Произношение согласных при пении
Известно, что кантиленное пение осуществляется на гласных, а согласные произносятся быстро, мгновенно. Н.М. Данилин говорил: «Пение производится на гласных, но слово делает согласная. Не пойте согласные. Гласная - основа вокала». «Гласные - река, согласные - берега». Действительно, согласные составляют «каркас» слова и от их четкого, ясного произношения зависит, поймут ли текст слушатели.
Согласные звуки разделяются на звонкие, в образовании которых участвует голос: б, в, г, д, ж, з, м, н, л, р, и и глухие, в образованиях которых голос не участвует: п, ф, к, т, ш, с, ц, х, ч. Согласные л, м, н, р называют сонорными (от лат. - звучный, звучащий), поскольку в них звук преобладает над шумом. Сонорные согласные являются звуко-высотными и хорошо интонируются. Они часто используются для выработки кантилены в пении, для настройки голосов на высокую позицию.
Глухие согласные являются направляющими, а не звучащими. Им свойственен взрывной характер. На глухих согласных гортань не функционирует, поэтому при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными (ку, па) легко избежать нажима на гортань, т. е. форсированного звучания. Этот прием, использованный на этапе разучивания произведения, поможет создать условия для более объемного и рельефного звучания литературного текста.
Наиболее трудными для произношения признаются согласные «р» и «с». Чтобы в хоре хорошо прозвучал звук «р», его следует удваивать и даже утраивать. Наоборот, звук «с» требует предельно короткого исполнения.
Одновременность произношения согласных - одно из основных условий достижения ритмического ансамбля.
Особенности произношения согласных при пении 1е§аю (кантилена) в медленном темпе:
> согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произношении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Например, начало хора Н. Римского-Корсакова «Татарский полон» - «не шум шумит, не гром гремит...»- при пении будет выглядеть так: не шу-мшу-ми-тне-гро-мфе-ми-т...При стаккато согласные не переносятся. Например: хор «Тише, тише» из оперы Дж. Верди «Риголетто»- ти-ше, ти-ше, уж-бли-зок-час-мщенья;
> особо следует обратить внимание на краткость произношения
свистящих и шипящих согласных (с);
> звонкие и сонорные согласные (л, м, н, р) интонируются на высоте следуемой за ней гласной. Невыполнение этого правила ведет к «подъездам» в пении, фальши в интонировании. Пример: П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова. В слове «ночевала» звук «н» поется на высоте следующей за ней «о» (поется как «а») «на». Если слово заканчивается сонорной согласной, она должна быть спета на высоте предыдущей гласной.
При различных сочетаниях согласных необходимо соблюдать орфоэпические правила:
> Когда две согласные стоят рядом, то первая произносится мягко, чем за ней идет йотированная, или «ь». Пример: песня - песьня («с» - мягко, «н» - мягко) мягкое «с» произносится быстрее.
> Слитное произношение сочетаний согласных «да» и «тн», «да» и «тл» без призвуков, «чт» - в словах «что, чтобы» произносится как «што, штобы».
> Два одинаковых «взрывных» согласных, стоящие рядом, произносятся с задержкой. Например: слово «оттуда» произносится так:-"'Сначала звучит «о», затем следует задержка (люфт-пауза) затем- «туда» произносится крепким, но одним «т». Например: «отдохнешь - о'дохнешь», «вливает тайно» М. Глинка «Венецианская ночь» слова А. Козлова произносится «вливае'тайно» с задержкой и одним «т».
> Выпадение в речи одной из группы согласных сохраняется и в пении: здра{в}ствуй, сер{д}це, со{л}нце.
^ Недостатком произношения в пении будет появление между согласными, стоящими рядом, неясного гласного призвука «ы». Например. Вместо «приди», поют п{ы}риди, люблю - люб{ы}лю, и.т. д.
