ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
При сильном нагревании любое вещество превращается в газ. При этом часть молекул переходит в возбужденное состояние, другая — разлагается на составляющие их атомы, а также осколки молекул, свободные радикалы, ионы и различные частицы вплоть до электронов. Подобная газообразная среда называется плазмой и обычно содержит более 1 % молекул в ионизированном состоянии. Так как число положительно и отрицательно заряженных частиц примерно одинаково, то плазма квазинейтральна. В отличие от газа она ярко светится, обладает электропроводностью и активно взаимодействует с магнитными полями.
Различают высоко- («горячую») и низкотемпературную («холодную») плазмы. «Холодная» плазма наблюдается при электрических разрядах в газах при низком давлении. Она используется в газосветных трубках.
Примером «горячей» плазмы может служить Солнце, горячие звезды, «точечные» (диаметром несколько сантиметров) эпицентры взрыва атомных и водородных бомб и т. д. Высокотемпературная плазма характеризуется областью температур от нескольких миллионов до сотен миллионов градусов. На опытных установках плазма удерживается сверхмощным магнитным полем, имеет продолжительность существования сотую долю секунды. Изучается физиками как потенциальный источник дешевой термоядерной энергии. При протекании управляемых термоядерных реакций возникает сверхвысокотемпературная плазма.
Низкотемпературная плазма в природе существует в виде шаровой молнии, а искусственно получаемая — в высокочастотных и сверхвысокочастотных разрядах и в электрической дуге, имеет температуру ~103-104 К.
Плазменные процессы давно применяются на многих предприятиях машино-, авиа- и судостроения для процессов формообразования, включающих резку, сварку и наплавку металлов, напыление тугоплавких, износостойких и коррозионностойких покрытий. На современном этапе развития технология позволяет получать сверхвысокие температуры, недостижимые никакими другими путями. Это обеспечивается подводом энергии большой мощности к поверхности малого размера, струйному отводу компонентов из реакционной зоны со скоростью до 10 км/с и почти мгновенному их охлаждению в специальном закалочном устройстве.
Сейчас более чем в 160 процессах плазма используется для химического синтеза неорганических и органических соединений, композиционных материалов, получения стекла, сверхчистых металлов, производства высокодисперсных порошков и даже выращивания монокристаллов.
Достоинством плазменных процессов является их малая чувствительность к примесям в исходном сырье, высокая скорость процесса, малые габариты используемой аппаратуры. К недостаткам относятся: высокая энергоемкость, а применительно к некоторым видам сырья и конечным продуктам неизученность и в ряде случаев их значительное несовершенство. Однако возможность вовлекать в переработку трудноперерабатываемое, но широко доступное сырье, эффективно изменять физические и физико-химические свойства материалов, получать высокочистые вещества открывает новые, еще неизвестные направления использования плазмы в промышленности и особенно в химической технологии.
Так, увеличение температуры процесса является в ряде случаев одним из решающих факторов ускорения химических превращений. Например, скорость окисления азота кислородом возрастает в 90 млн. раз при повышении температуры процесса с 1700 до 4000 К. При такой температуре время, в течение которого устанавливается равновесие реакции N2-f-O2 *=* 2NO, сокращается со 140 до 1,5-10"6 с. Это создает предпосылки для осуществления плазменного процесса окисления азота в проточном малогабаритном аппарате высокой интенсивности. Подобное оборудование для ряда плазменных процессов производится серийно и отличается большим многообразием. Оно компонуется из трех основных элементов: плазмотрона, реактора и закалочного устройства.
В плазмотроне с помощью электрических разрядов (электродуговых, ВЧ или СВЧ) создается высокая температура, которая ионизирует поток аргона, гелия, азота или любого другого газа, превращая его в плазму. Полученная плазма в качестве энергоносителя направляется в реактор. Здесь под действием высокой температуры в плазме за тысячные доли секунды протекает химическая реакция. Однако скоротечность плазмохимической реакции значительно усложняет сохранение нужных продуктов от разложения. Поэтому фиксацию промежуточных или охлаждение конечных продуктов в закалочном устройстве проводят с такой скоростью, чтобы они не успели разложиться при переходе к нормальным температурам. Любое нарушение режима закалки снижает выход желательных продуктов на ⅓ и более. Так, уменьшение скорости закалки оксидов азота в плазмохимической реакции между азотом и кислородом с 108 до 107 град/с снижает выход оксида азота с 9,6 до 6,4%. Практика показывает, что хорошие технико-экономические показатели работы плазмохимических установок могут быть достигнуты при соблюдении двух условий: выбор плазмотрона должен производиться с учетом особенностей конкретного плазмохимического процесса; при компоновке схемы установки целесообразно стремиться к максимальной степени «развязки» отдельных аппаратов, что позволяет оптимизировать работу каждого из них исходя из требований всего процесса в целом. В настоящее время в промышленном масштабе реализовано сравнительно небольшое число плазмохимических процессов. Но зато в десятки раз большее их число интенсивно исследуется и изучается. К ним относятся те химические реакции, у которых: равновесие смещено в сторону высоких температур; скорость реакции резко возрастает с повышением температуры, и она протекает за 10"3 —10"5 с; высокие выходы продукта достигаются в существенно неравновесных условиях; используется дешевое и доступное сырье (воздух, природный газ, простейшие углеводороды); имеется необходимость получения чистых и высокочистых, например полупроводниковых, материалов.
Дата добавления: 2016-06-22; просмотров: 1880;