Национальный состав населения США.


Во многих учебниках, особенно в американских, принято делать т.н. боксы – заключённые в квадратную рамочку текст, где излагаются сухим языком основные цифры и факты. Это делается для того, чтобы основной текст разгрузить от этих цифр, сделать его более живым. Попробую и я сделать нечто подобное, то есть сначала привести несколько главных цифр и фактов, чтобы ясна была параметризация темы, которую мне предстоит изложить. Это тем более важно, что студенты обожают записывать именно цифры и чёткие факты, а общие рассуждения обычно воспринимают как развлекаловку, хотя лекторам-то кажется, что именно в эти моменты они излагают самое главное. Давно, кстати, замечено следующее: если на лекции присутствуют и студенты, и аспиранты, и кандидаты, и академики, то студенты, например, чаще всего слушают, открыв рот, аспиранты записывают цифры, кандидаты – наиболее ценные мысли лектора, а вот академики пишут, не переставая, но при этом, как правило, записывают не слова лектора, а собственные мысли, на которые их натолкнул лектор.

Итак, основные цифры и факты по теме «Национальный состав населения США».

Во-первых, все граждане США одно национальности – это американцы. Это надо запомнить крепко-накрепко. Так что название «национальный состав США» - это такая метафора. Зато в США существует разделение их по нескольким категориям, которые, несколько, несколько пересекаются друг с другом. Прежде всего, принято выделять т.н. большинство. Это Non-Hispanic White -белые по расе и не относящиеся к т.н. хиспеникс – испаноговорящим (гораздо чаще их называют латиносами, потому что они могут сохранять свою культуру, даже переходя на английский язык). Как видно, это странная категория, выделенная и по расе, и по культуре одновременно. Выделение этой группы выглядит не очень-то хорошо с точки зрения модной в современной Америке «политкорректности» (в американских фильмах, например, недопустимо показывать всех чернокожих преступниками, даже если речь идёт об этнических бандах, - обязательно должен быть чернокожий персонаж среди «хороших парней»). Всё-таки трудно удержаться от мысли, что за выделением этой группы проглядывает стремление подчеркнуть: вот кто настоящие американцы, исконные, создавшие эту культуру, это хозяйство, это общество. Остальные – это меньшинство.

Кстати, стоит заметить, что эта оговорка насчёт хиспеник – дань времени. В начале 20 века, когда в США въехало очень много поляков и итальянцев, тоже была манера говорить, что настоящие американцы – это белые, но за вычетом, конечно, итальянцев да поляков. Прошло время, все привыкли к итальянцам и полякам, и никто теперь не оговаривается насчёт них, когда говорят о белых. Нарастает мнение среди американских экспертов, что то же будет и с испаноязычными: пройдёт время, и никаких оговорок насчёт них не будет.

Все остальные считаются меньшинствами – minorities. Много их или мало? Оччень много! В 2006 году Америка прошла исторический рубеж: численность меньшинств впервые превысила уровень в 100 млн. чел. Это почти треть населения, то есть почти что каждый третий американец теперь – это меньшинство! Следовательно, можно констатировать: этнический и расовый состав населения США очень пёстрый. В трёх штатах меньшинства уже стали «большинствами»: на Гавайях их 75% (в основном гавайцы и азиаты из Японии), в Нью-Мексико (это индейцы и латиносы), Техасе и Калифорнии по 57% (это латиносы и азиаты). Конечно, сюда же относится и федеральный округ Колумбия – 68% (это чернокожие).

НАСЕЛЕНИЕ США в 2010 году ВСЕГО– 310 млн. чел. (17 окт.) «Большинство» 200 млн. Меньшинства 100 млн. В т.ч.: латиносы 50 млн. чернокожие 40 млн. азиаты 20 млн. коренные 5 млн. островитяне 1 млн.
Вот главные группы меньшинств: см. «бокс». В 2006 году негры впервые в истории страны превысили рубеж в 40 млн. чел., а гавайцы – рубеж в 1 млн.

