Фонографический уровень анализа художественного текста.
Звуки речи рассматриваются как единицы, имеющие материальную, физико-акустическую форму и лишены собственно семантического содержания. Разрабатывая теорию фонемы, ученые отмечали ее функциональном значении в разграничении слов, но не в создании смыслов. В самом деле, фонемы не имеют собственного значения, но они помогают различать значение слов.
Еще со времен Платона и Аристотеля звучание слова привлекало внимание мыслителей и теоретиков само собой. Звукам придавали особое значение: И-что-то узкое, А-большое, Л-ровное, гладкое, Р-быстрое, энергичное.
Гораздо позже теория звуковых ассоциаций квалифицировала звуки у, р, д как страшные, и, м, н, л-радостные и тому подобное.
Большое внимание звуковым ассоциациям уделяли декаденты. Так, Рене Гиль и Жан Рэмбо считали, что каждый гласный во французском языке имеет свой цвет. Звуку а соответствует черный цвет, и – красный, у – зеленый, о – голубой, е –белый.
Представители декадентского течения проводили ассоциации звуков с чертами характера людей. Так, звук “о”, по их мнению, выражает страсть; “а"- величие и почтенность; “е” – боль; “и"- нежность и бодрость «у» – загадочность и таинственность.
Некоторые исследователи доказали, что подавляющее большинство людей воспринимает каждый звук как «активный» или «пассивный», «светлый» или «темный», «большой» или «малый» и под. А.П. Журавлев собрал и систематизировал результаты этих текстов. Он считает, что звук “а” воспринимается как “светлый, активный, громкий, подвижный”, а “ф” – как “темный, пассивный, тихий, медленный”. Итак, если преобладание определенных звуков будет соответствовать цели, ради которой написан текст, он будет восприниматься более адекватно, и его фонетические особенности усиливать влияние содержания на эмоциональное состояние читателя.
Конечно, подобные ассоциации не всегда остаются в словах, в которых входят те или иные звуки, однако в определенных словах такие ассоциации есть.
Психолингвисты давно заметили, что звучание слова часто влияет на создание образности. Звуковые образы и звуковые символы становятся предметами специальных исследований.
Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация или повтор одного или нескольких звуков в смежных или близко расположенных друг от друга словах – любимый прием многих поэтов. Она усиливает фоническую выразительность стиха, навевает чувство кротости или наоборот, возбуждает настороженность, даже страх, зажигает страсть.
Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К.Бальмонт
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
Настанет ночь;
луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит. (А. С. Пушкин).
В этих стихах Пушкина четко прослеживается аллитерация на [н, д, с, в].
Средством звуковой живописи в поэзии является и ассонанс, или повторение одинаковых гласных. Он способствует благозвучности стихотворной речи, усиливает ее музыкальность.
Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот приём используют с целью сделать произведение более лёгким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.
Ассонанс встречается несколько реже аллитерации. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения, или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое. Ассонанс используется поэтами уже не один век. Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Например: в стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам».
В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.
Несколько примеров ассонанса известных поэтов:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
(«Бородино», М. Лермонтов)
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Повторение гласных «о» и «е»
Также известны другие понятия слова Ассонанс:
• ассонанс - Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
• ассонанс - Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
• ассонанс - Неточная, неполная рифма в стихосложении.
• ассонанс - Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
• ассонанс - Повторение в стихе сходных гласных звуков.
• ассонанс - Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
• ассонанс - Созвучие гласных звуков.
Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже. Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В.В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В.В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».
4. Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах. Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»:
«Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)
Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
Под тавтограммой подразумевается стихотворение, все слова которого начинаются с одной и той же буквы, иначе говоря, это стихотворение с доведённой до крайности аллитерацией. Название происходит от греческих «тавтос» – «тот же», «одинаковый» и «грамма» – «буква». В XVIстолетии славилась целая поэма, написанная таким способом Плаценциусом. Он издал её под псевдонимом Публиус Поркиус (Publius Porcius) под названием «Битвы свиней» («Pugna porcorum») в 1530 году. Все слова этой поэмы, состоявшей из сотен стихов, начинались с латинской буквы p. У многих есть свои любимые буквы, многие выговаривают её особенно красиво. Вот для них-то и можно написать тавтограмму. Также её можно ввести как приём звукоподражания. Другое название этой формы – анафора. Так в древности называлась риторическая фигура, где несколько периодов начиналось одной и той же буквой.
