
Алгоритм расчета траектории лучаследующий:
1) Задаем R, r1, f1, a1 и вычисляем x1=r1*cos(f1), y1=r1*sin(f1).
2) Рисуем окружность радиуса R и вычисляем f2= a1+ arcsin(r1/R*sin(f1-a1)).
3) В цикле (до нажатия клавиши) вычисляем: x2=R*cos(f2), y2=R*sin(f2); рисуем вектор из т. "1" в т. "2" , присваиваем: x1=x2, y1=y2, f2=f2+2*b+Pi;
Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1639;