Численность меньшинств растёт с огромной скоростью. За 90-е годы численность латиносов увеличилась на 70% (!!), азиатов в полтора раза (!). Половину прироста населения всей страны за 90-е годы дали одни латиносы! Рекорды продолжались и после: число латиносов и азиатов увеличилось за 2000-2010 на 45%!

Легко заметить, что сумма меньшинств гораздо больше 100 млн. чел. – примерно на 5 млн. жителей – а всё потому, что эти категории перекрываются. Около 7 млн. американцев указали две и более расы, в т.ч. по 5% чернокожих и латиносов и 15% азиатов.

После этих цифр можно переходить к общим рассуждениям, в которых я сообщу, надеюсь, гораздо более важные вещи, нежели эти простые цифры. Этим рассуждениям я придам форму нескольких тезисов.

 

А. «Раса рас»

 

Многоликость

«Национальный» состав США поражает своим разнообразием каждого, кто приезжает в эту страну, особенно если он или она приезжают сюда впервые. Это одна из наиболее ярких отличительных черт Америки, которая выглядит словно некий Вавилон, где со всего мира собрались представители чуть ли не всех рас и национальностей - хотя, в отличие от библейского Вавилона, почти все здесь говорят на одном и том же языке - английском. Я уже много раз побывал в США, но так и не устал поражаться этой многоликости страны - многоликости в буквальном смысле, потому что главное, что удивляет на первый же взгляд, так это небывалое для европейцев разнообразие лиц в уличной толпе - узкоглазых ли, с приплюснутыми ли носами, скуластых ли, чернокожих или желтокожих... И дело не только в расовых различиях, они вполне очевидны, дело ещё и в особости лиц белых американцев: какая-то расплывчатость черт, следы многократного смешения национальностей. Я вовсе не имею в виду, что это будто бы отталкивает. Расплывчатость может принимать очень милые формы, но все же взгляд россиянина никак не может ухватиться за что-то определённое - за преобладание, скажем, прямых длинных носов или за курчавость волос. У нас, как и во многих других странах, есть мнение, что типичный американец - это ковбой вестернов и рекламы “Малборо”, сильный мужчина с жёстким лицом, с пресловутой ямочкой на тяжёлом подбородке (вроде Кёрка Дугласа или нашего Олега Видова). Однако в американской толпе такой тип лица встречается ничуть не чаще, чем в нашей.

 

Толерантность

Жить в такой пёстрой обстановке непросто. Тут нужен особый навык, и прежде всего навык терпимости, толерантности. И американцы им обладают в достаточной мере. Вряд ли на этот счёт нужны особые доказательства. Ведь если бы такого навыка не было, Америка просто не смогла бы существовать (по крайней мере так долго). В этом смысле Америка может выглядеть как некая всемирная школа для рас и наций, ободряющая надежда для мирового сообщества: смотрите, оказывается, вполне возможно мирное сожительство любых рас и наций бок о бок друг с другом, на одной территории, в рамках одного государства, даже если это государство не тоталитарное и в этом смысле представители разных рас и наций вольны относиться друг к другу по своему усмотрению. Похоже, человеку свойственна “презумпция терпимости”, как сказал один болгарин. А раз так, то мирное общежитие наше на Земле нет так уж несбыточно, не так уж много прекраснодушия в знаменитых строках Пушкина: “...когда народы, распри позабыв, в счастливую семью соединятся”.

Разумеется, далеко не все тут гладко, и в Америке немало предрассудков. Нередко третируют “полячишек” или “итальяшек”, многие презирают китайцев. Позорным пятном легло на Америку интернирование «своих» японцев во время второй мировой войны в специальные концентрационные лагеря; в 1989 году Конгресс принял закон, по которому жертвам этого интернирования была выплачена приличная денежная компенсация (у нас, по-моему, перед узниками сталинских лагерей даже не извинились в официальном порядке).