Примеры:
МОЙ МАЯК
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк.
(Валерий Брюсов)
Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю.
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
(Владимир Смиренский)
5. Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:
Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».
На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу: - кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п. - стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
7. Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)
Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:
1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:
В октябре с небес не пух -
Снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
Стал он криволицый.
За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.
Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)
Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева
Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)
2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:
Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!
Как звуковые образы часто выступают междометия. С их помощью выражаются чувства, эмоции, положительные и отрицательные оценки. Возгласы практически не случаются в научной, официально-деловой речи, а лишь в разговорно-бытовой, художественной.
Междометие “а” выражает догадку, удивление:
у Глеба Успенского:
— Ежели я, к примеру, пойду в землю, потому я из земли вышел, из земли. Ежели я пойду в землю, например, обратно, каким же, стало быть, родом можно с меня брать выкупные на землю?
— А-а! — радостно произнесли мы.
Анафора возгласа “а”, в частности его протяженной формы, создает соответствующую эмоциональную рамку для выражения ужаса, тоски: А! этот человек всегда был Причиной мне ужасного расстройства! (София)
у Глеба Успенского:
— Ежели я, к примеру, пойду в землю, потому я из земли вышел, из земли. Ежели я пойду в землю, например, обратно, каким же, стало быть, родом можно с меня брать выкупные на землю?
— А-а! — радостно произнесли мы.
Ср. у Тургенева в "Накануне":
— А! — промолвила Анна Васильевна.
— А! Что: а? — подхватил Николай Артемьевич. — Ужель и вы заражены предрассудками?
— Да я ничего не сказала... — начала было Анна Васильевна.
— Нет, вы сказали: а!..
В "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина: "А-а-а, чертова шайка, вижу, вижу".
Эмоциональный возглас “ах” может употребляться для выражения разнообразных чувств, в том числе и прямо противоположных: радость – горе, увлечение – раздражение, испуг – гнев, удивление – безразличие, но общим признаком для них является внезапность ее возникновения
Ах, вот и дуб заветный, здесь она,
Обняв меня, поникла и умолкла...
(Пушкин, "Русалка")
Ах, ты, степь моя.
Степь привольная.
(Кольцов)
Возглас " Эх” подчеркивает чувство сожаления, сочувствия говорящего к тому, что стало предметом речи, или к собеседнику
Эх! Александр Андреич, дурно, брат! (Фамусов)
Звуковой повтор в речи персонажа не выполняет изобразительной функции, а свидетельствует, как правило, о высоком напряжении эмоций говорящего: - У-у-у-ух, - вырвался волчий вой у Шило (М.Горький).
Звукоподражание. Как фактор художественной экспрессии обусловлен фонетикой, поскольку осуществляется ее средствами-звуками человеческой речи, которые писатель приспосабливает для имитации нечленораздельных звучаний или таких устойчивых проявлений неживой природы, как гром, выстрелы и т. д., или звуков живых существ-животных или даже людей (если эти звуки непроизвольны или семантически не осознаны). Они усиливают реалистичность произведения, потому что позволяют читателю не только представить, но и словно слышать то, что изображает писатель. В художественной литературе часто имитируются звуки неживой природы:
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора-
Бал-бал-бал! Балды- балды.
Наши гуленьки вверху-
Грру-грру-у! Грру-грру-у!
Наши курочки в окно-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споёт-
Ку-ка-ре-ку!
Звукоподражанием воспроизводится и смех. По словам Л.И.Мацько, такие комплексы можно разделить на две группы:
1) одна выражает рефлекторный смех, смех как проявление первой сигнальной системы;
2) вторая передает смех как средство выражения каких-то настроений или переживаний.
Первая группа – звукоподражания, выражающие непосредственную, естественную реакцию говорящего или собеседника на смешное в действительности: Некто так и покатился. – Ну, ловко же вы меня! Ха-ха-ха!Волшебному человеку самому понравилась эта шутка, и он засмеялся: – Гы-гы-гы... (В. Шукшин).
Фонетическая характеристика персонажа может актуализироваться с помощью графона. Это фиксация индивидуальных особенностей произношения. Постоянные графоны представлены в ненормативном написании и предполагают всегда озвучивание текста, проговаривание. Звукообразы создают индивидуальный облик персонажа. В романе Б.Акунина «Коронация» герои отправляются на Хитровский рынок и наталкиваются на грабителей:
«- Гли-кося, - просипел другой голос постарше и похрипатей. - Лопатничек!
