Операторы ввода/вывода данных


 

 

Операторы вывода данных на экран Write("сп"); или Writeln("сп");

 

Здесь "сп" - список переменных.

 

Например, операторы Write(a, b, c);или Write(a); Write(b); Write(c);или Writeln(a, b, c);- выводят значения переменных "a", "b", "c" начиная с текущей позиции курсора. После вывода данных оператором Write("сп");курсор остается за последним выведенным символом. Оператор Writeln("сп");после вывода данных переводит курсор на первую позицию следующей строки. Например, для вывода значений переменных "a", "b", "c" в трех строках экрана следует написать:

Writeln(a); Writeln(b); Writeln(c);

 

Оператор Writeln;переводит курсор на начало следующей строки экрана.

Оператор Write('Моя первая программа !');выводит на экран указанный текст.

 

В операторах вывода допускается производить арифметические действия, например, оператор Writeln(32*a+Sin(x)); соответствует операторам b:=32*a+Sin(x); Writeln(b);

 

При выводе данных можно задавать формат вывода.Для этого после имени переменной ставится знак двоеточие " : " , например: Writeln(a:5:2); - при выводе значения переменной вещественного типа отводится 5 позиций (включая отрицательный знак и точку), из них 2 позиции отводится для вывода цифр в дробной части. При выводе значения переменной целого типа задается количество позиций для числа (включая отрицательный знак), например: Writeln(i:8);

 

При выводе значений символьных и строковых переменных формат определяет число позиций для вывода значения переменной (текста).

При выводе число или текст выравниваются по правому краюотведенного поля, например: если а:=5. 02;, то оператор Writeln('а=', a:6:2); выведет на экран:а= _ _ 5. 02, еслиn:= '116'; s:= 'Школа N';, то оператор Writeln(s:7, n:6);

выведет на экран надпись: Школа N _ _ _ 116 .

Для выравнивания числа или текста по левому краю отведенного поля первый знак формата задается отрицательным, например:

оператор Writeln('а=', a:-8:2); выведет на экран надпись: а=5. 02

оператор Writeln(s:7, n:-6);выведет на экран надпись:Школа N116.

При недостатке количества позиций для выводачисло или текст выводятся полностью, а формат игнорируется, кроме формата вывода дробной части числа. Если формат вывода не задавать, то значения целых и строковых переменных выводятся полностью, а вещественных - в экспоненциальной форме с количеством цифр, соответствующих типу переменной, например, оператор Writeln('а=', a);выведет на экран надпись: a=5. 0200000000E+00 (тип Real, расчет без сопроцессора ), либо a=5. 02000000000000E+0000 ( тип Double, расчет с сопроцессором ).

Приведем пример программы, выполняющей различные операции с переменными разного типа.

 

Program N_1;{ работа с переменными разного типа }

var x, y, z : real; x0, y0: byte;{ описание типов переменных }

x1, y1, z1: integer; xb, yb, zb: boolean;

c1, c2, c3: char; s1, s2, s3: string;

Begin

x := 5. 8; y:= 3. 4; x1:= 43; y1:= 28;{ присвоение значений }

c1:= 'Z'; c2:= 'S'; x0:= 65;

xb:= True; yb:= False;

s1:= 'Иванов _ '; s2:= 'Петров _ ';

Writeln('Математические операции:'); Z:= x+y;{ и т. д. }

Write('x:=', x:3:1, ' _ _ y:=', y:3:1);

Writeln(' _ _ Z:= x+y;', ' _ _ z=', z:5:2);

Writeln; z1:= x1 div y1;{ и т. д. }

Write('x1:=', x1:3, ' _ _ y1:=', y1:3);

Writeln(' _ _ Z1:= x1 div y1;', ' _ _ z1=', z1:2);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln('Логические операции:'); Zb:= xb and yb;{ и т. д. }

Write('xb:=', xb, ' _ _ yb:=', yb);

Writeln(' _ _ Zb:= xb and yb;', ' _ _ zb=', zb);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln('Операции сравнения:'); Zb:= c1 > c2;{ и т. д. }

{ символы сравниваются по номеру ASCII кода }

Write('c1:=', c1, ' _ _ c2:=', c2);

Writeln(' _ _ Zb:= c1 > c2;', ' _ _ zb=', zb); Writeln;

{ строки сравниваются по номеру ASCII кода первых символов }

{ если первые символы совпадают, то сравниваются вторые и т. д. }

Zb:= S1>S2; { и т. д. }

Write('s1:=', s1, ' _ _ s2:=', s2);

Writeln(' _ _ Zb:= s1 > s2;', ' _ _ zb=', zb);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln('Математические функции:'); Z:= sin(x*Pi/180);{ и т. д. }

Write('x:=', x:4:2);

Writeln(' _ _ Z:= sin(x*Pi/180);', ' _ _ z=', z:10:7);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln('Математические процедуры:');

Write('x1:=', x1); Inc(x1);{ и т. д. }

Writeln(' _ _ Inc(x1);', ' _ _ x1=', x1);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln('Функции преобразования типов:'); c3:= Chr(x0);{ и т. д. }

Write('x0:=', x0);

Writeln(' _ _ c3:=Chr(x0);', ' _ _ c3=', c3);

readln{ Задержка экрана до нажатия Enter }

End.

 

Все приводимые ниже задания предполагают написание и отладку программ, выполняющих указанные в заданиях действия.

 



Дата добавления: 2016-06-29; просмотров: 1697;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.