Единообразие в произношении гласных - первое и важное условие достижения хорового ансамбля. В хоре начало фразы или после паузы певцы должны петь только с твёрдой или мягкой атакой (но не с придыхательной).
Для произношения гласных и согласных в пении не требуется утрированная артикуляция, однако, несколько подчёркнутая артикуляция согласных несомненно способствует лучшему донесению текста до слушателей и придаёт пению особою художественную выразительность. Наиболее часто встречающиеся недостатки:
> нечеткое произношение окончаний слов, особенно согласных;
> низкое интонирование согласных (сонорных - Л, М, Н, Р)
Характер певческой дикции зависит также от особенностей музыки, содержания произведения, его образности. Например, в торжественных гимнах, драматических произведениях слова произносятся «крупно»; в спокойных, распевных - мягко; в маршевых - твёрдо, скандированно; в быстрых темпах - быстро, легко, активно, при минимальном движении артикулярционного аппарата.
На качество дикции влияют также сила звука и тесситура. Наилучшие условия хорошей дикции - умеренная сила звучания голоса в средней части диапазона. Осмысливание звукового стиха помогает певцам и дирижёру в поиске верных тембровых красок.
Образцом симфонической инструментовки стиха является пушкинское стихотворение «Октябрь уж наступил» положенное в основу хора Вик. Калинникова «Осень».
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увядание, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса...»
С изумительным мастерством Пушкин использует здесь тонкие комбинации созвучий согласных и гласных; повторы гласных, создающие определенный (более темный или более светлый) тембр голоса; смену образа и настроения. Услышать все это, почувствовать и воплотить в исполнении - значит раскрыть красоту пушкинской поэзии.
В вокально-симфонических сочинениях качество дикции во многом зависит от насыщенности оркестра и его громкости. Регулировка динамики сопровождения позволит яснее донести текст до слушателя.
Особую трудность для хора представляет исполнение стихотворного текста в произведениях полифонического, а иногда и гомофонно-гармонического склада, в условиях разновременного произношения слов, наличия словесных повторов и сокращений в отдельных голосах. Например, в хоре Вик. Калинникова «Жаворонок» на слова В. Жуковского для того, чтобы текст дошел до слушателей, от партии сопрано, где звучит основной текст полностью, требуется ясная и четкая дикция. В то же время трем остальным партиям (А, Т, Б) у которых текст дан в сокращении на выдержанных аккордах лучше произносить текст дикци-онно неясно, несколько затушеванно. В хоровых фугах, где текст обычно играет второстепенную роль и часто распевается одно какое-либо слово, этот прием может быть использован при проведении темы.
Хорошая дикция зависит от четкой работы артикуляционного (речевого) аппарата- системы органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К активным (доступным управлению) органам артикуляционного аппарата относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть; к пассивным органам - зубы, твердое не-оо, верхняя челюсть. Важнейшим элементом вокальной техники является пластичная артикуляция.
В работе начинающих хоров часто встречается такой типичный, недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, вялая работа артикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве звука, который становится тусклым и дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Использование упражнений, как правило, помогает устранить эти недостатки. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать хору упражнения на слоги «ба», «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут способствовать активности губ. Для этой же цели используются губные гласные «о» и «у». В работе над преодолением вялости и малоподвижности языка могут быть использованы упражнения на слоги «ля», «ле», «даль», «соль». При этом следует обратить внимание певцов на работу кончика языка, который активно ударяется о корни передних резцов в твердое нёбо.
Особое внимание следует обратить, например, на артикуляцию гласной «у». Она требует очень четкой артикуляции и совершенно определенной формы рта (вытянутые вперед губы). Певцы, боясь слабого звучания этой гласной, часто форсируют звучание, изменяя форму рта, приближаясь к «о» и «а». Это приводит к искажению смысла слов: - «боаря» вместо «буря»; - «тоачка» вместо «тучка». Все участники хора должны пользоваться едиными приемами артикуляции.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 816;