Нередко вспыхивают распри между разными этническими общинами, когда они борются за одно средство или место существования. Будучи в 1990 году в Новом Орлеане, я читал в местной газете о настоящей войне (с применением крупнокалиберных пулеметов!) между луизианскими французами-“каджунами”, которые с 18 века живут здесь промыслом даров моря на морских отмелях, и новоприбывшими вьетнамцами, которые пытаются организовать тут свой традиционный лов рыбы; в Нью-Йорке доводилось читать о вооруженных нападениях негров на корейцев, которые почти монополизировали уличную торговлю овощами. Американцы нередко говорят, что подобное силовое «разбирательство» предпочтительнее долгих словесных «препирательств», потому что таким радикальным способом конфликт решается быстрее, но большинство европейцев предпочло бы все же препирательство; тут, впрочем, вступают в действие чисто культурные особенности, которые нам предстоит разобрать на особой лекции.

Оборотная сторона этих трений – сильное отчуждение этнических групп друг от друга, добровольная самосегрегация. Под Сан-Франциско школьники русского происхождения рассказывали мне, что среди них нет привычки кучковаться, но многие другие в классе кучкуются, особенно чернокожие и латиносы. Опросы среди молодёжи показывают, что как минимум половина молодых людей уверены, что сегрегация – вещь нормальная, если всем расам гарантированы равные возможности; сама по себе разделённость общества, отчуждённость больших групп граждан друг от друга их вовсе не тревожит – если эта разделённость не ведет к неравенству или к чему-то милитантному. В это надо вдуматься особо, за этим стоит нечто очень важное для понимания сути американской культуры. Здесь сплавляется воедино многое из её особых черт – и демократичность, и толерантность, и равнодушие к другим, и жесткость, и привычка к тому, чтобы каждый отвечал за себя и надеялся на других только в крайних случаях.

 

Раса рас»

Ширится мнение, что скорое будущее мира – это т.н. метизация, неуклонное смешение наций и рас. Пресловутое «нейшн стейтс» (нация – государство) уходит в прошлое. И в этом смысле будущее – за Америкой, где этот процесс идёт уже давно, а главное – сравнительно удачно. США принимают, как правило, больше иммигрантов, чем 9 (!) следующих принимающих стран вместе взятые. Так что отрыв Америки от остальных стран в этом аспекте будет нарастать. Главные же конкуренты вроде Индии или Китая остаются весьма гомогенными, не говоря уже о Японии или Корее.

Америка становится не просто многорасовой страной, но и как бы межрасовой. В 1987 году только половина американцев одобряли межрасовые браки, а в 2007 году уже 83%, а среди поколения «миллениум», которое составит большинство взрослых американцев в 2050 году, одобрение достигает 94%. Символ этой группы – сам президент Обама. По прогнозам, к 2050 году пятая часть американцев будут смешанной расы. Осуществляется пророчество Уота Уитмена: Америка – это раса рас.

Будущее Европы, говорят эксперты, зависит от её способности вместить чужаков, и для неё это мучительно, а для США привычно. Европа уже давно получает не меньше иммигрантов, чем США, но не умеет адсорбировать их. Там 20 млн. мусульман, но они держатся особняком. Положение иммигрантов там гораздо хуже коренного населения. Хуже того, до 40% мусульман в Британии считают, что террористические атаки на Америку и Британию оправданы. 95% белых британцев имеют только белых друзей (в США - 25%, и в США мусульмане обычно – это средний класс, вполне лояльный стране. Социальные и культурные их показатели выше среднего по США – и более половины из них говорят, что первая идентичность у них – американец, а уже потом мусульманин).

В Калифорнии 90% детей иммигрантов-латиносов свободно говорят на английском, а третье поколение латиносов уже наполовину забывает испанский язык вощще, и только 7% детей иммигрантов считает испанский своим первым языком.

Стоит добавить, что квалифицированная рабочая сила становится всё более критическим ресурсом в мире, поскольку рост людности планеты замедляется. И здесь преимущество США как открытой страны становится особенно ценным.

 



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 1781;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.