- Берите скорей и оставьте меня в покое, - довольно твердо произнес я, но тут же поперхнулся, потому что снизу, из мглы выметнулся кулак и ударил меня под основание носа, отчего я сразу ослеп, а по подбородку потекло горячее.
- Здря ты ему, Сека, дышло раскровянил. Рубашечка - чистый батист, а вон уж весь перед обдристало. И портки хороши».
А вот как передана речь Фандорина, пытающегося внедриться в банду под видом поляка:
«- Вали куда шел, - неприязненно ответил тот, суя руку в карман. - Или пером брюхо пощекотать?
- Для ц’его пером? - засмеялся Фандорин. - На то и шило есть. Шило, сразумел?
- Говорят, лягаши зарыли вашего главного?
- Точно, - вздохнул Фандорин. - И Близну, и ‘есче тр’оих хлопцев. Где Культя-то, слышь? Дело у меня до н’его».
По форме звучания и по функциональным нагрузкам графоны делятся на:
а/ просторечные;
б/ диалектные;
в/ оказиональные.
Диалектная и пространственная речь чрезвычайно богата словесно-звуковыми формами, среди которых выделяем:
а) асимилятивное искажение: хранцюзький (французский), герсет (корсет), капаратив (кооператив) и т. п;
б) диссимилятивное искажение: дохтур (доктор), фантал (фонтан), балабайка (балалайка) и др;
в) выспускание звуков в начале или в середине слова: роплан (аэроплан), стория (история), Сус (Иисус), кахвети (конфеты) здрасьте (здравствуйте);
г) явление эпентезы: чамайдан (чемодан), здоровля(здоровье);
д) протетические звуки: якономка, ерианский, енерал;
е) искажение по аналогии к паронимическому звуковому комплексу: тухляк (тюфяк), мажмазель (мадемаузель);
є) смягчение твердых согласных: мольоко, принць и тому подобное.
Оказиональные особенности проявляются в передаче различных изъянов речи, связанных с анатомо-физиологическими особенностями речевого аппарата персонажа, а также ситуативные недостатки, возникающие вследствие определенных условий говорения.
Среди исследователей существует очень распространенное мнение о том, что графические компоненты коммуникации являются носителями только стилистической информации и предоставляют текстовые стилистических, эмоциональных и экспрессивных оттенков.
Курсив, например, выделяет в письменном тексте то, что в устном выделяет интонация.
Изменение шрифта и плотность строки графем отражает изменение интонации и логического ударения, т. е. выполняет функции передачи эмоционального состояния говорящего в момент речи.
Дефиксация, или удвоение/ утроение / букв, передает сильное возбуждение персонажа.
Однако зрительная выразительность печатного текста не исчерпывается только средствами изображения. Средства выражения – это также элементы стилевых и стилистических оппозиций.
В зависимости от внешнего оформления можно определить тип или жанр текстового сообщения, принадлежность его к тому или иному функциональному стилю. Например, расположение стихов лесенкой, графическое оформление заявлений, справок, рекламы, плаката.
Иногда использование графической модели текста может быть связано с выполнением стилистических задач (оформление прозы как стихотворения или наоборот). Стилистическая графика должна учитывать содержание информации и ее цель. Недооценка текстового содержания при анализе экспрессивных единиц ведет к игнорированию его общественного значения и материальной формы.
Лингвостилистический анализ экспрессивной графики должен включать и ту часть графических стилистических средств в устной речи передается интонацией и паузами, поскольку только в этом случае можно обеспечить адекватное восприятие печатного произведения.
Семантика большой буквы. Художественная речь подчиняется внутренним законам стилистической экспрессии. Большая буква, а значит и написания слова с большой буквы может выполнять в тексте специальную установку – подчеркивать центральную позицию определенного названия в контексте, концентрировать внимание на том или ином понятии-образе. Персонификация определенного образа предопределяет его логическое завершение и переход названия в разряд собственных имен, причем персонификация в большинстве случаев имеет не совсем привычный проявление. Созданный образ всегда созвучен чем-то конкретном, измеримом и выступает ключевым, центральным: Братство, Честь, Достоинство, Мудрость – вот что определяет человека как такое ( из журн.).
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 1442;